|
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Права малолетних детей в России защищаются на государственном уровне, в частности, Семейным кодексом.
При рождении ребенка оба родителя в равной степени имеют права и обязанности по их воспитанию и содержанию. При нарушении обязательств могут лишить родительских прав как отца, так и мать.
Далее в нашей статье рассмотрим, по каким причинам это обычно происходит, и каковы основные этапы этого процесса.
Лишение родительских прав отца
Изучив судебную практику последних лет, можем сделать вывод, что в основном прав лишают отцов. Инициатором процесса может стать мать ребенка или органы опеки, именно на них будут возлагаться обязанности по предоставлению в суд доказательств.
Отстранение родителя от воспитания своего ребенка — сложная правовая процедура, так как затрагиваются права и интересы малолетних. Невозможно беспричинно лишить родителя возможности воспитывать свое чадо. Это происходит по причинам, строго регламентированными нормативно-правовыми актами.
Полный список дан в ст. 69 СК РФ:
- уклонение от обязанностей по отношению к ребенку, например, невыплата алиментов;
- отказ забрать новорожденного из роддома или иных специализированных служб;
- жестокое обращение со своим ребенком, препятствие посещению учебных заведений, принуждение к воровству и т.д.;
- наличие хронической алкогольной зависимости или наркомании, подтвержденной документально медицинским учреждением;
- совершение преступного деяния против жизни ребенка или других членов семьи (при этом потребуется доказать прямой умысел).
Обратите внимание!
Указанный перечень законных оснований является исчерпывающим. Поэтому по иным причинам, не предусмотренным законом, лишать родительских прав нельзя.
Процесс происходит исключительно в рамках судебного дела. Только суд может гарантировать соблюдение законных прав всех сторон разбирательства. Необходимую правовую поддержку может оказать адвокат по семейным делам нашей компании.
Если у истца имеются веские доказательства, следует заполнить исковое заявление и направить его в суд по месту прописки ответчика. Типовая форма заявления отсутствует, но при его оформлении нужно руководствоваться правилами, регламентированными гражданским законодательством.
Исковую просьбу следует оформлять в письменном виде от руки
Заявительный бланк содержит обязательные пункты:
- наименование суда, в которое предоставляется иск;
- информация обо всех участниках разбирательства;
- сведения о наличии общих детей;
- статус, в котором находятся родители — в браке или разводе;
- основания, зафиксированные в ст. 69 СК РФ, которые стали причиной обращения в суд;
- просьба о лишении прав родителя;
- перечень подтверждающих документов;
- личная подпись истца и дата заявления.
Обратите внимание!
Подобные судебные процессы происходят с участием органов опеки и прокуратуры. Поэтому следует подготовить количество экземпляров заявления с учетом всех участников процесса.
Содержание заявительного бланка может меняться в зависимости от конкретной ситуации.
Передать иск в суд с подтверждающими документами можно лично или почтовым отправлением, это зависит от желания и возможностей истца. Чтобы ваше прошение не отклонили, нужно грамотно составить иск, поэтому может понадобиться юридическая помощь опытных специалистов.
Образец иска о лишении родительских прав
iskovoe-zayavlenie-o-lishenii-roditelskih-prav готово.docx ≈ 15 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Порядок лишения родительских прав
Инициатором подачи прошения в суд может выступать не любой человек. Подать документы могут следующие лица:
- мать или отец ребенка;
- опекун;
- представители прокуратуры;
- сотрудники опеки;
- работники учебных заведений.
Обратите внимание!
В исключительных случаях, при достижении детьми возраста 14 лет, они могут выступать в роли истца и лишить отца или мать родительских прав.
Рассмотрим основные этапы процесса отстранения родителей от воспитания детей, например, при неуплате алиментов по неуважительным причинам. Необходимо:
- собрать доказательства;
- оформить заявление и направить его в суд;
- ждать назначенной даты судебного разбирательства;
- принять участие в судебном процессе.
Результатом может быть удовлетворение или отклонение иска.
Итог судебного дела будет зависеть от тщательно подобранной и достоверной доказательной базы.
Обратите внимание!
Истцу откажут в удовлетворении прошения, если отец ребенка явится в суд и представит доказательства, что не оказывает материальной поддержки своим детям по уважительным причинам. Например, если болен или временно не работает.
