24.04.2020
Развитие исторически эффективной модели небюджетного нотариата постепенно вытеснило анахроничную и малоэффективную модель «государственного нотариата». Недавно последние три государственных нотариуса Хабаровского края были назначены на должности нотариусов, занимающихся частной практикой. Об этом в ходе онлайн пресс-конференции «Нотариат 2020: электронные форматы и возможности для помощи в условиях пандемии» сообщил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. На сегодняшний день в России осталось только две должности государственных нотариусов — на территории Чукотского автономного округа, причем одна из них так и не была заполнена.
Тем самым в последние шесть лет в нашей стране последние считанные единицы «государственных» нотариусов из почти 8000 действующих нотариальных контор перешли на работу на небюджетной основе.
Причиной, по которой в России оставались должности государственных нотариусов, была невозможность содержать самофинансировать работу нотариальной конторы в труднодоступных и малонаселенных местностях, где совершается мало нотариальных действий, а расходы велики..
Напомним, что в настоящий момент в Российской Федерации, как в европейских и других странах т.н. «континентальной правовой системы», действует небюджетный, то есть частнопрактикующий нотариат латинского типа.
Это означает, что нотариус осуществляет свою публично-правовую функцию от имени государства, то есть совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации, но при этом он полностью обеспечивает свою деятельность на принципах самофинансирования, без каких-либо бюджетных затрат.
При этом небюджетный нотариус действует объективно и независимо, в интересах защиты прав граждан и законных интересов собственника. Нотариус не является предпринимателем, так как может взимать только установленные законом тарифы и оплату услуг правового и технического характера, и не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью.
Очень важно, что небюджетный нотариус несет полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, то есть если по его вине был причинен ущерб, то нотариус полностью возмещает его, для этого существует многоступенчатая система профессионального страхования.
Получить статус нотариуса очень сложно — помимо долгой системы обучения, стажировки, работы в качестве помощника нотариуса и сдачи нескольких ступеней квалификационных экзаменов, существует строгое квотирование количества должностей нотариусов, и назначение на должность происходит в результате конкурса.
Именно это и дает такие преимущества для гарантий законности гражданского оборота в обществе, где действует небюджетная модель нотариата.
Государственные нотариусы не предоставляли имущественных гарантий, не имели гарантий объективности и непредвзятости в своих действиях, более того — они не имели доступа к Единой информационной системе нотариата, которая в т.ч. осуществляет цифровое взаимодействие нотариусов с государственными органами.
То есть риск оспариваемости сделок, удостоверенных в конторах государственных нотариусов был намного выше. Именно поэтому переход всех нотариальных контор России на небюджетную основу так значим для российского правового поля.
Чтобы обеспечить всех граждан страны квалифицированной юридической помощью, все эти годы Федеральной нотариальной палатой велась серьезная работа Была разработана и сейчас выполняется Целевая комплексная программа оказания помощи нотариусам, работающим в труднодоступных и малонаселенных областях, то есть за счет средств самого нотариата финансируется деятельность нотариусов в таких регионах.
Константин Корсик подчеркнул, что благодаря этому «нотариальная помощь становится еще ближе для граждан даже в удаленных уголках. Возможность в любой момент обратиться к нотариусу — квалифицированному юристу, действующему объективно и независимо, отвечающему за свою работу, дает гражданам гарантию соблюдения их прав и законных интересов при совершении ими юридически значимых действий».
За время существования программы нотариату удалось решить целый ряд вопросов, связанных с обеспечением правовой помощью жителей удаленных регионов страны.
Были выделены средства на приобретение, аренду и содержание помещений контор, расположенных на территории труднодоступных районов, организованы регулярные выезды нотариусов как в рамках закрепленных нотариальных округов, так и на прилегающие территории.
Благодаря программе успешно решен вопрос с организацией пунктов временного пребывания нотариуса в ходе долгосрочных выездов, предоставлено специальное транспортное оснащение.
Современный нотариат: новый этап цифровизации нотариальной деятельности и возможное расширение полномочий нотариусов
Новости и аналитика Новости Современный нотариат: новый этап цифровизации нотариальной деятельности и возможное расширение полномочий нотариусов
В этом году российскому нотариату исполняется 155 лет. С 2016 года, напомним, День нотариата отмечается как официальный праздник 26 апреля (согласно Указу Президента РФ от 26 апреля 2016 г. № 195).
