Чтобы обезопасить экономику страну и поддержать граждан, которые сейчас могут испытывать трудности с деньгами и работой из-за санкций западных стран, Правительство России разработало пакет мер, направленный на помощь всем слоям населения.
На конец марта было рассмотрено три пакета антикризисных мер, которые затронули россиян, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, владельцев бизнеса и граждан льготных категорий. Последние поправки в законодательство направлены, в первую очередь, на сферу строительства.
Сейчас основная задача – это тщательная проработка стратегий импортозамещения. Нужно найти новые пути поставок материалов и инструментов, сохранив, при этом, приемлемую ценовую политику как для компаний, так и для конечного потребителя.
Вошла в список и фармацевтика, которая сейчас особенно нуждается в поддержке из-за выхода с рынка крупных поставщиков медицинских компонентов и оборудования.
Всего антикризисный план состоит из двухсот мер, и почти половина из них уже реализовывается в регионах.
Меры поддержки | Дополнительно | Сроки |
Кредитные каникулы | Льготный период на срок от 1 до 6 месяцев | до 30 сентября |
Освобождение от НДФЛ | НДФЛ не облагается материальная выгода, проценты по вкладам и др., полученные в 2021–2023 годах | — |
Выплата на детей в возрасте от 8 до 16 лет | Ежемесячно для малоимущих семей в размере от 50 до 100% от прожиточного минимума | c 1 апреля |
Изменение расчета пеней | Ставка с 31-го дня просрочки действует в размере 1/300 ставки рефинансирования | до 9 марта по 31 декабря |
Особые условия соц. контракта для безработных | Доход уволенного после 1 марта не будет учитываться при оценке дохода семьи | с 1 марта |
Переобучение безработных | Проф. обучение для сотрудников промышленных предприятий, проведения курсов для желающих открыть своё дело | с 19 марта |
Меры по налогу на землю и имущество | При расчете налогов будет использоваться кадастровая стоимость жилья на 1 января 2022 года | — |
Налог на роскошь | Под «налог на роскошь» будут подпадать автомобили стоимостью от 10 млн. рублей и выше, а не от 3 млн. | с 1 января |
Все действия предпринимаются на основании закона, подписанного Президентом России Владимиром Путиным. Помимо общепринятых мер, глава государства дал поручение руководителям регионов самостоятельно выбирать меры поддержки граждан. Это может быть адресная помощь, материальные выплаты, льготы для предпринимателей.
Также в Правительстве отмечают, что весь комплекс мероприятий будет изменяться с течением времени, чтобы все предпринимаемые меры были актуальны для нынешней экономической ситуации.
Еще в марте было принято решение ввести кредитные каникулы как для частных предпринимателей и юридических лиц, так и для простых граждан. Получить отсрочку по платежам можно только по займам, которые были оформлены до первого марта. Льготный период может быть продлен до полугода, а воспользоваться такой возможностью можно до конца сентября.
Получить отсрочку можно только в том случае, если доход по сравнению с предыдущим годом снизился на тридцать и более процентов. Сумма кредита тоже имеет значение:
- Для физических лиц – 300 тысяч рублей.
- Займ индивидуального предпринимателя – 350 тысяч рублей.
- Кредитные карты – до 100 тысяч рублей.
- Кредит на авто – 700 тысяч рублей.
Меры поддержки коснулись и ипотек. Отсрочка платежей зависит от регионов. В Москве сумма займа может составлять шесть миллионов, в области, Питере и на Дальнем Востоке – четыре миллиона, для всех остальных регионов России порог единый – три миллиона рублей.
Ндфл и другие налоги
НДФЛ отменяется практически на все. Теперь не будут облагаться налогами проценты с банковских вкладов, материальная помощь и денежные подарки. Льгота касается некоторых категорий предпринимателей и россиян. Так, например, налоги не затронут депозиты, созданные в этом и прошлом годах.
Для налогов на землю и имущество введены дополнительные способы регулирования. Из-за нынешнего экономического положения кадастровая стоимость участков и помещений явно увеличится. Поэтому Правительство приняло решение использовать стоимость на момент января этого года при расчете налогов на следующий.
Новые условия по социальному контракту
Социальный контракт подразумевает собой договор между гражданином и органами социальной защиты и позволяет получить поддержку в обмен на переобучение, поиск нового места работы или открытие собственного бизнеса.
Если человек или семья заключает социальный контракт, доходы того, кто был уволен после первого марта не будут учитываться при составлении условий двухстороннего соглашения. Такая мера поможет в кратчайшие сроки заключать контракты и помогать семьям, которые в этом больше всего нуждаются.