Алименты после лишения родительских прав
Несмотря на то, что биологические мать или отец утратят все права по отношению к несовершеннолетним детям, если суд примет такое решение, их обязанности сохраняются. Поэтому им придется материально содержать своих отпрысков. Так как закон стоит на страже интересов и благополучия детей, судом будет назначена выплата алиментов.
Обратите внимание!
Малыша могут усыновить, если родители утратили свои родительские права. Но это может произойти только по истечении шести месяцев после вынесения судебного решения.
Последствия лишения прав для родителей
Семейным кодексом прописаны последствия процедуры. При положительном решении суда родители:
- не могут претендовать на наследство или алименты от детей, а вот их дети сохраняют право наследования;
- не могут получать государственную помощь, которая предназначена семьям, имеющим малышей (пособия, льготы и т.д.);
- не имеют права ограничивать в чем-либо детей, например, выезжать за границу;
- не могут участвовать в жизни ребенка, общаться и т.д.;
- не имеют права жить в квартире отпрыска или второго родителя, но дети сохраняют право пользования жилой недвижимостью.
Отстранение родителей от ребенка — это всегда психологическая травма для него, поэтому в России лишают родительских прав в исключительных случаях
Резюме
Процедура лишения прав одного из родителей сложная и ответственная в юридическом и психологическом плане.
Она происходит только через суд и при наличии конкретных обстоятельств, строго регламентированных законом. Лишить права заниматься воспитанием детей могут как отца, так и мать.
Инициаторами подачи иска могут выступать не только родители, но также органы прокуратуры или опеки и попечительства.
|
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
В госдуму внесли законопроект, по которому опека не сможет забирать детей из семей без решения суда. но может стать только хуже
Совет Госдумы 14 июля одобрил пакет законопроектов, который вносит изменения в Семейный кодекс РФ. Среди них — проект, ограничивающий изъятие детей из семьи без решения суда. Сейчас есть способы сделать это внесудебно — по решению органов местного самоуправления или акта о безнадзорности, составленного полицией.
Руководители благотворительных организаций, работающих с проблемой сиротства, рассказали ТД, как в России сейчас происходит процедура изъятия детей из семей и почему новый законопроект не только не решит существующие проблемы, но и может усугубить ситуацию.
Перед началом рассмотрения по существу иска органов опеки об ограничении прав родителей
Антон Новодережкин / ТАСС
Замаскированное изъятие
Регламентирует изъятие детей из семей в России статья 77 Семейного кодекса (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью).
Согласно ей, социальные работники могут изъять детей без решения суда, если получат подписанный акт от органов исполнительной власти или главы муниципалитета.
Но специалисты из НКО указывают, что органы опеки пользуются и другими методами для отбирания детей из семей.
По словам руководителя благотворительной организации «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, изъятий по 77-й статье немного, опека часто обходит ее, потому что работать по ней сложно: нужно уведомить об этом прокуратуру и за семь дней собрать в суд пакет документов, чтобы лишить родителей прав или ограничить в них. То есть если опека отобрала ребенка, она обязана лишить родителей прав или ограничить их. Отсюда еще одна причина — органам опеки бывает сложно оценить ситуацию на месте.
«Сотрудники приходят [домой к семье] и объективно понимают, что не могут за один визит, который длится иногда 20 минут, ну даже если несколько часов, принять решение, действительно ли нет альтернатив и нужно будет потом лишать прав или ограничивать в правах родителей», — говорит Альшанская.
Поэтому органы опеки и попечительства часто используют другие механизмы вместо отбирания. Например, приходят к семье с полицией. И, если принять однозначное решение не получается, полиция составляет акт о выявлении безнадзорного. «Хотя эта ситуация, мягко говоря, на грани фола, потому что никакого безнадзорного при наличии родителей не может быть», — замечает Альшанская.
Также, говорит Елена, повсеместно встречаются случаи, когда родителей вынуждают написать заявление о добровольном размещении ребенка в приюте.
Ее слова подтверждает директор оренбургского благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова.
Фактически перед родителями ставят выбор, объясняет она: либо они подписывают бумаги о добровольном размещении детей в приюте, либо начнется процедура по изъятию детей и лишению родительских прав.