Одной из важнейших тенденций развития института нотариата в последние годы стало включение в процесс оказания нотариальных услуг электронной составляющей. Так, первым глобальным этапом цифровизации нотариата можно считать период с 2014 по 2020 год.
Именно в 2014 году была создана Единая информационная система нотариата (ЕИС нотариата), функционирование которой обеспечивает невозможность cуществования поддельных нотариальных актов: сейчас все нотариальные действия и акты регистрируются в системе, поэтому подделки быстро выявляются путем проверки наличия конкретного акта в ЕИС нотариата. Сразу подчеркнем, что удостовериться в подлинности нотариального документа любое лицо теперь может самостоятельно – с 29 декабря прошлого года на большинстве бумажных документов, оформляемых нотариально: доверенностях, завещаниях, брачных и наследственных договорах, соглашениях об уплате алиментов, договорах ренты, залога, купли-продажи, согласиях супругов на отчуждение имущества, требованиях о приобретении доли в уставном капитале, решениях о выходе участника из ООО и др. – проставляется QR-код с информацией об основных реквизитах документа (ст. 5.1, ст. 45.1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (далее – основы законодательства о нотариате), Информация Федеральной нотариальной палаты от 28 декабря 2020 г. «QR-код на нотариальных документах: цифровая гарантия защищенности»). В QR-коде зашифрованы сведения о заявителе, виде нотариального действия, его регистрационном номере и дате совершения, о совершившем его нотариусе и нотариальном округе. Таким образом, проверка по QR-коду, имеющему уникальный идентификационный номер, позволяет установить факт наличия или отсутствия документа с такими реквизитами в ЕИС нотариата: если акт зарегистрирован в системе, значит, он подлинный. При этом стоит иметь в виду, особенно при проверке свежих документов, что нотариальные акты вносятся в ЕИС нотариата в течение суток, но иногда этот срок может незначительно увеличиваться.
Развитие электронных сервисов и подключение нотариата к системе межведомственного электронного взаимодействия позволило нотариусам перейти по ряду направлений на оказание услуг по принципу одного окна, предполагающего самостоятельное получение необходимой информации из государственных реестров и направление удостоверенных документов на регистрацию.
Например, в случае удостоверения сделок с недвижимостью: после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, нотариус до окончания рабочего дня направляет в Росреестр в электронной форме заявление о регистрации права и прилагаемые к нему документы – с 1 февраля 2019 года, напомним, это является обязанностью нотариуса (ст. 55 основ законодательства о нотариате). Такой же порядок предусмотрен для выдачи нотариусом свидетельств о праве на наследство по завещанию и о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга: после выдачи свидетельства нотариус обязан незамедлительно направить заявление и необходимые для регистрации права документы в Росреестр (ст. 73, ст. 75 основ законодательства о нотариате). Этот порядок не только удобен для граждан, которые освобождаются от необходимости обращаться в разные структуры, но и предполагает значительное ускорение регистрации права: в случае поступления в регистрирующий орган в электронной форме заявления о регистрации права на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов регистрация должна быть осуществлена в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения документов (п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Как отметил вчера в ходе пресс-конференции, приуроченной ко Дню нотариата, президент Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Константин Корсик, этот срок пока не всегда соблюдается на практике, поэтому данный вопрос находится в фокусе прицельного внимания ФНП и Росреестра. При этом предполагается уже в ближайшем будущем перейти к регистрации прав фактически в режиме онлайн в определенных случаях. «Руководитель Росреестра на последней нашей встрече заявил, что по ряду актов, направляемых нотариусом в Росреестр на регистрацию, можно еще больше сократить время регистрации, – подчеркнул президент ФНП. – Поскольку нотариус действует от имени государства и перед направлением документов на регистрацию проверяет их законность, нам представляется, что по таким документам, как свидетельства о праве на наследство, точно можно перейти к регистрации документов Росреестром онлайн».
