Последние новости о средствах индивидуальной мобильности не дают покоя многим их владельцам.
Между тем, власти придумали новый закон в виде изменений в ПДД, закрепляющих все электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и любые устройства с электродвигателем, и уточнили обязанности и, главное, запреты для них.
В статье мы разберёмся, как нужно будет ездить по новым правилам, определим, что такое СИМ, и выясним, какие штрафы полагаются для них за нарушения.
Что за новый закон о средствах мобильности?
Обновление от 17.10.2021 г. Правительство РФ выпустило финальный проект Постановления о внесении изменений в ПДД по части таких средств. В частности, введено их определение, приведён список (не исчерпывающий) подпадающих устройств под это определение, а также вводятся соответствующие ограничения и запреты в связи с этим. Обзор данных поправок мы рассмотрели в специальной статье.
На самом деле, никакого нового закона пока ещё нет. Так как речь идёт об изменениях в ПДД, то таковые вносятся не законами как таковыми, а постановлениями правительства России. И такое постановление, действительно, есть, но даже оно не имеет статус официального – по состоянию на 01 Августа 2022 года это только проект, предложенный Минстрансом, и в законную силу он ещё не вступил.
Между тем, министерство предлагает внести следующие поправки в Правила:
- разного рода электросамокаты, гироскутеры, ролики и прочий подобный транспорт теперь выделяется в отдельную группу – средства индивидуальной мобильности (СИМ),
- в то же время лица, использующие для передвижения СИМ, всё ещё приравнены к пешеходам,
- но для таких участников дорожного движения по новым правилам будут предусмотрены отдельные обязанности,
- кроме того, вносятся изменения в ряд других разделов ПДД, включая новые обязанности при международном движении, а также новые цвета дорожной разметки.
Проект постановления опубликован официальном Федеральном портале правовых актов.
Что такое СИМ?
Итак, средства индивидуальной мобильности могут стать определены в ПДД. В частности, перечислены устройства, которые к ним относятся:
- роликовые коньки,
- самокаты,
- электросамокаты,
- скейтборды,
- электроскейтборды,
- гироскутеры,
- сигвеи,
- моноколёса,
- иные аналогичные средства.
Как видим, законодатели предусмотрели практически неограниченный список такого транспорта, дав свободу при правоприменении на практике это инспекторам ДПС, судьям и другой исполнительной власти. Таким образом, сюда можно отнести даже детские кроссовки с выдвижными колёсами.
Но главных критериев нового средства мобильности 2 – они приводятся в движение либо мускульной силой людей, либо электродвигателем, а также являются устройствами. То есть это должен быть отдельный предмет, и по логике он не является элементом одежды или обуви (таким как высокая платформа или каблуки, к примеру).
Официальная трактовка:
Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
А вот велосипеды и инвалидные коляски, как видим, исключены из устройств СИМ. Сделано это, потому что они выделены в отдельную группу. Так, велосипеды вообще являются транспортными средствами.
Где можно ехать после изменений ПДД?
Самые масштабные поправки коснулись раздела 24 Правил, регулирующих движение для велосипедистов. Теперь этот раздел переименован и туда включены люди на средствах индивидуальной мобильности. И главное, именно эта глава ПДД регулирует, где можно ездить на электорсамокатах, сигвеях, гироскутерах и других СИМ.
Давайте подробнее рассмотрим каждый участок дороги.
По велодорожке
По новым ПДД водители СИМ старше 14 лет не просто могут, а именно обязаны двигаться по:
- велодорожкам,
- велозонам,
- велополосе на проезжей части.
Но эта обязанность, конечно же, действует при наличии перечисленной инфраструктуры. Но даже если вы едете на обычных роликовых коньках, то при наличии велодорожки тротуар вам противопоказан по новым ПДД.
По тротуару
Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов.
По обочине
Здесь всё в той же закономерности – при отсутствии велоинфраструктуры и тротуара можно ехать по обочине, но только лицам старше 14 лет.
По краю проезжей части
- И уже если нет ни обочины, ни тротуара, ни велодорожек, можно ездить по правому краю проезжей части только водителям средств мобильности старше 14 лет. Также такая возможность есть, если отсутствует возможность двигаться по перечисленным участкам дороги. При этом, аналогично велосипедистам, нельзя обгонять другие СИМ, нужно двигаться в один ряд.