«По факту это не добровольное обращение семей за помощью к государству, а изъятие, оформленное как неизъятие. Это вызывает у людей протест. Надо называть вещи своими именами», — говорит Межова.
Она также указывает на опасность подобных действий опеки в случаях, когда ребенка действительно необходимо забрать из семьи из-за реальной угрозы его жизни и здоровью. «Возьмем, допустим, пьющих родителей, которые жестоко обращаются с ребенком.
Опека их сегодня уговорит отдать ребенка в приют, а завтра они заберут его обратно и изобьют в пьяной драке», — приводит пример она.
В итоге, заключила Альшанская, отбираний детей из семей на основании 77-й статьи не так уж и много. А изъятий, которые проходят по документам как выявление безнадзорного или добровольное размещение в приюте, «полно». «Но именно потому, что они не выглядят как отбирания, мы не можем подсчитать, сколько их на самом деле», — комментирует эксперт.
Нет понятийного аппарата
Даже если отбирание детей происходит по 77-й статье, говорят эксперты, часто оно нарушает права ребенка и не учитывает его интересы.
Проблема в первую очередь в отсутствии понятийного аппарата, говорит исполнительный директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова.
В законе, объясняет она, прописывается только то, что опека может усмотреть угрозу для жизни ребенка и принять решение о его изъятии из семьи.
«Но что такое принятие решения в интересах ребенка? Как именно должно выглядеть уклонение от выполнение родительских обязанностей или злоупотребление родительскими правами? Что такое непосредственная угроза жизни и здоровью? Каким образом надо определять, что ребенку грозит смерть в течение конкретного времени? Где эти процедуры, которые позволят определять такие категории? Их нет», — говорит Леонова.
По словам Леоновой, пока эти процедуры не прописаны, специалисты органов опеки и попечительства зачастую ориентируются на свои представления и личный опыт.
«Плохой достаток, необычный быт, старенькая одежда, плохая успеваемость и поведение ребенка в школе не могут быть основанием для отбирания ребенка. Это является основанием для исследования ситуации и создания плана помощи семье.
К сожалению, мне известны случаи, когда органы опеки не реагируют на тревожные сигналы, потому что “дом красивый, на кухне чисто, дети одеты нормально”», — комментирует собеседница ТД.
Нет социальной поддержки семей
Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что действующее законодательство работает однонаправленно — на изъятие детей, а не на профилактику семей, столкнувшихся с трудностями.
«Если опека приняла решение об отбирании ребенка по какой бы то ни было причине, она будет подавать в суд на ограничение или лишение прав родителей, потому что того требует закон. Это не выбор опеки, не индивидуальное рассмотрение каждой ситуации, это просто формальная обязанность», — высказалась Альшанская.
Сама процедура отбирания весьма жестокая, беспощадная и к матери, и к детям, считает Леонова. По ее мнению, даже если ситуация была угрожающей жизни и здоровью детей, ребенок имеет право на объяснения, куда и почему он уезжает, почему это произошло.
«И в острых ситуациях, когда взрослые в семье ведут себя неадекватно и представляют угрозу не только для ребенка, но и для специалистов, ребенок заслуживает очень деликатного объяснения и разговора в спокойной обстановке.
Нашумевшие истории отбирания всегда выглядят одинаково: там бьются взрослые со взрослыми, а на детей не обращают внимания», — рассказала Леонова.
В идеальном варианте, говорит она, процедура изъятия должна проходить в максимально щадящей обстановке. Ребенку нужно объяснить все происходящее максимально понятно и деликатно. «Первое, что должен сделать специалист, — связаться с родственниками или близкими семьи, чтобы ребенок мог провести какое-то время со знакомыми людьми», — сказала Леонова.
Поможет ли новый законопроект решить проблемы?
«Многолетняя практика применения статьи 77 Семейного кодекса РФ нередко свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители (усыновители, опекуны)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. По предложению его авторов дела об изъятии детей при угрозе их жизни и здоровью должны рассматриваться судом в ускоренном режиме — в течение 24 часов с момента поступления заявления от органов опеки или от полиции. Заседания будут проходить в закрытом режиме.
Альшанская поддержала идею судебного подтверждения изъятия детей, но отдельно подчеркнула, что в новом законопроекте остался неизменным семидневный срок, за который органы опеки должны подготовить документы к судебному заседанию.