Новые офсетные контракты
Малый и средний бизнес в России получил больше возможностей доступа к офсетным контрактам регионов и других субъектов. Раньше заключить подобную сделку можно было только в крупных областях, например, Москве или Екатеринбурге. Теперь же сделать это можно практически в любой точке России.
Офсетные контракты подразумевают собой длительный договор, который регулирует создание значимых для региона товаров. Бизнес заключает соглашение непосредственно с государством, что дает свои дополнительные гарантии.
Благодаря такому решению предприниматели смогут не только обезопасить свои производства, но и создавать новые, чтобы выполнить все поставки в нужном объеме.
А это, в свою очередь, новые рабочие места и достаточный запас продуктов, которых не хватает в том или ином регионе.
Воспользоваться офсетами могут практически любые сферы, в том числе, строительные корпорации и фармацевтические компании.
Чтобы заключить контракты стало проще, снижена и минимальная ставка по ним. Если раньше сумма, на которую заключался договор, составляла один миллиард, то сейчас это сто миллионов рублей. Так, даже средний бизнес сможет воспользоваться мерой поддержки и обеспечить себя работой в долгосрочной перспективе.
Получить юридическую помощь по вопросу, какие будут меры поддержки россиян можно на нашем сайте.
Санкции. Ликбез РСМД
Правовые основы и механизм введения санкций Благодаря своим широким финансовым и экономическим возможностям Соединенные Штаты Америки наиболее активно применяют экономические санкции для защиты собственных интересов и международной безопасности.
Вопрос введения санкций регулируется следующими законами:
— Закон о торговле с враждебными государствами (Trading with the Enemy Act, 1917 г.).
Первый закон, предусматривающий использование политических причин (вооруженный конфликт) для ограничения экономических отношений с зарубежными странами. В рамках принятых Конгрессом США поправок в 1933 г.
США могут ограничить оборот металлического золота (в форме слитков, простейших ювелирных украшений и т.д.) в случае объявления чрезвычайного положения, связанного не только с участием в вооруженном конфликте.
— Закон об иностранной помощи (Foreign Assistance Act, 1961 г.).
Вопросы экономической помощи и содействия развитию были выделены в отдельную сферу внешней политики США, регулируемую специально созданным Агентством США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID). Закон предусматривает ограничение или отмену программ международной помощи США для государств, правительства которых ограничивают или нарушают права человека.
— Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, 1976 г.). Принятый в 1976 г. закон вводит необходимость уведомления Конгресса США со стороны президента о введении новых режимов чрезвычайного положения.
Режим прекращает свое действие в случае, если он не продлен по истечению года, отменен указом президента, или если решение об его отмене принято в рамках совместной резолюции Конгресса США.
Президент США и все органы исполнительной власти обязаны собирать и представлять информацию о всех действиях и распоряжениях, принятых в рамках режима чрезвычайного положения, а также отчитываться о возможных потерях от подобных действий.
— Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, 1977 г.). Наделяет президента правом объявить чрезвычайное положение только в качестве ответа на угрозы, возникшие за пределами США.
— Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act, 1979 г.). Данный закон наделяет президента США правом контролировать экспортные операции с целью обеспечения национальной безопасности и целей внешней политики.
Наряду с этими документами выделяют еще 3 закона, которые также влекут за собой введение санкций в отношении физических и/или юридических лиц:
— Закон о борьбе с терроризмом и о применении смертной казни (Antiterrorism and Effective Death Penalty Act, 1996 г.).
Предусматривает помощь и компенсации жертвам террористических атак, ужесточение контроля за оружием массового уничтожения и сопутствующими материалами, ужесточение миграционной политики в отношении лиц, ищущих убежище, а также наказаний за подготовку и участие в террористических акциях. Закон допускает возможность признание деятельности какой-либо организации террористической, и как следствие — запрет на финансирование данной организации.
— Закон об иностранных наркоторговцах (Foreign Narcotics Kingpin Designation Act, 1999 г.). Закрывает доступ для наркоторговцев, контролируемых ими компаний или других юридических лиц доступ к финансовой системе США, а также запрещает физическим и юридическим лицам-резидентам США вступать в любые виды торговых и других экономических отношений с наркоторговцами.
— Закон о торговле чистыми алмазами (Clean Diamond Trade Act, 2003 г.). Закон запрещает импорт алмазов из регионов, охваченных вооруженными конфликтами.
Отдельные санкционные режимы также могут закрепляться в специальных законах, к примеру — Закон о свободе Кубы (Cuban Democracy Act, 1992), Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестрировании (Comprehensive Iran Sanctions, Accountability, and Divestment Act, 2010) и др.