- Если данная дорога не автомагистраль, а также если на этой дороге есть ограничение скорости 60 км/ч и не запрещено ездить велосипедистам.
- Если мобильное устройство оборудовано электродвигателем, тормозами, звуковым сигналом, светоотражателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета по бокам и красного цвета сзади, а также рабочим фонарём белого цвета спереди.
Отдельный запрет для гироскутеров, сигвеев и моноколёс
Добавлено и определённое запрещение для владельцев СИМ, которые оборудованы системой стабилизации для передвижения – теперь им нельзя ездить по проезжей части дорог в любом случае (кроме ПЧ велозоны).
Официальная трактовка:
Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией, по правому краю проезжей части дорог – не допускается (за исключением велосипедных зон).
Есть ли ограничение скорости?
Да, есть. Но только для зоны тротуара.
- На проезжей части дороги вы можете ехать с любой скоростью.
- А вот на тротуарах и в любых зонах, совмещённых с движением пешеходов, скорость ограничена 20 км/ч.
Официальная трактовка:
24.5.1. Скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещённого движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.
Как ездить среди пешеходов?
Кроме того, пешеходы имеют приоритет в зонах из последнего пункта выше.
Во всех случаях совмещённого с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
А если существует опасность для пешеходов при вашем движении на мобильном устройстве, то вы обязаны спешиться. И это, пожалуй, самый худший новый пункт ПДД для владельцев СИМ, потому как при любом ДТП с пешеходом фактически можно будет сослаться на нарушение этого правила и виновным во всех случаях признать именно человека на роликовых коньках, электросамокате и прочих устройствах.
Если я еду на электросамокате, я водитель?
Да. Только дети в возрасте до 7 лет являются пешеходами, а также те, кто несёт СИМ с собой, ведёт или везёт его рядом.
Любое лицо, которое едет на мобильном устройстве, является водителем. Понять это достаточно просто из термина транспортного средства – средства мобильного передвижения формально подпадают под это определение, так как являются устройствами, предназначенными для передвижения по дорогам (а тротуары, к слову, тоже включены в дорогу).
А водитель – это лицо, управляющее ТС.
В этом и кроется главное изменение ПДД – если раньше вы могли ехать на электросамокате, который развивает скорость выше многих скутеров, и являться по сути пешеходом, то теперь эту «лазейку» прикрыли, и отвечать придётся по полной.
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. | Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности. |
Но не спешите начинать бояться огромных штрафов и возможного лишения водительских прав за нарушения езды на электросамокатах и гироскутерах! Всё же правила движения для средств индивидуальной мобильности значительно мягче и во многих случаях водители СИМ всё же приравнены к пешеходам и могут пользоваться большинством их преимуществ по части перехода дороги. Об этом и поговорим ниже.
Должен ли я пропускать пешеходов?
Не совсем. Несмотря на то, что пользователи мобильных устройств – это формально водители, многие пункты правил приравнивают их по обязанностям к пешеходам. То есть, если траектории движения человека на СИМ и пешехода пересекаются, то здесь всё также, как взаимодействие между двумя пешеходами.
Однако, если ведёте или несёте средство мобильности по проезжей части, а не едете на нём, то вы обязаны двигаться по правому краю, в отличие от пеших, которым предписано идти по левому краю.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
А вот пользоваться велодорожками средствам индивидуальной мобильности дано полное право. При этом, пешеходы не должны создавать помех таким устройствам.
Как переходить/переезжать дорогу по светофору?
И это очевидный пример, когда лицам на средствах индивидуальной мобильности – электросамокатах, гироскутерах и прочих – дано право пользоваться преимуществами как велосипедистов, так и пешеходов:
- в отсутствии велодорожки СИМ могут переезжать или переходить дорогу вместе с пешеходами, руководствуясь соответствующими сигналами пешеходного светофора,
- но если есть светофор с силуэтом велосипедиста, то они должны руководствоваться им.
Должны ли водители автомобилей уступать дорогу СИМ?