По ее мнению, этого недостаточно, чтобы собрать исчерпывающую информацию и провести полноценное социальное расследование о семье.
«То есть это опять однонаправленное движение на вывод ребенка из семьи, без варианта работать на возвращение, оказывать помощь и вообще объективно принимать решение в нормальный срок, разобравшись в ситуации», — прокомментировала она.
«Судебное решение об отбирании детей — это мировая практика. Только основывается это решение на очень объемном исследовании ситуации специалистами. Пока у нас нет такой картины, суд, вероятно, будет принимать решение, исходя из своего представления о том, как все должно быть», — поддерживает Альшанскую Леонова.
Она также считает, что авторы законопроекта пытаются некомплексно решить многогранный вопрос: в нем по-прежнему не прописаны особые компетенции представителей полиции, специалистов органов опеки и попечительства, нет алгоритмов изъятия и возможного перечня оснований, не предложена система помощи семье, которая находится в сложной ситуации.
Новый законопроект не изменит ситуацию кардинально, считает Межова. Все будет работать точно так же, «только окончательное решение останется за судами», говорит она. Межова указала, что без хорошего адвоката семьи просто не смогут самостоятельно собрать доказательства того, что «они не такие уж безнадежные». А найти хорошего специалиста в короткий срок невозможно.
«Будет только хуже. Сейчас-то оспаривать решения администраций удается с большим трудом. А когда это будет в виде решений судов, то станет намного сложнее.
В случае изъятия ребенка из семьи это [решение суда] будет ставить практически крест на его возвращении.
Нам нужны не популистские, быстрые решения, которые защитят больше опеку и государство, а взвешенная и продуманная система, которая работала бы на восстановление кровных семей, на раннюю помощь и профилактику кризисных семей», — заключила Межова.
Что необходимо изменить?
Нужно выстроить систему, которая будет тактично и аккуратно разбирать все жалобы, «чтобы органы опеки, с одной стороны, серьезно относились к сигналам о жестоком обращении с ребенком, а с другой — не забирали ребенка во всех ситуациях, которые показались им неправильными, странными», —считает Альшанская. Она добавляет, что причиной отбирания ребенка должно стать только жестокое обращение, насилие со стороны родителей. Неблагоприятные условия жизни или низкий достаток семьи — это сигнал о том, что она нуждается в социальной поддержке.
«Любое вторжение в семью — это сильнейший стресс для всех сторон процесса, — говорит Леонова. — Минимизировать его — одна из основных задач специалистов, которые приходят. В идеальной картине в семью может входить человек, обладающий особыми навыками, компетенциями и полномочиями, который действительно намерен помочь ей справиться с трудностями».
По мнению Межовой, должен быть определен порядок не только изъятия детей из семей, но и план работы с семьей. Она указывает: семья не сразу становится кризисной и чем раньше начать с ней работу, тем лучше.
«Закон не должен быть однобоким, говорящим только о порядке изъятия. Для нас главное — не изъять детей, а чтобы такие случаи были редкостью и исключением. Нужен большой закон об опеке и попечительстве, который включит в себя все нюансы работы», — заключает Межова.
Изъятие ребенка из семьи органами опеки
Органы опеки забирают ребенка у родителей в исключительных случаях: например, когда ему угрожает опасность или он содержится в неподходящих условиях. Могут быть и другие основания.
Рассмотрим, за что могут забрать несовершеннолетнего из семьи, как происходит процедура отобрания, какие документы должны быть представлены, могут ли забрать ребенка у нормальных родителей, как себя вести во время проверки, что делать после и как вернуть сына или дочь, если их уже забрали.
За что могут забрать ребенка органы опеки в России
Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85
Безосновательно забирать детей нельзя.
Основания изъятия ребенка указаны в ст. 77 СК РФ.
Например, это может быть обстановка, в которой создана непосредственная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего, если его дальнейшее проживание с родителями представляет для него опасность. Когда это возможно:
- Родитель избил ребенка, совершил преступление против его половой неприкосновенности, убил второго родителя.
- Мать или отец оказывают психологическое давление на несовершеннолетнего, что негативно сказывается на его психическом состоянии.