Стоит отметить, что уже скоро в рамках оказания услуги по принципу одного окна может начать осуществляться и подача в ФНС России заявления о государственной регистрации юридического лица или ИП – 20 апреля во втором чтении был принят законопроект1, закрепляющий обязанность нотариуса, удостоверившего подлинность подписи на заявлении о государственной регистрации организации или ИП, направлять его в ФНС России в форме электронного документа. Сейчас, напомним, нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на соответствующем заявлении, вправе направить в налоговую заявление и иные необходимые для государственной регистрации организации или ИП документы в электронном виде по просьбе обратившегося за совершением данного нотариального действия лица (ст. 86.3 основ законодательства о нотариате, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Однако, поскольку это не является обязанностью нотариуса, направление таких документов в ФНС России является отдельным нотариальным действием и оплачивается отдельно. Законопроектом же прямо устанавливается, что свидетельствование подлинности подписи на заявлении о регистрации и последующее направление документов в ФНС России осуществляется нотариусом в рамках одного нотариального действия.
Как показывает обнародованная ФНП статистика, все большей популярностью из года в год пользуются, помимо обозначенных, и такие нотариальные действия с цифровой составляющей, как перевод бумажных документов в электронные с сохранением их юридической силы: в прошлом году число таких действий составило более 3 млн (рост по сравнению с 2019 годом – 47%), регистрация уведомлений о залоге движимого имущества: 2,3 млн в 2020 году, внесение сведений в реестр списков участников ООО ЕИС нотариата и выдача выписок из него. В связи с этим представители ФНП полагают, что востребованными будут и новые электронные нотариальные действия: конвертация электронных документов из одного формата в другой, принятие на хранение электронных документов и их возвращение, передача электронных документов физических или юридических лиц другим физическим или юридическим лицам – все это возможно, напомним, с 29 декабря 2020 года (ст. 103.9-1, ст. 97-98, ст. 86 основ законодательства о нотариате в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ).
Такое расширение возможностей в сфере работы с электронными документами – одно из направлений нового этапа цифровой трансформации нотариата, начавшегося в конце прошлого года. Также важнейшей его частью является наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий удаленно (ст. 44.
3 основ законодательства о нотариате) – важно помнить, что для подачи заявления о совершении нотариального действия в удаленном формате – направляется через личный кабинет на сайте ФНП (lk.notariat.
ru) – необходима усиленная квалифицированная электронная подпись, и законодательное закрепление возможности удостоверения сделок двумя или более нотариусами (ст. 53.
1 основ законодательства о нотариате) – впервые такое нотариальное действие было осуществлено 30 марта нотариусами из Москвы и Южно-Сахалинска, которые совместно удостоверили соглашение об уплате алиментов.
Следует отметить, что установленный законом перечень нотариальных действий, совершение которых возможно без явки к нотариусу, является закрытым и вряд ли будет расширен: Константин Корсик подчеркнул, что он уже включает в себя все те действия, которые не требуют личного взаимодействия нотариуса и обратившегося за совершением нотариального действия лица.
При этом принятия определенных законодательных изменений, причем уже в рамках текущей сессии Госдумы, ФНП все же ожидает. Среди таких важных для дальнейшего развития нотариата проектов можно выделить:
- законопроект № 1141526-7, предполагающий включение в список адресатов «рассылки» сведений о государственной регистрации смерти из реестра ЗАГС ФССП России, оператора ЕСИА и оператора ЕИС нотариата (рассмотрение проекта в первом чтении запланировано на май текущего года). «Получение нотариусами таких сведений позволит блокировать сделки по утратившим силу доверенностям и помечать их соответствующим образом в сервисе проверки доверенностей, надеюсь, в ближайшее время мы получим доступ к этой рассылке», – пояснил Константин Корсик;
- законопроект № 952003-7, устанавливающий необходимость определения единых правил хранения нотариальных документов, а также создания нотариальных архивов (в первом чтении принят 23 сентября 2020 года);
- законопроект № 925860-7, согласно которому ФНП сможет обрабатывать и предоставлять неограниченному кругу лиц сведения об отмене не только нотариально удостоверенных доверенностей (такие сведения в соответствии с п. 1 ст. 189 Гражданского кодекса вносятся в реестр нотариальных действий), но и всех электронных доверенностей (в первом чтении принят 6 апреля);
- законопроект № 967075-7, предусматривающий оплату нотариальных действий в соответствии с единым нотариальным тарифом, включающим в себя федеральную и региональную составляющие, – региональный тариф, по сути, заменит то, что в настоящее время является платой за оказание услуг правового и технического характера, оказание которых согласно проекту становится обязанностью нотариусов (в первом чтении законопроект принят 16 декабря 2020 года).