Да, и в этом случае средства индивидуальной мобильности пользуются преимуществами как пешеходов, так и велосипедистов:
- при выезде с прилегающей и въезде на прилегающую территорию автомобили должны уступать дорогу пешеходам и лицам на СИМ,
- на нерегулируемых пешеходных переходах появилась обязанность уступать дорогу не только абсолютно пешим, но и лицам на гироскутерах, электросамокатах, коньках, скейтбордах, моноколёсах и сигвеях,
- при повороте направо нужно также уступать дорогу лицам на средствах мобильности.
ПДД для средств индивидуальной мобильности
Среди других изменений Правил есть как новые запреты, так и разрешения для владельцев двигающихся гаджетов:
- СИМ запрещено двигаться по автомагистрали,
- но можно ехать как по дороге, так и по тротуару в жилых зонах и во дворах,
- при этом, при выезде из жилой зоны нужно уступать дорогу пешеходам – здесь средства мобильности приравнены к водителям машин,
- если у вас на СИМ есть фара или фонарь, то в тёмное время суток их необходимо включить,
- нельзя буксировать одним СИМ или велосипедом другое такое средство.
Можно ли ездить пьяным?
Нет. Новые ПДД дополнятся пунктом 24.12, который будет предписывать буквально следующее:
24.12. Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Какие дорожные знаки распространяются на СИМ?
Среди множества знаков в ПДД ряд таковых будут распространяться и на средства мобильности. Среди них:
- 3.1 Въезд запрещён (Кирпич)
- а знак 3.2 Движение запрещено распространяет своё действие на всех любителей СИМ, кроме детей младше 7 лет
- знак, запрещающий движение велосипедов и мопедов
- знак Обгон запрещён не будет распространять своё действие на средства мобильности – их обгонять будет можно (но без пересечения сплошной).
Кроме того, появится новый дорожный знак – 3.35, запрещающий движение исключительно для СИМ. Но как он будет выглядеть, пока ещё неизвестно.
Скачать официальный текст проекта постановления об изменениях в ПДД.
Какие штрафы для СИМ?
Между тем, несмотря на обширные изменения в ПДД и новый закон для мобильных средств передвижения, штрафы остались те же, и их всего 2. Они регулируются статьёй 12.29 КоАП и составляют:
- 800 рублей за любое нарушение ПДД «иным лицом, участвующим в дорожном движении, кроме пешехода» в трезвом состоянии,
- 1 000 — 1 500 рублей за то же нарушение, если управляющий СИМ был пьян.
Следить за изменениями этой статьи
Средства индивидуальной мобильности и другие изменения в ПДД
Средства индивидуальной мобильности и другие изменения в ПДД
В 2019 году Минтранс России разработал проект «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090».
Изменения и дополнения в ПДД разработаны Минтрансом России в инициативном порядке.
Проект указанного постановления Правительства РФ размещался в период с 31 октября по 29 ноября 2019 года на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.
Кроме того, предлагаемые изменения явились предметом обсуждений в нижней палате российского парламента во время тематического круглого стола «Актуальные вопросы введения нормативного регулирования средств индивидуальной мобильности».
В результате многочисленных замечаний и предложений Минтранс переработал первоначальную редакцию проекта, в том числе и с учетом введения с 01 апреля 2020 года Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2019 (см.: https://zakon.ru/blog/2020/4/17/novyj_gost_i_izmeneniya_v_pravila_dorozhnogo_dvizheniya).
- Проект вносит ясность относительно статуса участников дорожного движения, использующих электросамокаты, гироскутеры, мотоколеса, сигвеи и прочие, как их предлагается именовать, средства индивидуальной мобильности.
- Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
- Проектом предлагается введение в ПДД норм, регламентирующих участие указанных лиц в дорожном движении.
- Средства индивидуальной мобильности (далее – СИМ) не оборудованы эффективными системами безопасности, но при этом вполне способны развивать скорость 35 — 80 км/час (в зависимости от мощности электрической силовой установки), что представляется опасным как для пешеходов, так и для самих лиц, использующих СИМ.
В целом это проблема общемирового масштаба.
В пояснительной записке к проекту приводится опыт ряда зарубежных государств в исследуемой области. Но единое универсальное решение в настоящий момент отсутствует.
Так, во Франции в 2019 г. внесены изменения в Дорожный кодекс, при том с учетом ограничений, ранее уже действовавших в Париже.