- Родители постоянно находятся в нетрезвом виде. Ребенку нечего есть, он не обеспечивается одеждой и живет в неблагоприятных условиях.
- В семье сложная ситуация. Виновных действий родителей нет, но дальнейшее проживание ребенка с ними представляет для него опасность. Например, если оба родителя психически больны, попали в ДТП. Несовершеннолетнего постараются передать под временную опеку близкому родственнику. До установления опеки он будет в центре временного содержания.
Отобрание ребенка возможно, если есть основания для ограничения или лишения родительских прав, при этом присутствует угроза для его жизни и здоровья, в том числе и психического. В дальнейшем вопрос лишения или ограничения в обязательном порядке рассматривает суд по заявлению органа опеки и попечительства (далее – ООиП).
Могут ли забрать ребенка из нормальной семьи
В последнее время участились случаи жалоб на людей, у которых постоянно плачут дети или шумно ведут себя. Оснований для отобрания из благополучной семьи в данной ситуации нет. ООиП может принять заявление от постороннего человека и провести проверку, но, если будет очевидно, что дети содержатся в нормальных условиях, их никто не заберет.
Чаще всего такие жалобы подают соседи, и основной целью является не помощь несовершеннолетним, а месть их родителям или желание избавиться от источника шума – детей. Ответственность за такие ложные обращения законодательством не предусмотрена, но добропорядочным родителям тоже беспокоиться не стоит: если в семье все хорошо, сотрудники ООиП составят акт и больше не потревожат.
Как происходит отобрание ребенка у родителей
Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85
Процедура изъятия ребенка из семьи состоит из нескольких этапов:
- ООиП становится известно, что несовершеннолетнему угрожает опасность. Информация может поступить из прокуратуры, полиции, образовательного учреждения, от третьих лиц.
- Создается специальная комиссия, которая будет проводить проверку. В ее состав входят сотрудники ООиП и инспектор по делам несовершеннолетних (далее – ИПДН).
- Комиссия направляется по адресу проживания несовершеннолетнего.
- Проверяются условия проживания ребенка. Сотрудники проводят беседу с ним и его родителями, обращают внимание на состояние жилья, одежды несовершеннолетнего, продукты питания. Если в доме, где живет ребенок, совершено преступление, в ходе проверки присутствуют сотрудники правоохранительных органов. Могут привлекаться медики или психологи, если детям нужна медицинская помощь.
- По результатам проверки составляется акт, отражающий реальную обстановку.
- Если присутствует угроза жизни несовершеннолетнего и ее нельзя устранить, ООиП просят родителей составить письменное заявление о помещении ребенка в учреждение временного содержания. Чаще всего такое заявление отказываются оформлять, и комиссии приходится подавать в муниципалитет ходатайство об изъятии. Это делается в течение суток после оформления проверочного акта.
- Уполномоченным сотрудником администрации составляется акт об отобрании в течение суток с момента получения ходатайства.
- ООиП составляет и подает ходатайство о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. Ребенок передается туда до разрешения всех вопросов с родителями.
Нередко ситуация обстоит иначе, и сотрудникам полиции приходится забирать детей, которым угрожает опасность от родителей, в нарушение закона. Чаще всего это происходит ночью, когда ООиП не работают.
Полицейские фактически балансируют на грани, ведь изымать детей может только опека.
В декабре 2019 года уже поднимался вопрос о наделении полицейских полномочиями на отобрание детей из неблагополучных семей, но на сентябрь 2019 года он так и остался нерешенным.
Как составляется акт об отобрании
Акт составляется ООиП и направляется главе администрации и в прокуратуру. В нем указываются сведения о родителях и несовершеннолетнем, а также обстоятельства, на основании которых он был изъят из семьи.
Скачать бланк акта об отобрании
Как составляется ходатайство о направлении ребенка в специализированное учреждение
Ходатайство подписывается руководителем ООиП. В нем указывается дата составления, сведения о ребенка и информация об обстоятельствах, при которых он был изъят из семьи.
Скачать образец ходатайства
Как составляется акт обследования жилищных условий
Акт проверки жилищных условий оформляется комиссией ООиП в момент изъятия несовершеннолетнего. В нем указывается адрес, по которому проводилась проверка, информация о семье и жилье, а также выявленные недостатки.