В заключение стоит отметить, что многолетняя дискуссия по поводу расширения полномочий нотариусов в части удостоверения сделок с недвижимостью пока не прекращается: представители ФНП не отказываются от своего мнения о том, что как минимум сделки с жилыми помещениями должны подлежать обязательному нотариальному удостоверению, и надеются, что рано или поздно соответствующие изменения в законодательство о государственной регистрации недвижимости все же будут внесены. Кроме того, представители ФНП считают необходимым расширение обязательного участия нотариуса и в оформлении корпоративных отношений, в частности – при смене единоличного исполнительного органа ООО.
_____________________________
1 C текстом законопроекта № 1021318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», принятого во втором чтении, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Документы по теме:
Госдума засекретила данные ЕГРН. Что это значит :: Жилье :: РБК Недвижимость
Получение информации из ЕГРН теперь доступно только с разрешения собственника недвижимости. По мнению экспертов, это может осложнить проверку юридической чистоты сделок на вторичном рынке
shutterstock.com
С 1 марта 2023 года Росреестр перестанет публиковать сведения о собственниках в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), если ее заказывали третьи лица.
Соответствующий закон приняла в третьем, окончательном чтении Госдума. Теперь данные из ЕГРН будут доступны только с согласия собственников объектов. Ф. И. О.
владельца жилья и дату его рождения покажут только ему самому, его супруге или супругу, а также некоторым сотрудникам госорганов и нотариусам.
Для того чтобы персональные данные были раскрыты, собственник должен подать в Росреестр заявление, в котором разрешит их предоставлять третьим лицам.
Это можно сделать несколькими способами: лично посетить многофункциональный центр (МФЦ), отправить туда документы почтой, а также подать заявление в электронной форме либо в личном кабинете на официальном сайте Росреестра, либо через портал госуслуг.
Как пострадают участники сделок с недвижимостью
Такое изменение затронет всех участников рынка — и профессионалов, и простых граждан (продавцов, покупателей, арендаторов и арендодателей), считает руководитель проекта «Контур.Реестро» Константин Ташлыков.
Новый закон о закрытии сведений из ЕГРН однозначно ограничит покупателей в возможностях проверить недвижимость перед сделкой.
Теперь получить выписку из реестра можно будет по запросу нотариуса, но есть сомнения, что нотариусы будут заказывать бумагу из ЕГРН по желанию любого лица, не имея гарантии, что сделка пройдет именно через них, говорит президент Гильдии риелторов Москвы (ГРМ) Екатерина Шенгель.
По словам президента ГРМ, есть и некое противоречие. «Человек, планирующий совершить сделку с помощью простого письменного договора (ППФ), не имеет возможности получить информацию из ЕГРН, и закон ограничивает права таких лиц.
При этом решения судов говорят о том, что добросовестный приобретатель обязан заказать такую выписку перед сделкой. Возникает проблема с определением добросовестности.
Прежде, чем вводить предложенные изменения на законодательном уровне, необходимо закрепить равноправие участников сделок при проведении их в простой письменной форме, прописав реально исполнимые нормы, позволяющие иметь возможность подтвердить добросовестность покупателя, приобретающего недвижимость по договору в ППФ. Выписку из ЕГРН должны иметь возможность запрашивать и предоставлять как ипотечные покупатели, так и те, кто проводит расчеты через аккредитив или через иные формы банковских расчетов», — резюмирует эксперт.
Принятые законодательные ограничения усложнят оборот недвижимости в России, затрудняя получение сведений о собственнике и обременениях, считает юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Сергей Филиппов.
По словам эксперта, действующее законодательство и так предусматривало механизмы защиты собственников от неправомерных действий со стороны злоумышленников.
Например, собственник может запретить любые действия с его недвижимостью без его личного участия.