Введена новая категория транспортных средств – «моторизованное личное транспортное средство»; возраст водителя должен быть не менее 12 лет; движение по тротуару с использованием двигателя будет запрещено (за исключением случаев, когда это разрешено главой городского поселения); в городах для движения должны использоваться велодорожки и велосипедные полосы, при отсутствии которых разрешается движение по дорогам, на которых действует ограничение скорости не более 50 км/ч; максимальная скорость движения при этом 20 км/ч, на дорогах с активным пешеходным движением — максимальная скорость снижена до 8 км/ч; запрещается ездить на электрических скутерах, максимальная скорость которых превышает 25 км/ч.
В Швеции запрещено использовать на дорогах общего пользования электросамокаты с электродвигателем мощностью выше 250 Вт, максимальная скорость для движения установлена 20 км/ч.
В Германии на национальном уровне с 15 июня 2019 г.
вступило в силу разрешение на движение по проезжей части электросамокатов, которые отвечают следующим требованиям: наличие руля или стойки определенной высоты, максимальная расчетная скорость не менее 6 км/ч и не более 20 км/ч, постоянная номинальная мощность не более 500 Вт (не более 1400 Вт, если используется гироскопическая стабилизация), соответствие динамических характеристик торможения определенным требованиям; в пределах населенных пунктов такие электросамокаты должны ездить по велосипедным полосам и дорожкам, велопешеходным дорожкам, велосипедным улицам; если такие дорожки и улицы отсутствуют, то разрешено двигаться по проезжей части дорог и жилых зон; по тротуарам и пешеходным зонам разрешено двигаться только при наличии особого дорожного знака; страхование требуется, шлем необязателен.
- В Великобритании ведётся подготовка нормативно-правовых изменений, но по действующим правилам электросамокаты запрещены к использованию на дорогах общего пользования.
- В США (Калифорния) разрешается движение по тротуару электросамокатам с максимальной конструктивной скоростью до 20 км/ч и мощностью электродвигателя менее 750 Вт, для допуска на проезжую часть сформулированы технические требования, учитывающие определенные конструктивные особенности, установлен минимальный возраст (16 лет), также установлены скоростные ограничения для различных классов дорог.
- Минтрансом России предлагает ввести в ПДД нового участника дорожного движения – лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, при этом в определении термина «пешеход» исключить приравнивание к пешеходам лиц старше 7 лет, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
- Пункт 24.1 ПДД предложено изложить в следующей редакции:
«24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов, проезжей части велосипедной зоны.».
- Проектом допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:
- – по тротуару, пешеходной дорожке в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;
- лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожек;
- – по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;
- – по правому краю проезжей части дороги при наличии следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- дорога не является автомагистралью и на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедов;
- средство индивидуальной мобильности оборудовано электродвигателем (электродвигателями), тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди, которая в темное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена.
- Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией, по правому краю проезжей части дорог – не допускается (за исключением велосипедных зон).
- Вводятся жёсткие ограничения скоростного режима для участников, использующих СИМ.
- Скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.
- Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
- При этом, если движение лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, по тротуару, пешеходной дорожке или обочине подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, обязано спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
- Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Предлагается вести новый дорожный знак 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено» и новые дорожные знаки (таблички) 8.27 «Лица на средствах индивидуальной мобильности», 8.28 «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».
3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено»
Помимо СИМ, проект содержит и иные положения.
Пункт 12.4 предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «на островках, обозначенных разметкой 1.16.1–1.16.3.».
Таким образом, вводится эксплицитный запрет выполнять остановку ТС на островках
Изменения в ПДД в 2021 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности
С 2021 года в очередной раз изменятся некоторые правила дорожного движения. Причем изучить их следует не только водителям, но и пешеходам, а также тем, кто катается на самокатах, скейтах, гироскутерах и прочих новомодных устройствах.
Вопрос об ответственности лиц, передвигающихся по пешеходной и проезжей части на других средствах передвижения, кроме велосипедов и инвалидных колясок, стоит перед законодателями уже давно.
Как называть таких лиц, и какие правила должны к ним применяться – как к велосипедистам или как к пешеходам? Очень много споров возникало при применении административных правил, и в судебных процессах.