Скачать образец акта проверки жилищно-бытовых условий
Как вести себя во время проверки органами опеки
Самое главное, что нужно помнить – это то, что изъятие детей из семьи без оснований невозможно. Если в семье все нормально, между родителями и детьми хорошие отношения, нет никаких проблем с продуктами питания, учебой и одеждой, никто ребенка не заберет.
Примечание: запрещать сотрудникам ООиП входить в квартиру смысла нет, это их наоборот насторожит. Они все равно вернутся с полицейскими, и в жилье впустить придется.
На что обращает внимание комиссия в первую очередь:
- Внешний вид детей и родителей;
- Состояние жилья;
- Ремонт, санитарные условия.
Комиссия может проверить холодильник, провести беседу со всеми членами семьи, а также уточнить, нуждается ли несовершеннолетний в лекарствах и медицинской помощи, если есть признаки такового. В некоторых случаях опрашивают и соседей, чтобы получить характеристику на родителей.
Как нужно вести себя в ходе проверки:
- Не пытаться прогнать комиссию. Все равно до окончания детального обследования сотрудники не уйдут;
- Не грубить. Это только негативно отразится в акте в дальнейшем;
- Стараться вести себя вежливо, предоставлять доступ в комнаты детей;
- Не выражаться нецензурно и не угрожать комиссии. В первом случае могут привлечь к административной, во втором – к уголовной ответственности. Это не решит проблему, а только усугубит ее.
Если родители ведут себя уверенно и вежливо, комиссия только составит акт и передаст один его экземпляр в течение трех дней. Никаких проблем в дальнейшем не будет. Если же позволять себе угрозы в адрес комиссии или устроить скандал, одним оформлением акта дело не закончится.
Что происходит после отобрания
Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85
Если ребенка отобрали на основании акта, в дальнейшем его помещают в центр содержания несовершеннолетних на временной основе. Но чаще всего находят временного опекуна, который будет готов забрать его себе. Преимуществом пользуются близкие родственники ребенка: его отдадут туда под опеку более охотно.
Если установлена опека родственником или третьим лицом, ответственность за ребенка несет опекун. Если же он не найден, за несовершеннолетнего отвечает ООиП.
После изъятия и помещения ребенка под опеку или в спецучреждение в течение 7 дней ООиП должен представить документы в суд для лишения или ограничения родительских прав. Ответчиком выступает один или оба родителя в зависимости от ситуации.
Важно! Ограничение прав возможно сроком до 6 месяцев. Если обстоятельство, при котором родитель был ограничен в правах, не устранено, суд будет рассматривать вопрос о лишении. Если причина устранена, ребенка вернуть в семью.
При лишении последствия куда более печальные. Восстановиться в правах будет сложнее. Кроме того, лишение не освобождает от алиментных обязательств.
Не получится вступить в наследство в случае смерти ребенка, и сразу после вступления решения суда в силу родитель теряет право воспитывать его и общаться с ним.
Ребенок же никаких прав не теряет: он сможет получать содержание от родителей, вступить в наследство, а также жить на жилплощади, принадлежащей им на правах собственности.
Как вернуть ребенка после изъятия
Если ребенка забрали и родители считают, что изъятие незаконно, они вправе обжаловать решение об отобрании в течение 10 календарных дней в порядке административного производства. Как выглядит весь процесс:
- Один или оба родителя подают административное исковое заявление в районный суд по адресу расположения ответчика.
- Судья принимает документы к производству, назначается заседание.
- Дело рассматривается в течение 10 дней.
В результате акт либо отменят, либо оставят без изменений. В последнем случае можно подать апелляционную жалобу до вступления постановления в законную силу.
Как составить исковое заявление
В заявлении указываются данные об ответчике, а также реквизиты оспариваемого распоряжения и обстоятельства, при которых оно вынесено.
Скачать образец искового заявления об оспаривании акта
Документы
При обращении в суд вместе с заявлением представляется паспорт, оспариваемое распоряжение об отобрании, а также документы, подтверждающие необоснованность изъятия ребенка. Это может быть характеристика с места работы родителя, справка о доходах, характеристика с места учебы несовершеннолетнего.