Данные нормативно-правовые акты предоставляют президенту США возможность объявить чрезвычайное положение в качестве ответа на действия государства или негосударственного актора, которые могут представлять угрозу для интересов или безопасности США.
В таком случае Президентом подписывается соответствующий указ (executive order), объявляющий чрезвычайное положение в связи с соответствующими событиями.
В рамках данного режима возможны действия, направленные на ограничение предоставления международной помощи, торговли, финансовых операций, поставок определенных видов товаров и услуг, запрет на въезд в США, и другие меры невоенного воздействия.
В соответствии с Законом о чрезвычайных положениях, срок действия санкций ограничен одним годом, однако они могут быть продлены соответствующим указом президента США, или отменены Конгрессом США, в случае если Палата Представителей и Сенат проголосуют за снятие режима чрезвычайного положения. В свою очередь, Конгресс США может вводить ограничительные меры, или изменять уже действующие санкционные режимы.
Большинство действующих санкционных режимов США координируются Управлением по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США (US Treasury Department).
В свою очередь, в регулировании режима санкций также участвуют Государственный департамент США (запрет на въезд на территорию США, вопрос о признании террористической деятельности), Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Министерство торговли и другие ведомства.
- Виды санкций
- Снятие санкций
- Ответственность за нарушение санкций
Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ выделяют: Заморозку активов; — Запрет на въезд в США; — Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения); — Запрет на поставки вооружений и военной техники; — Ограничение доступа на финансовый рынок США; — Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц); — Ограничение предоставления помощи развитию и др. Санкции могут быть сняты несколькими способами. Режим чрезвычайного положения вводится на основании указа Президента США и определяет возможность введения ограничительных мер на протяжении 12 месяцев. Пролонгация режима также осуществляется посредством подписания соответствующего указа президента. Если он не пролонгируется, то по истечению данного срока режим чрезвычайного положения и сопутствующие ему ограничительные меры прекращают свое действие. Также режим санкций может быть отменен как соответствующим указом президента США, так и совместной резолюцией Конгресса США (которая также должна быть подписана президентом).
В США существует хорошо разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) приводит соответствующее руководство.
Суммы штрафов являются фиксироваными и могут быть пересмотрены с поправкой на инфляцию. В частности с 1 августа 2016 г., Закон о торговле с враждебными государствами предусматривает максимальный штраф в размере 83 864 долл.
США, в то время как Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях предусматривает максимальный размер штрафа в размере 284 582 долл. США или штраф, равный двойному объему соответствующих транзакций.
Данные суммы носят базовый характер, а окончательные размеры штрафов также рассчитываются исходя из обстоятельств каждого нарушения режима санкций. При назначении штрафов OFAC исходит из следующих параметров:
— Является ли данной нарушение режима санкций «вопиющим нарушением» (egregious case);
— Сообщил ли нарушитель о своих действиях регулятору в добровольном порядке (voluntary self-disclosure).
В зависимости от сочетания данных параметров возможно назначение различных штрафных санкций за нарушение санкционного режима, которые могут подразумевать в том числе уголовную ответственность, лишение свободы на долгий срок.
Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям.
Наиболее наглядными примером служит крупнейший французский банк — BNP Paribas, вынужденный заплатить 8,9 млрд долл. за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана; HSBC (штраф в размере 1,9 млрд долл. в 2012 г. за нарушение санкций в отношении Мьянмы, Кубы, Ирана, Судана и Ливии), Commerzbank AG (1,45 млрд долл.
за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана).
— Инфографика: Санкции США
Экономические санкции: ограничения правового и политического характера
Анна Сегал работает в Юридическом отделе МККК. Взгляды, высказанные автором данной статьи, не обязательно совпадают с позицией МККК.
За первые 45 лет своего существования Совет Безопасности ООН принял резолюцию о введении экономических санкций всего лишь в двух случаях: в отношении Родезии (1966 г.) и ЮАР (1977 г.).
Со времени окончания холодной войны Совет Безопасности все чаще прибегал к коллективным экономическим санкциям. Санкции применялись к Ираку, бывшей Югославии, Гаити, Сомали, Ливии, Либерии, Анголе, Руанде и Суда-ну.
Как видим, санкции ООН могут быть введены как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта.
https://www.youtube.com/watch?v=5-3cvwsRwR0\u0026t=129s
В последние годы последствия санкций, сказывающиеся в гуманитарной сфере, осо-бенно всеобъемлющих торговых санкций, стали вызывать озабоченность у гуманитар-ных организаций, включая Международный Комитет Красного Креста.