Теперь этот пробел в законодательстве будет закрыт.
В ПДД введено новое понятие «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним относятся:
- ролики;
- самокаты и скейтборды (обычные и электро-);
- гироскутеры;
- сигвеи;
- моноколеса;
- другие средства передвижения.
Теперь для тех, кто передвигается на данных средствах, установлены свои правила, зависящие от возраста человека, использующего данное оборудование:
- Дети до 7 лет считаются пешеходами. Они обязаны передвигаться на СИМ только по тротуарам, пешеходным дорожкам. Также разрешено использовать специально оборудованные велопешеходные дорожки.
- Дети 7-14 лет должны соблюдать правила, предусмотренные для велосипедистов своего возраста. К вышеуказанным местам пользования прибавляются велосипедные дорожки.
- Дети от 14 лет и взрослые имеют право передвигаться по обочине, но только навстречу автомобильному движению. Исключение составляют те лица, которые используют оборудованные специальными сигналами, тормозом, фонарем и светоотражателями средства СИМ – им разрешено двигаться по ходу движения автомобильного транспорта.
На всех таких участников движения распространяются обычные дорожные знаки. На них действует запрет для движения на велосипедах. Появится также и специальный знак по запрету движения на СИМ.
При движении на СИМ запрещено:
- управление одной рукой;
- проезд в темное время суток без включенного фонаря;
- перевозка пассажиров (кроме тех средств, где это предусмотрено производителем);
- перевозка грузов, если они выступают более чем за 0,5 м.;
- использование средств в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, переутомления или болезни;
- движение по пешеходным, велопешеходным и велосипедным территориям со скоростью свыше 20 км/ч;
- для лиц, двигающихся по обочине, разрешенная скорость составит 60 км/ч.
Водители транспортных средств должны уступать дорогу лицам, передвигающимся на СИМ при выезде с прилегающей территории либо при съезде на нее. При этом правила приоритета пешеходов также сохраняются – и участники движения на СИМ, и автомобилисты, прежде всего, должны уступить дорогу пешему гражданину.
Все эти правила прописаны в новом законопроекте, но вот ответственности за их нарушение пока не предусмотрено. Изменения в ПДД не требуют рассмотрения Государственной Думой, а вносятся простым Постановлением Правительства, и после окончательной доработки они начнут действовать на всей территории Российской Федерации. По заявлению Минтранса это произойдет уже в начале весны.
Не более 20 км/ч: использование персонального электротранспорта пропишут в ПДД
Министерство транспорта РФ разработало пакет поправок в Правила дорожного движения. Изменения коснутся езды на электросамокатах, моноколесах, сегвеях и другом персональном электротранспорте.
Депутаты Московской городской Думы отметили, что вопрос о безопасной интеграции средств индивидуальной мобильности в пешеходное и велосипедное движение назрел и обсуждался в столичном парламенте в течение нескольких лет.
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:
«Поправки в ПДД касательно средств индивидуальной мобильности — самокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес — назрели уже давно.
Мосгордума неоднократно поднимала эту тему, а в этом году необходимость четких правил стала очевидной на фоне роста популярности данных устройств. Во время пандемии вырос сегмент доставки еды, а многие курьеры зачастую используют как раз электросамокаты.
Кроме того, для некоторых москвичей подобные устройства стали альтернативой общественному транспорту при поездках на небольшие расстояния.
- При этом, несмотря на кажущуюся безобидность, некоторые электросамокаты могут разгоняться до 50-70 км/ч и в случае столкновения с прохожими приводить к серьезным травмам и даже летальному исходу.
- Считаю вполне обоснованными предложения Минтранса запретить управление средством индивидуальной мобильности в нетрезвом состоянии, а также ограничить максимальную скорость передвижения в жилых зонах и во дворах».
- Член Совета Федерации ФС РФ — представитель Московской городской Думы в Совете Федерации ФС РФ, член комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия»:
«Развитие средств передвижения предусматривает также и развитие инфраструктуры. Поэтому ограничиваться лишь одними правилами будет не совсем корректно, необходим целый комплекс мер.
Например, помимо определения статуса на дороге (пешеход или транспорт), необходимо также предоставить места для передвижения в парках и других общественных местах.