По словам Ташлыкова, продавцам и арендодателям придется самостоятельно заказывать выписки из ЕГРН — сейчас за них это делают риелторы, покупатели или арендаторы. Они берут на себя все затраты — и временные, и денежные.
«Скорее всего, выписку придется заказывать несколько раз. Информация в документе актуальна только на момент его выдачи.
Уже через несколько дней документ устаревает, а поиск покупателя или арендатора может растянуться на несколько месяцев», — рассуждает эксперт.
Сведения о собственнике важны для разных организаций:
- управляющие и энергосбытовые компании не смогут массово и оперативно отслеживать, кто является владельцем жилья. Им будет сложнее управлять домом, а также взыскивать дебиторские задолженности по оплате коммунальных услуг;
- IT-компании, которые создают сервисы для проверки недвижимости, потеряют большую часть пользователей. Имя собственника — первое, на что смотрят перед покупкой или арендой недвижимости. И многие клиенты не будут готовы платить за отчеты, в которые не включены эти сведения;
- риелторы и юристы, которые занимаются проверкой сделок, не смогут самостоятельно получить все необходимые сведения об объекте. Это усложнит их работу, а также может поставить под сомнение безопасность сделок. Ведь если сведения получены не из первоисточника, они могут быть изменены.
По данным «Контур.Реестро»
С 1 января 2023 года вводится новый вид выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
С помощью новой выписки можно будет получить информацию по установленным в пользу отдельного лица ограничениям прав, таких как ипотека, аренда или рента.
Лица, имеющие право получить такую выписку (руководители органов власти, работники МФЦ, наследники собственника и арбитражные управляющие), смогут узнать, есть ли у конкретного гражданина ипотечный кредит и сдает ли он свою недвижимость в аренду.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»
В россии скоро не останется государственных нотариусов | правовой помощник пульс mail.ru
П
Недавно об этом рассказал Константин Корсик, Президент Федеральной нотариальной палат (ФНП).
В ходе одной из конференций он напомнил, что в РФ уже несколько лет действует программа поддержки нотариусов, которые работают в удаленных районах: например, на Севере.
Благодаря этой программе удается обеспечивать население нотариусами и избежать их дефицита. Деньги на реализацию проекта выделяются не из федерального или муниципального бюджетов, а из отдельного фонда ФГН.
Как отмечает К. Корсик, большинство государственных нотариусов уже перешли на внебюджетную работу. Например, государственных не осталось в Хабаровском крае. Кроме того, программа позволила заполнить свободные вакансии во многих регионах вдали от ЦФО, где дефицит специалистов не отмечается.
Чем государственные нотариусы отличаются от негосударственных?
По закону частные и государственные нотариусы облагают одинаковыми правами и полномочиями. Об этом говорится в ст. 2 «Основы законодательства о нотариате»:
Разница заключается в ответственности перед гражданами и юридическими лицами – частные нотариусы несут личную ответственность:
А как вы считаете, есть ли разница для людей между государственными и частными нотариусами? К кому вы бы предпочли обращаться? Делитесь своим мнением, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, чтобы читать самые свежие правовые новости.
Источник: В России скоро не останется государственных нотариусов
П
Правовой помощник
558 подписчиков
Нотариальная уверенность: в РФ хотят создать госсервис для заверения переписки в Сети
В России предложили создать госсистему нотариального заверения веб-страниц и переписки в мессенджерах. С такой инициативой в Минцифры обратилась Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ). Копия письма есть у «Известий».
Такой сервис нужен, чтобы быстро фиксировать действия мошенников — до того как злоумышленники сотрут переписку. Незаверенные скриншоты и сообщения в мессенджерах суды крайне неохотно принимают в качестве доказательств, отметили эксперты.
А оперативно привезти компьютер к нотариусу возможно не всегда. На Западе существуют подобные сервисы, но в РФ не хватает нормативной базы для их запуска.
Правда, специалисты считают, что в нашей стране перспективнее развивать институт электронного нотариата в целом, чем вводить отдельные узкоспециализированные услуги.