Во время про-ведения операций на местах эти организации становились свидетелями ужасных по-следствий в гуманитарном плане некоторых из вышеупомянутых санкций.
Санкции могут отрицательно сказываться не только на гуманитарной ситуации, в которой ока-зывается население государства, против которого они направлены, но также и на дос-тавку гуманитарной помощи.
- В силу того, что международное сообщество все чаще прибегает к экономическим санкциям, а также учитывая их гуманитарные последствия, важно рассмотреть право-вую основу для их введения, правовые ограничения на их введение, а также политиче-ские причины, позволяющие требовать от Совета Безопасности ограничить свое право ввод ить санкции.
- Правовая основа — Глава VII Устава ООН
- Совет Безопасности может потребовать введения коллективных экономических санк-ций в соответствии со статьей 41 Устава ООН, перед этим в соответствии со статьей 39 он сделает вывод о существовании любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии, или если санкции вводятся для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Прежде чем говорить о правовых и политических соображениях, позволяющих огра-ничить полномочия Совета Безопасности применять экономические санкции, важно определить правовые и политические рамки этих полномочий. Цель создания Органи-зации Объединенных Наций излагается в статье 1 Устава ООН.
Несомненно, основной целью является поддержание международного мира и безопасности, что, как преду-сматривается в статье 1.
1, осуществляется посредством указанных в Главе VI проце-дур мирного урегулирования споров или коллективных мер принудительного право-применения, предусматриваемых в Главе VII.
Если Совет Безопасности определяет существование угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, он должен дать рекомендации или выбрать меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности .
Это могут быть преду-смотренные в статье 41 меры, » не связанные с использованием вооруженных сил » , та-кие как экономические санкции, или указанные в статье 42 меры, предполагающие » такие действия [военные ] (…
), какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности » .
Ограничения на введение санкций
В соответствии с Уставом ООН и международным правом
Существует мнение, что Совет Безопасности не обязан считаться с правом прав чело-века или международным гуманитарным правом при введении коллективных эконо-мических санкций в соответствии со статьей 41 Устава ООН.
Основанием для него служит формулировка статьи 41 , которая как бы наделяет Совет Безопасности неог-раниченным правом вводить экономические санкции (при наличии такого критиче-ского условия как угроза миру, нарушение мира или акт агрессии), а также статьи 1.1, 25 и 103 Устава .
Подобное толкование предполагает, что меры коллективного право-вого принуждения, принимаемые Советом Безопасности, способны не только аннули-ровать отдельные договорные обязательства стран-членов в сфере международного права прав человека и гуманитарного права, но и то, что Совет Безопасности не обя-зан соблюдать принципы справедливости и международного права, применяя коллек-тивные экономические санкции в соответствии со статьей 41.
Этот аргумент не восторжествовал, и очевидным и общепризнанным является то, что Совет Безопасности обязан соблюдать нормы права прав человека и международного гуманитарного права при разработке, контроле и пересмотре режимов установленных санкций . Право вводить санкции должно рассматриваться в контексте Устава ООН в целом и им следует пользоваться в соответствии с целями и принципами Устава, в ко-торые входит содействие соблюдению прав человека и основных норм международ-ного права .
https://www.youtube.com/watch?v=5-3cvwsRwR0\u0026t=277s
Для того чтобы определить правовые ограничения на введение экономических санк-ций в период вооруженного конфликта, необходимо обратиться к положениям между-народного гуманитарного права и к неотъемлемым нормам права прав человека.
Для того же чтобы определить правовые ограничения на введение экономических санкций в мирное время, следует обратиться к праву прав человека.
Основываясь на положени-ях права прав человека и междунар одного гуманитарного права, а также исходя из элементарных соображений гуманности, многие авторы считают, что режим введения санкции не должен доводить уровень жизни значительной части населения до уровня ниже прожиточного . Другие на том же основании выступают против применения санкций, потому что они лишают людей основного права человека на жизнь и сущест-вование .
Растущее признание такого подхода — а именно того, что страдания, которые санкции могут законно причинить, должны иметь пределы, — можно увидеть в нынешней практике и заявлениях Совета Безопасности и Комитета ООН по экономическим, со-циальным и культурным правам, в резолюциях по экономическим санкциям, принятых на XXVI Конференции Красного Креста и Красного Полумесяца, и в Заявлении Ме-жучрежденческого постоянного комитета по вопросам последствий санкций в гумани-тарной сфере.
Ограничения в соответствии с международным правом — в период вооруженного конфликта
В международном гуманитарном праве экономические санкции и их последствия для гражданского населения специально не упоминаются.