А урегулировав спорные моменты, которые касаются использования индивидуальных средств мобильности, удастся предотвратить множество аварий.
С каждым годом количество людей, которые используют сегвеи, электросамокаты, растет, и некоторые безответственно относятся к таким скоростным средствам передвижения, доставляя дискомфорт, а порой и опасность людям, которые гуляют на пешеходной зоне».
Член комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Сергей Савостьянов, фракция КПРФ:
«Минтранс разработал масштабный проект поправок к Правилам дорожного движения, согласно которому должны измениться правила парковки и стоянки, движения электросамокатов и эксплуатации автобусов, а также тонировки и соблюдения скоростного режима.
В ПДД планируется ввести новый термин — «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Под него подпадут электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и скейтборды.
Пользователю СИМ младше семи лет разрешат ездить по тротуару и пешеходным дорожкам. Если электросамокатом управляет лицо старше 14 лет, то ему разрешат выезжать на край проезжей части при условии, что СИМ оборудовано тормозом, светоотражателями и фонарем.
В нетрезвом виде ездить на СИМ будет запрещено. Также много других правил и ограничений.
Действительно, город заполонили электросамокаты и другие высокоскоростные устройства, которые представляют опасность для пешеходов, и все это нуждается в регуляции.
Однако, на мой взгляд, данный проект, несмотря на то, что обсуждается уже несколько лет, до конца так и не доработан. Возникает слишком много вопросов при прочтении.
15-летний подросток на электросамокате и восьмилетний ребенок на роликах станут пользователями СИМ и должны будут подчиняться новым правилам.
Неясно, как и кем будет осуществляться контроль за нарушениями, будет необходим отдельный законопроект с введением новых норм в КоАП. Считаю, что нельзя торопиться с принятием этих поправок, необходимо тщательно проработать их и сделать максимально понятными и доступными людям, с адекватной мерой ответственности за нарушения.
Для автомобилистов и водителей автобусов тоже подготовлено много новых правил. Большинство из них действительно необходимо в условиях транспортного коллапса. Вероятно, уже в ближайшее время будем обсуждать новые нормы совместно с коллегами на заседаниях Мосгордумы».
Депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин, фракция партии «Яблоко»:
«Минтранс и ГИБДД подготовили проект изменений в ПДД. Вводятся ограничения для владельцев электросамокатов и сегвеев.
Их уже давно пора выделить в отдельную категорию участников движения вместе с пользователями роликов, скейтбордов и беговелов. Подобные средства передвижения часто используются детьми и подростками, а значит, должны обязательно подвергаться особому вниманию.
Считаю необходимым запретить использование СИМ (средств индивидуальной мобильности) лицам в нетрезвом состоянии и определить территориальные зоны использования персонального электротранспорта (выделенные полосы, специальные площадки), в особенности для несовершеннолетних лиц».
- В СМИ на эту тему:
- Самокаты и автобусы попросят не разгоняться
- Минтранс подготовил новые правила тонировки машин и езды на самокатах
- Ранее на эту тему:
- Предложения столичных депутатов учтены в проекте ПДД для электросамокатов, моноколес и гироскутеров
- Федеральные и столичные парламентарии продолжают работу в целях правового регулирования использования персонального электротранспорта
- Электросамокат: «пешеход», «велосипед» или «мопед»? Персональные средства электротранспорта предложено учесть в ПДД и разделить на категории в зависимости от скорости
- Столичные парламентарии предлагают ввести водительские права для владельцев электросамокатов
- В Московской городской Думе обсудили статус гироскутеров, сегвеев и других самобалансирующихся электрических транспортных средств
Гироскутеры и другие средства индивидуальной мобильности поедут по правилам — Российская газета
На заседании напомнили, что нынешние правила безнадежно устарели. Даже ГОСТы, на которые они ссылаются, уже давно не действуют, и им на смену пришли другие стандарты. В общем документ требует обновления. В то же время согласно постановлению правительства вносить в них изменения нельзя.
Можно только переиздать документ полностью в новой редакции. Минтранс это учел, и в проекте предлагается также сделать исключение для Правил дорожного движения из этого постановления правительства. И это предложение, и видение правил для электросамокатов вызвали бурное обсуждение.
Мнения разделились.