Скриншот с подтверждением
В России предлагают создать сервис, который бы позволил пользователям удаленно, за небольшую плату «производить нотариальное заверение различных интернет-страниц и переписок в соцсетях и мессенджерах». С такой инициативой в Минцифры обратилась АППСИМ (копия письма есть у «Известий»).
Такой сервис нужен для борьбы с мошенничеством в Сети, пояснили в ассоциации. По данным АППСИМ, со злоумышленниками в интернете сталкивались 68% пользователей, из которых 26% стали их жертвами.
Во многих современных мессенджерах есть опция удалить сообщения у обоих собеседников без возможности восстановить переписку. При этом сделанные скриншоты не будут доказательством мошенничества, написали общественники.
Переписку надо заверять нотариально, но для этого необходимо попасть к нотариусу, но в ряде регионов России сделать это оперативно невозможно, посетовали в АППСИМ.
— Также эта процедура довольно дорогостоящая, придется платить за каждую отдельно заверенную страницу, которая помещается на экран устройства нотариуса. Стоимость заверения начинается от 3 тыс. рублей, — рассказал директор АППСИМ Владимир Зыков.
По замыслу АППСИМ новый государственный электронный сервис должен упростить, удешевить и ускорить заверение интернет-страниц или переписки.
Выглядеть это может так: пользователь заходит на компьютере в специальный сервис, выбирает адрес ресурса, на котором содержится информация, необходимая для заверения, вводит логин и пароль в личном кабинете, затем заходит в переписку с нужным пользователем и сохраняет полностью текущую страницу с необходимой частью диалога, публикацией или комментарием, сказал Владимир Зыков.
В Минцифры подтвердили, что получили письмо АППСИМ. В ведомстве пообещали ответить в установленном порядке. Там добавили, что вопрос находится в области взаимодействия коммерческих организаций с нотариатом, а регулирование таких отношений вне компетенции Минцифры. «Известия» направили запрос в Минюст.
Суд решит
Вопрос заверения нотариусами переписки в соцсетях и мессенджерах действительно стоит остро, согласен руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.
— Нотариус — не специалист по информационным технологиям, он не в состоянии отличить официальную и легитимную переписку на официальных порталах от поддельной. Специалистов, которые могут определить степень подлинности переписки, зачастую приходится привлекать на стадии судебных разбирательств, — утверждает он.
Кроме того, различные сервисы фиксации контента не сохраняют частную переписку, говорит Игорь Бедеров. Это незаконно с точки зрения законодательства о персональных данных, так как она может стать достоянием третьих лиц. Для сохранения таких сообщений самими пользователями специальные опции есть в мессенджерах — например, в Telegram это опция копирования всех чатов, привел пример эксперт.
— Также есть специальные боты, которые выдергивают из чата все новые сообщения, чтобы их не успели удалить, — объясняет он.
По словам Игоря Бедерова, сервисы фиксации переписки в мессенджерах и соцсетях уже существуют, изобретать их с нуля смысла нет. На Западе есть всем известный и признанный сервис archive.
org — на нем можно ввести адрес страницы и просмотреть ее содержимое на определенный момент времени, рассказал он.
За рубежом сохраненные таким образом материалы признаются доказательной базой при расследованиях, отметил эксперт.
Нотариально заверенные скриншоты и переписка как в гражданском и арбитражном, так и в уголовном процессе будут иметь достаточный вес в качестве доказательств, считает юрист Amulex.ru Александр Кожевников.
Снимки экрана — такие же доказательства, как и другие материалы дела — такой подход декларирует постановление пленума ВС РФ от 2019 года, отметил эксперт.
Но на практике не все суды принимают незаверенные скриншоты в качестве доказательств, уточнил юрист.
— Привлекать нотариуса также целесообразно в сложных спорах.
Например, если необходимо зафиксировать неработоспособность торговой площадки, из-за чего участники торгов не могут подать заявки, или в корпоративных спорах для фиксирования информации на сайтах контрагентов. На практике получить осмотр одного электронного письма дешевле чем за 10 тыс. рублей мне не удавалось, — сказал Александр Кожевников.
То, что суды неохотно принимают в качестве доказательств незаверенные скриншоты, отметил и эксперт Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Упрощение доступа пользователей к дистанционным нотариальным услугам действительно важно, считает он.