Тем не менее, когда санкции вводятся в период вооруженного конфликта — международного или внутреннего ха-рактера, применяются общие нормы защиты населения от последствий военных дей-ствий .
Таким образом решение о введении подобных мер должно приниматься с уче-том международного гуманитарного права, в частности, тех норм, которые касаются поставок медикаментов и продовольствия различным категориям покровительствуе-мых лиц.
Режим всесторонних санкций, да и вообще любой режим санкций, способный оказать воздействие на гражданское население, должен делать исключения, построенные на соображениях гуманитарного характера ( » гуманитарные исключения » ).
Это необходи-мо, независимо от того, вводятся санкции отдельным государством или Советом Безопасности.
Государства и Совет Безопасности обязаны учитывать соответствую-щие нормы защиты гражданского населения и наиболее уязвимых групп населения от последствий вооруженного конфликта.
Эти нормы можно свести к следующему:
1. Запрет вызывать голод среди гражданского населения Нельзя лишать гражданских лиц доступа к необходимым для их выживания средствам. Вызывать голод среди гражданского населения — это запрещенный метод ведения во-енных действий . Поэтому запрещается прибегать к блокаде, осаде или использовать режим экономических санкций с целью вызвать голод среди гражданского населе-ния .
2. Право на получение гуманитарной помощи
Гражданские лица имеют право на получение гуманитарной помощи.
Это право га-рантируется двумя способами: положениями, требующими от государств, при соблю-дении определенных условий , предоставлять пропуск гуманитарных грузов, и поло-жениями, дающими право гуманитарным организациям оказывать помощь при усло-вии согласия сторон. Эти положения различаются в зависимости от того, носит ли конфликт международный или немеждународный характер:
В период международного вооруженного конфликта применяются следующие нормы: (i) Государства обязаны предоставлять свободный пропуск:
— посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необхо-димыми для отправления религиозных культов, предназначенных исключительно для гражданского населения; — посылок с необходимыми продуктами питания, носильными вещами и укрепляющи-ми средствами, предназначенными для детей до 15 лет, беременных женщин и роже-ниц .
(ii) Вышеуказанное (пункт (i)) правило было расширено в Дополнительном протоколе I 1977 г.
, в котором предусматривается, что, если гражданское население недостаточ-но обеспечивается носильными вещами, постельным бельем, средствами укрытия, другими средствами, необходимыми для его выживания, а также предметами, необ хо-димыми для отправления религиозных культов, при наличии согласия сторон, долж-ны проводиться операции по оказанию помощи, носящие гуманитарный и беспри-страстный характер . Стороны в конфликте и другие государства должны разрешать и содействовать быстрому прохождению поставок помощи, оборудования и персона-ла . Стороны в конфликте обязаны обеспечить защиту поставок помощи и содейство-вать их быстрому распределению .
- (iii) МККК и другие беспристрастные гуманитарные организации могут с согласия с сторон в конфликте проводить гуманитарные операции по защите и оказанию помощи покровительствуемым лицам .
- В период вооруженного конфликта немеждународного характера применяются сле-дующие нормы:
- (i) если гражданское население испытывает чрезмерные лишения из-за недостаточного обеспечения запасами, существенно важными для его выживания, такими как продо-вольствие и медицинские материалы, то с согласия заинтересованного государства должны проводиться операции по оказанию помощи, носящие гуманитарный и бес-пристрастный характер .
- (ii) МККК и другие беспристрастные гуманитарные организация могут предложить свои услуги находящимся в конфликте сторонам .
- 3. Поставки помощи в период морских блокад
- Те же принципы применяются к морским блокадам, а именно:
- (i) Государства обязаны предоставлять свободный пропуск посылок с необходимыми продуктами питания, предназначенными для детей, беременных женщин и рожениц, а также медицинских материалов и предметов для отправления религиозных культов, предназначаемых для населения в целом .
- (ii) С согласия заинтересованных сторон следует проводить операции, носящие гума-нитарный и беспристрастный характер .
Президент РФ подписал закон по защите экономики и граждан в условиях зарубежных санкций
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, направленный на повышение устойчивости российской экономики, а также на защиту граждан в условиях санкций.
https://www.youtube.com/watch?v=5-3cvwsRwR0\u0026t=407s
Как отмечал ранее Председатель ГД Вячеслав Володин, все существующие меры поддержки будут сохранены, а социальные обязательства государства — выполнены независимо от вызовов и проблем, с которыми сталкивается наша страна.