Но начнем все-таки с предложений по электросамокатам. Напомним, что предыдущий проект минтранса, в котором средствами индивидуальной мобильности признавались даже роликовые коньки и скейтборды, не был одобрен на этой рабочей группе. В доработанном проекте все, что не имеет двигателя, из СИМ исключили.
Как пояснил заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского Минтранса России Владимир Луговенко, устанавливается четкая градация, где на этом транспорте можно ездить. Тем, кто старше 14 лет, можно ездить по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Если их нет, то по тротуару. Если нет и тротуара, то по обочине.
А если нет и обочины, то по правому краю проезжей части. Но при соблюдении нескольких условий.
По этой дороге разрешено движение велосипедов, разрешенная скорость не превышает 60 км/ч, а СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой или фонарем белого цвета спереди.
При этом эти правила распространяются на электросамокаты, не превышающие по весу 35 кг. Надо сказать, что более 35 кг весят очень мощные самокаты с большим запасом хода. И все-таки большинство используемых в прокате моделей весят порядка 15-20 кг. Но и с разрешенным весом 35 кг — довольно мощная техника.
На СИМ можно будет ездить и по тротуару. Но преимущество на тротуаре будет у пешехода
Как пояснил Владимир Луговенко — 35 кг — половина веса среднестатистического человека. Эта цифра была взята после изучения рынка. Дело в том, что мощность — это не всегда скорость. Электросамокат мощностью до 250 Ватт не всякого человека в горку завезет. А как быть тем, кто живет на Урале или на Кавказе?
Скорость движения СИМ предложено ограничить 25 км/ч. При этом преимущество на тротуаре имеет пешеход. А если самокатчик создает ему помехи, то он должен спешиться или двигаться с пешеходной скоростью.
Также вводится новый знак: «Движение СИМ запрещено». Его можно устанавливать точечно в тех местах, где очень плотные потоки пешеходов. И периодически проводить рейды по выявлению нарушителей.
Впрочем, у главы Союза пешеходов Владимира Соколова оказалось огромное количество претензий к этим поправкам. Скорость 25 км/ч еще опасней для пешеходов, чем прежние 20. А разрешенный вес 35 кг вообще превращает электросамокат в машину-убийцу.
Также Владимир Соколов отметил, что эти СИМ необходимо приравнять не просто к транспортным, а к механическим транспортным средствам — средствам повышенной опасности со всей вытекающей отсюда ответственностью.
Владимир Луговенко отметил, что, по сути, эти правила закрепляют сегодняшнее положение дел. Но надо с чего-то начинать. Путь в тысячу миль начинается с первого шага. А этот первый шаг делается уже два года.
И пока он делался, в правила стало невозможно внести поправки.
Как заявила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, за это время можно было разработать новую редакцию правил. Тем более что число поправок, которые предлагает минтранс, вполне тянет на полную переработку документа.
Однако на это Владимир Луговенко возразил. Согласно новому законодательству по регулированию в подзаконных актах не должно быть понятийного аппарата.
Все термины должны расшифровываться в законе. То есть вместе с новой редакцией правил необходимо готовить поправки в закон о безопасности дорожного движения — все это сильно затягивает процесс. Кроме всего прочего, в новую редакцию правил нужно включать еще массу всего.
В частности, предложения МВД по новой редакции перечня неисправностей. А еще -, закладывать, что примут на заседании Европейской экономической комиссии ООН по беспилотным автомобилям. Без сомнения, поправить правила найдется еще масса желающих.
Кстати, как отметили эксперты, сделать исключение для правил вряд ли позволит минюст. Дело в том, что вносить правки можно только в те нормативные акты, которые не администрируются. А за нарушение правил установлены штрафы.
Поэтому есть еще одно предложение. Временно исключить правила из этого списка. То есть внести изменение в постановление, что этот пункт вступит в силу чуть позже.
За это время — принять все срочные поправки, в том числе касающиеся электросамокатов, а потом уже готовить новую редакцию правил. Пойдет ли правительство на такое предложение — тоже вопрос открытый.
Также участники рабочей группы предложили обратиться в правительственную комиссию по безопасности дорожного движения, чтобы она дала поручение ведомствам разработать новую редакцию правил.