Однако сейчас в России работает электронный нотариат, когда пользователь с помощью цифровой электронной подписи может заверить любой документ, отметил эксперт. Целесообразно развивать этот институт в целом, а не отдельные узкоспециализированные сервисы, заключил он.
Государственные нотариусы исчезнут в России — PrimaMedia
ВЛАДИВОСТОК, 24 августа, PrimaMedia. Минюст готовит новый законопроект о нотариате, который должен прийти на смену старым основам законодательства, принятым еще в 1993 году.
Принципиальным отличием будет полное упразднение государственных нотариусов и возможное наделение их правом заниматься частной практикой, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на «Российскую газету».
В настоящее время в России нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов местного самоуправления. При этом в стране насчитывается около 7700 нотариусов, занимающихся частной практикой, и всего 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.
Частный нотариат, созданный в 1993 году, постепенно завоевал ключевые позиции не только в крупных городах, но даже в аграрных регионах.
Сохранившиеся лишь в некоторых субъектах РФ государственные нотариальные конторы (госнотконторы) не могут предоставить необходимые услуги населению экономически нерентабельных районов — там много вакантных должностей, которые не замещаются в первую очередь по причине отсутствия в законодательстве норм, регулирующих порядок открытия, деятельности и упразднения госнотконтор, а также их финансирования.
Поскольку проблемы, связанные с неурегулированностью статуса государственных нотариусов, не будут решены даже в случае, если их финансировать из федерального бюджета и контролировать так же, как и частных нотариусов, в проекте признается целесообразным введение на всей территории страны внебюджетной модели нотариата. Госнотарконторы будут закрыты либо сразу после принятия нового закона о нотариате, либо поэтапно — в течение определенного срока.
Нотариус, статус которого определяется как публичная должность и который осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации, является относительно свободным человеком, самостоятельно распоряжающимся собственными средствами.
Он, безусловно, платит установленные налоги и сборы, но не может кормить армию чиновников, которые хотели бы погреть руки на доходах отдельных нотариусов и некоторых нотариальных палат.
Поэтому все региональные палаты, а также Федеральная нотариальная палата поддерживают предложения минюста о полном переходе на внебюджетную модель нотариата.
По словам министра юстиции РФ Александра Коновалова, судьба государственного нотариата будет определена окончательно, когда в действующем законодательстве появится «норма, которая признана обеспечивать доступность нотариальной помощи в малонаселенных и труднодоступных районах», и когда будут обеспечены «прозрачность и эффективность нотариальной деятельности».
После этого, полагает министр, полномочия нотариуса могут быть и должны быть серьезно расширены. Оказывая населению посреднические, а иногда и прямо делегированные государством услуги, которые сегодня оказывают государственные органы, частные нотариусы могли бы заниматься формированием пакетов документов для регистрации прав на недвижимое имущество и перехода прав на недвижимое имущество.
Кроме того, им хотят поручить оказание помощи в решении некоторых технических, но весьма важных и трудоемких вопросов, возложенных на государственные органы. Наконец, по мнению министра юстиции, наша система нотариата вполне способна участвовать в удостоверении юридических фактов, которые в дальнейшем принимались бы судами в ходе процессуальной деятельности без дополнительного исследования.
Но для того чтобы нотариусы могли эффективно выполнять делегированные им функции, необходимо четко прописать в законе механизм реализации тех полномочий, которые перейдут от чиновников к частнопрактикующим нотариусам.
Главные новости Приморья в Telegram
18691
Верховный суд против нотариата
Верховный суд РФ принял радикальное для нотариата постановление[1]. Недавно в высшей судебной инстанции России в очередной раз рассматривался вопрос правомерности взимания нотариусами оплаты услуг правового и технического характера.
Его важность обусловлена, с одной стороны, необходимостью сохранения финансовой независимости нотариата, а с другой стороны, юридической слабостью введенной когда-то конструкции «дополнительных нотариальных услуг правового и технического характера» и нежеланием заявителей оплачивать эти якобы «дополнительные» услуги, которые, по сути, должны являться частью единого нотариального тарифа, но сформулированы в настоящее время юридически неудачно.