- Пенсии и социальная поддержка
- По новому закону Правительство РФ получает право оперативно принимать решения о дополнительной индексации отдельных видов пенсий, назначении размера социальной доплаты к ним, увеличении стоимости одного пенсионного коэффициента, а также индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
- Также кабмин сможет устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений, а также отношений в области содействия занятости населения с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии, выплаты пенсий, иных выплат и обеспечения по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицам, проживающим за пределами РФ, а также параметры исчисления и установления МРОТ.
- Мораторий на проверки для малого бизнеса
Согласно закону, с 10 марта 2021-го и до конца 2022 года вводится мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий. Исключениями являются только случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья граждан (например, в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны и т. д.).
Новый этап амнистии капиталов
Закон вводит уже четвертый в нашей стране этап амнистии капиталов. В рамках процедуры добровольного декларирования счетов и имущества предприниматели имеют возможность задекларировать наличные.
Также вместо ценных бумаг в законе устанавливается определение «финансовые активы», что позволит легализовать не только акции и облигации, но и, например, фьючерсные контракты, опционы и другие финансовые инструменты.
- Поддержка IT-отрасли
- По новому закону аккредитованные в России IT-компании освобождены от уплаты налога на прибыль и плановых проверок до конца 2024 года.
- Лицензирование и разрешительные режимы
- Представители бизнеса по решению Правительства будут осуществлять свою деятельность без лицензии, прохождения оценки по бессрочным лицензиям и квалификационных экзаменов.
- Изменения контрактов по госзакупкам
По соглашению сторон теперь допустимо изменение существенных условий контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок.
Речь идет о правоотношениях, возникших до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта появились не зависящие от его сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Закон предполагает в том числе и расширение списка лекарств для закупок медицинскими организациями по упрощенной системе.
Отмена НДС на золотые слитки для физлиц
Президент также подписал закон, который освобождает от налога на добавленную стоимость операции по продаже банками физическим лицам драгметаллов в слитках, изъятых из хранилищ. Норма будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 года.
Бюджетный кодекс
Еще один подписанный Президентом документ вносит поправки в Бюджетный кодекс. В частности, предусматривается возможность размещения средств Фонда национального благосостояния в государственные ценные бумаги.
Также поправки предусматривают возможность оперативного использования дополнительных ненефтегазовых доходов на обеспечение различных мероприятий по предотвращению негативного влияния на российскую экономику.
Ограничение возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
Законом предусматривается возможность возбуждения следственными органами уголовных дел только по материалам налогового ведомства о возможном наличии в действиях налогоплательщика состава преступления. Нормы направлены на снижение нагрузки на предпринимателей в условиях санкций.
Правительство разработало проект о защите россиян от санкций Запада
Правительство внесло в Госдуму законопроект о защите россиян в связи с «недружественными действиями зарубежных стран и международных организаций» на фоне проведения РФ военной операции на Украине. Соответствующий документ был опубликован на сайте нижней палаты российского парламента.
«Проект федерального закона разработан в целях защиты национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций», — говорится в пояснительной записке к документу.
- Основные положения законопроекта направлены на содействие занятости населения, обеспечение лекарствами и медизделиями, предоставление социальной помощи и пенсионного обеспечения.
- Кроме того, в число мер по защите россиян входит обеспечение защиты прав и интересов студентов, проходивших обучение за границей и вынужденно прекративших его.
- Кроме того, по информации «Известий», премьер-министра РФ Михаила Мишустина просят защитить россиян, которые покупали импортные товары компаний, решивших уйти с нашего рынка.
- В частности, предлагается инициировать в отношении компаний, которые приняли или примут решения об уходе с российского рынка, проведение проверок на предмет наличия у них денежных средств, запасов продукции и других активов, необходимых для исполнения обязательств перед российскими потребителями.
Ранее, 2 марта, сообщалось, что российское правительство на фоне западных санкций примет дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Так, правительство введет мораторий на плановые проверки для индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий начиная с 10 марта и до конца года.
Еще одной мерой поддержки станет продление программы возмещения расходов на использование системы быстрых платежей (СПБ).
Также глава кабмина анонсировал меры поддержки для сотрудников IT-компаний, которым предоставят возможность оформить льготную ипотеку и получить отсрочку от армии. Кроме того, все российские IT-компании будут освобождены от проверок и уплаты налога на прибыль сроком на три года.
1 марта президент России Владимир Путин подписал указ о введении дополнительных временных экономических мер для обеспечения финансовой стабильности в стране.
Уточняется, что решение связано с «недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», которые направлены на введение санкций в отношении граждан и юрлиц России.
В частности, со 2 марта из РФ запрещается вывозить наличную иностранную валюту в сумме, превышающей $10 тыс. и «рассчитанной по официальному курсу Центрального банка (ЦБ) РФ, установленному на дату вывоза».