Любишь кататься, люби и поправочки вносить
Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые вводят правила использования электросамокатов и других «средств индивидуальной мобильности» (СИМ).
Вызвавший бурное общественное обсуждение документ, разработка которого ведется более трех лет, вводит для пользователей запрет разгоняться быстрее 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и проезжей части.
При этом столичные власти совместно с Минпромторгом пытаются добиться, чтобы лимит скорости был закреплен не только нормативно, но и в программном обеспечении всех ввозимых в РФ СИМ. Судьбу документа пока сложно прогнозировать из-за споров между Минтрансом, ГИБДД и чиновниками Белого дома.
Проект изменений в ПДД Минтранс представил на заседании рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины» в сфере безопасности движения в аналитическом центре (АЦ) при правительстве России. Первая редакция документа появилась в 2019 году.
Поправки с правилами регулирования движения электросамокатов, моноколес и аналогичных устройств обсуждались на разных площадках и многократно перерабатывались (“Ъ” рассказывал об этом).
Последние полгода документ согласовывался с ГИБДД и правительством Москвы, теперь вышел на финальную прямую.
Электросамокаты и подобные устройства, как и планировалось ранее, будут выделены в категорию СИМ — средства индивидуальной мобильности. Минтранс хотел приравнять к СИМ также коньки, скейты, ролики и прочие устройства, работающие на «мускульной тяге», но от этой идеи отказались.
Зато вводится лимит скорости в 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и обочинах (ранее предлагалось ограничение в 20 км/ч только при движении вместе с пешеходами по тротуару).
Как будет контролироваться это ограничение, пока неясно.
Представитель дептранса Москвы Магомед Колгаев рассказал, что мэрия совместно с Минпромторгом предлагает пойти дальше и на всех ввозимых в страну и производимых на территории РФ электросамокатах использовать лишь такое программное обеспечение, которое само не даст разогнаться быстрее 25 км/ч. На каком этапе находится этот проект, пока неизвестно.
Из более ранней редакции сохранилась норма, разрешающая движение на СИМ по правой стороне проезжей части (вместе с другими транспортными средствами) при наличии на устройстве тормозов, звукового сигнала, светоотражателей и фонарей. Планировавшийся ранее запрет движения на моноколесах и прочих устройствах с гироскопической стабилизацией по проезжей части исключен.
При этом вводится ограничение по массе (в предыдущей редакции его не было): СИМ должно весить не более 35 кг, если гражданин хочет покататься по тротуару и в пешеходной зоне (при отсутствии велодорожки).
Поправки содержат и изменения, с СИМ не связанные. В частности, знак «кирпич» разрешено использовать с информационными табличками, чтобы вводить запрет дифференцированно. Сейчас отсутствие такой нормы не позволяет распространять запрет, к примеру, на грузовики или другой вид транспорта.
Будет пересмотрен и список авто, которым разрешено проезжать под знак «Зона с ограничением экологического класса» (введен в 2017 году, еще не применялся).
Изначально Минтранс хотел дать такое право владельцам электромобилей, машин на газовом топливе, транспортным средствам, обслуживающим местные магазины, и гражданам, проживающим в зоне действия знака. В новой редакции перечень сократился до электромобилей, машин инвалидов и местных жителей.
Переписать планируется также пункт ПДД о правилах проезда круговых перекрестков, но действовавший ранее принцип проезда «на круге — главный» (при отсутствии знаков) сохранится.
Глава Союза пешеходов Владимир Соколов считает, что СИМ должны двигаться только по велодорожкам, при отсутствии последних гражданин должен спешиться и вести электросамокат по тротуару со скоростью пешехода.
Строительство велодорожек занимает много времени, а электросамокаты уже сейчас массовый транспорт, заметил на это Магомед Колгаев (в Москве с начала года на шеринговых самокатах совершено более 5,2 млн поездок — вдвое больше, чем за весь 2020 год), поэтому пока можно использовать тротуары.
Предлагаемые поправки, считает господин Соколов, снимают обязанность с пользователя СИМ компенсировать ущерб здоровью при аварии (водители авто, мотоциклов, мопедов обязаны это делать по Гражданскому кодексу).
Представитель Минтранса Владимир Луговенко считает, что можно внести поправки в ГК для решения этой проблемы.