Судебная практика
Чаще всего родители обращаются в суды с заявлениями об оспаривании распоряжений об отобрании, ссылаясь на то, что изменили свой образ жизни. Но на практике такие требования удовлетворяются крайне редко.
Вот несколько примеров решений по теме:
Возможные трудности
Инициировать отобрание ребенка может и родитель, если несовершеннолетний находится у второго родителя, и ему угрожает опасность. Но процедура проводится в любом случае при участии ООиП, а к судебным разбирательствам при лишении или ограничении прав в дальнейшем подключается и прокуратура.
Сложнее всего тем, кто хочет оспорить распоряжение об изъятии. Даже если опасность, из-за которой ребенка забрали, устранена, суды редко удовлетворяют исковые требования. Но каждое дело рассматривается индивидуально.
Вы можете получить бесплатную консультацию у юриста по семейным делам. Он ответит на все ваши вопросы и расскажет, как найти выход из самой трудной ситуации.
Юрист. Общий трудовой стаж 10 лет. Член Ассоциации юристов России. Занимаюсь проверкой и редактурой публикаций на сайте. Оказываю квалифицированную юридическую помощь. Моя почта: savo992@bk.ru, профиль на ЯндексУслугах.
Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать
В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи.
Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.
Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.
В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.
Угроза
ребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?
Законопроект разработан в целях защиты семьи,
создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены
на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.
Предлагается передать вопрос отобрания
ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции
органов опеки и попечительства в компетенцию суда.
По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых
находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью.
То есть – о реальной возможности
наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его
физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.
Речь, в частности,
идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим
потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.
Например, высокая
степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение
длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо
оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень
опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом
возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.
По законопроекту
орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства.
И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать все
необходимые доказательства в суд.
Суд в заседании с участием прокурора,
родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологов
и т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения
ребенка в данном месте.
Здесь важен индивидуальный
подход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.
Отметим, что
сейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органов
опеки.
Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченных
продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствие
отдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п. Немало примеров того, когда
малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим
органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими
самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.
Кто
и по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?
Напомним, что основания
часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе
этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры
по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение
возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.
Если
смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести
отобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будет
присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.
В настоящее время
вопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки.
Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.
К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет под
собой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаны
с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной
ситуации.
Риск
смерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под
«несколько часов»?
Законопроектом
предполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждой
конкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупности
всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.
Например, серьезное
физическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного времени
находящегося без присмотра.
Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.
Как
родителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов?
Как успеть найти подходящего адвоката за это время?
Прежде всего, надо понимать, что речь идет
о жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаются
такие сроки.
Заявление об отобрании ребенка
рассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства,
прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.
При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение или
ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет
рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.
Родители вправе нанять адвоката. В этом им
может быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе –
немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.
К примеру, сокращенные сроки
процессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следов
совершения преступления.
Почему
суд закрытый?
Разбирательство
в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например,
сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.
Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы
присутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативно
сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была
травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь
разглашение информации о частной жизни.
Как
можно будет оспорить решение суда?
Решения могут быть
обжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке
надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.
1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд
города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.
Жалоба
подается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.
Поскольку
судебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспорить
решение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом,
вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.
Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любым
причинам?
Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенное
ограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства
и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.
Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства
самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения
родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных
лиц.
Если
заглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года,
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года)была
установлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишения
родительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка —
орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном
отобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.
Похожую
процедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрение
опеки.
Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки может
производиться только при участии
прокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смерть
ребенка может наступить в течение нескольких часов. То естькогда промедление может
привести к неминуемой гибели ребенка.
Как
будут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?
Предлагаемые нормы уменьшают возможные
«превышения» и злоупотребления
полномочиями. Нормы направлены на защиту прав ребенка. Если все‑таки чиновники
нарушают закон, то на них распространяются все общие меры ответственности,
предусмотренные законодательством. Они должны будут возместить вред,
причиненный незаконными действиями, т.
е. к ним будут применены меры гражданско-правовой
ответственности. Также дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения. Возможна и уголовная ответственность – за халатность в соответствии со ст. 293 УК РФ. Если же в результате
незаконных действий органов опеки ребенок погибнет, то наказание — лишение
свободы до пяти лет.