Санкции последовали в ответ на проводимую РФ операцию по защите Донбасса, о начале которой Путин заявил 24 февраля.
Российская сторона подчеркивала, что не вынашивает планы по оккупации Украины, а удары ведутся только по военной инфраструктуре ВСУ.
Как уточнял Песков, спецоперация преследует две цели — демилитаризации и денацификации Украины. По его словам, оба эти аспекта представляют угрозу для российского государства и народа.
Больше актуальных видео и подробностей о ситуации в Донбассе смотрите на телеканале «Известия».
Исполнение антироссийских санкций как злоупотребление полномочиями
Как ранее писала «АГ», в апреле в Госдуму внесен проект поправки в ст. 201 УК РФ (законопроект № 102053-8), устанавливающей ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий вопреки законным интересам организации в целях исполнения решения о введении санкций против России.
Исполнение антироссийских санкций предлагается считать злоупотреблением полномочиямиПреступлением будет считаться использование лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий вопреки законным интересам организации в целях исполнения решения о введении санкций против России
В контексте происходящих в мире событий и беспрецедентного давления на Россию со стороны недружественных государств любое принимаемое в установленном законом порядке решение о совершении ответных действий представляется закономерным и обоснованным. Цитируя Ф.Н. Плевако, этот шаг был «обусловлен ревнивой любовью к правде и справедливости»1.
Между тем предлагаемая редакция поправки в УК, на мой взгляд, нуждается в серьезном переосмыслении. Установление этой нормы является, по сути, ответом на введенные в отношении России санкции, однако с точки зрения масштабов этого противопоставления замечу, что в данном случае ответ в виде проекта поправки в ст. 201 УК по объему правового существа рискует оказаться «холостым выстрелом».
Как говорил В.Д. Спасович по делу Дементьева: «Следует начать сначала с Даниловой и ее собаки»2.
Согласно диспозиции планируемой редакции ч. 2 ст.
201 УК преступным деянием является использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если данным действием причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства и деяние было совершено в целях исполнения решения иностранного государства (союза иностранных государств, международной организации) о введении санкций против России.
Нововведением является последняя часть диспозиции, конкретизирующая действия указанного лица, совершенные вопреки законным интересам организации в целях исполнения решения о введении антироссийских санкций.
В Европейском Союзе применение санкций регулирует Совет Европы, который принимает постановления на основании ст. 215 Договора о функционировании Евросоюза. Постановления Совета имеют прямое действие во всех странах – членах ЕС.
Решения Совета касаются всех установленных ограничительных мер, но Совет не может принимать постановления о применении мер, не относящихся к сферам компетенции, делегированным странами ЕС Евросоюзу (например, запрет на въезд и оружейное эмбарго), – эти меры страны ЕС должны вводить при помощи национального законодательства. Помимо автономных санкционных режимов Европейского Союза, в ЕС применяются санкции, установленные Советом Безопасности ООН, которые вводятся на основании постановлений Совета Европы. В рамках компетенции стран ЕС международные санкции действуют на основании внутригосударственного законодательства. Законопроекты о санкциях в отношении России в США принимает Конгресс и анонсирует президент.
Исполнение ограничительных мер возлагается на всех без исключения в той части, кого они касаются.
Это могут быть как иностранные компании, осуществляющие с Россией совместную экономическую деятельность или сотрудничающие с ней в различных областях экономики, спорта и общественной деятельности, так и российские компании, в том числе с госучастием, отказывающиеся, например, от работы с оказавшимися под санкциями кредитными организациями под предлогом, что рискуют тем самым попасть под действие санкционных ограничений.
В связи с этим возникают резонные вопросы: чьи именно действия будут содержать объективный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 201 УК в предложенной законопроектом редакции, и кто будет являться субъектом преступления в соответствии с нормами уголовного и уголовно-процессуального законов РФ?
Как следует из ч. 3 ст.
12 УК, регулирующей действие Кодекса в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, подлежат уголовной ответственности, если преступление направлено против интересов России либо ее гражданина или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых Кодексом, если указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России.
Как видно из проекта изменения в ч. 2 ст.
201 УК, уголовная ответственность предусмотрена не только за действия в целях исполнения решения иностранного государства (союза иностранных государств, международной организации) о введении антироссийских санкций, но и за использование таким лицом своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения последним вреда.
Таким образом, законодатели предлагают объединить оба эти вида преступления для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и назначения предусмотренного данной статьей Кодекса наказания.
Поскольку ответственность за исполнение решения иностранного государства (союза иностранных государств, международной организации) о введении санкций против России, – как и использование лицом, выполняющим управленческие функции в организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, – содержится в диспозиции статьи УК, такое решение априори считается уголовно наказуемым, из чего следует, что данное преступление совершается группой лиц либо группой лиц по предварительному сговору. Иное противоречило бы диспозиции ч. 2 ст. 201 УК в предлагаемой редакции.
Положения ст.
33 УК содержат перечень соучастников преступления (организаторы, подстрекатели и пособники), в связи с чем необходимо вспомнить об указанных источниках незаконных действий ряда иностранных государств и конкретных лиц, их представляющих, виновных в объявлении санкций в отношении России, поскольку без установления этих источников определение объективной стороны преступления по ч. 2 ст. 201 УК в части предлагаемого нововведения представляется затруднительным, а применение Кодекса в этой части – невозможным.
Будет ли уголовная ответственность возложена исключительно на руководителей российских предприятий, исполняющих требования, относящиеся к санкционным, или ответственность в соответствии с названными нормами права понесут зарубежные компании, осуществляющие коммерческую деятельность на территории России (как исполнители), и будут ли привлечены к уголовной ответственности высшие должностные лица иностранных государств и межгосударственных органов, парламентарии?
Если нет, предложенная поправка, полагаю, не может являться нормой права, поскольку это противоречило бы фундаментальным ценностям российского законодательства, принципам неотвратимости наказания и другим принципам правосудия, изложенным в ч. 1 ст. 2 УК, а также в ст. 3, 4, 6 и 8. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 9 Кодекса поправка теряет практический смысл, поскольку в отношении России до введения этого изменения применены уже практически все виды санкций.
Напомню, что, по информации из открытых источников, на конец марта Россия стала мировым лидером по количеству санкций, обойдя Иран, а число российских граждан и юридических лиц, находящихся под санкциями, достигло 7116.
Поскольку преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим на момент его совершения, а в законопроекте не разъясняется, как при таких обстоятельствах будет определяться виновность указанных в ст. 201 УК лиц, правомерность уголовного преследования по данной категории дел у меня, в частности, вызывает серьезное сомнение.
Учитывая изложенное, вносимое в УК изменение и отсутствие как примечаний к нему, так и правоприменительной практики предполагает его широкое толкование судами, возможность избирательности применения и произвольность карательных действий. Так, согласно п. «в» ч. 1 ст.
78 УК срок привлечения лица к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 201 Кодекса составляет 10 лет.
В связи с этим возникает вопрос: будет ли задержан и привлечен к уголовной ответственности, например, руководитель международной футбольной организации, если вскоре после отмены санкций посетит Россию с предложением провести здесь чемпионат мира по футболу?
Сам контекст предлагаемой поправки дает основания полагать, что должностные лица иностранных государств и межгосударственных органов из зоны уголовной ответственности как основные фигуранты дел будут все-таки исключены.
Если так, получается, что усилия законодателей направлены на привлечение к уголовной ответственности второстепенных лиц, что больше похоже на «месть вдогонку».
При этом представляется, что ситуации, в которых лицо в силу неинформированности о новых санкциях выполнило их по неосторожности или причинило вред бездействием, исключены, поскольку совершение преступления, предусмотренного ст.
201 УК, определяется диспозицией этой статьи, а именно – наличием умысла на совершение преступления, при отсутствии указания на неосторожность или бездействие. Кроме того, лицо не может не понимать, что совершает именно это преступление, поскольку своими действиями причиняет очевидный вред своей организации в виде материального ущерба, вплоть до ликвидации.
На мой взгляд, положение о недопустимости принятия каких-либо ограничительных мер в отношении России относится к компетентности Конституционного Суда РФ и должно корреспондировать нормам уголовного права, предусматривающим уголовную ответственность не только за исполнение каких-либо решений иностранных государств или их союзов, но и за инициирование и принятие таких решений лицами за пределами РФ. Однако при этом не следует забывать, что любые попытки привлечения к уголовной ответственности лиц, наделенных дипломатическими полномочиями, противоречат международному праву.
Резюмируя, отмечу, что предлагаемая поправка, на мой взгляд, по содержанию не является источником права, в полной мере защищающим граждан и государство от противозаконных действий представителей недружественных стран. Кроме того, существуют более эффективные и, безусловно, действенные меры экономического, а не уголовного характера защиты от подобных явлений.
1 Г. Резник. Ф. Плевако. Избранные речи. Том 2. С. 149. М., 2019.
2 Спасович, В.Д. Судебные речи / В.Д. Спасович. М., 2014.