Проблема эта имеет давнюю историю. Она неоднократно рассматривалась различными судами практически всех уровней и видов, начиная от районных судов, заканчивая Конституционным судом. Каждый юрист, сталкивающийся с нотариатом, хоть раз задавался вопросом о том, на каком основании нотариус, взыскав нотариальный тариф, взимает еще за услуги правового и технического характера. Соответствующие эмоциональные дискуссии между нотариусом и юристом-заявителем – достаточно частое явление будней нотариальной конторы.
Вкратце суть юридической дискуссии заключается в следующем. Нотариусы, следуя ежегодно утверждаемым нотариальными палатами тарифам[2], взимают соответствующие платы за оказание услуг правого и технического характера при совершении практически каждого нотариального действия. Обратное является скорее исключением, чем правилом.
Возможность взимания нотариусами данных денежных средств предусмотрена также ст. 23 Основ законодательства о нотариате. Оппоненты такого порядка аргументируют свою позицию, в основном, отсутствием реальной необходимости в оказании им услуг технического и правового характера.
Они обращаются только за совершением нотариального действия и ни в каких дополнительных услугах нотариуса не нуждаются. Например, заявитель самостоятельно сделал копию документа и обращается к нотариусу засвидетельствовать верность ее оригиналу.
Он недоумевает, какие технические услуги в данном случае оказывает нотариус, и, соответственно, настаивает на оплате только нотариального тарифа без дополнительных услуг.
Судебные инстанции чаще всего поддерживали позицию нотариального сообщества, но не всегда.
Знаковым стало Определение Конституционного суда в 2011 году[3], в котором указано, что законодательство «допускает финансирование деятельности нотариуса за счет оказания дополнительных услуг правового и (или) технического характера, предоставляемых гражданам и юридическим лицам исключительно при наличии их согласия». Таким образом, Конституционный суд достаточно четко определил, что рассматриваемые взимания допустимы, но только в добровольном порядке.
Такая позиция вынудила нотариальное сообщество несколько скорректировать собственные подходы к этому вопросу.
Аргументация стала базироваться теперь на тезисе о том, что дополнительные услуги правового и технического характера являются неотъемлемым элементом всех нотариальных действий[4].
Как следствие, отдельного волеизъявления заявителя не требуется, а оно презюмируется самим фактом обращения за совершением нотариального действия. Суды поддержали такой подход и, по общему правилу, отказывали при оспаривании действий нотариусов.
Принятое недавно определение Верховного суда «ломает» сложившуюся судебную практику по этому вопросу. Суд прямо пишет о том, что вышеуказанная позиция противоречит законодательству.
Конечно, вряд ли можно согласиться с таким однозначным выводом суда о том, что если заявителем изготовлены самостоятельно все документы, то нотариус не оказывает ни технические, ни правовые услуги. Это не так.
Сейчас нотариус не только работает с бумажными носителями, но и должен еще фиксировать все действия в ЕИСН (Единая информационная система нотариата), что достаточно трудоемко и является технической работой. Правовые же услуги имеют место при совершении практически каждого нотариального действия.
Даже когда нотариус свидетельствует верность копии документа, он не только сверяет оригинал с копией, но и должен провести юридический анализ, оценить документ на наличие у него признаков документа (авторства и юридически значимых фактов), а при отсутствии таковых отказать в совершении нотариального действия. Это правовая работа.
Тем не менее Верховный суд России 26 июня 2018 года достаточно однозначно и не в пользу нотариата высказался относительно этой давней дискуссии.
Кроме тезиса о том, что правовые и технические услуги не входят в состав нотариального действия, Верховный суд еще добавил, что «перечень оснований для отказа в совершении нотариального действия является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию.
Из изложенного следует, что такое основание для отказа в совершении нотариального действия, как отказ от оплаты услуг правового и технического характера, законом не предусмотрено».
Значение этого судебного акта для нотариальной практики трудно переоценить. Он меняет сложившиеся подходы к финансированию деятельности нотариуса.
После его принятия могут последовать массовые отказы от оплаты дополнительных услуг правового и технического характера, и суды, руководствуясь рассматриваемым Определением Верховного суда и принципом единообразия судебной практики, не смогут поддерживать нотариат в этом вопросе.
В то же время плата за услуги правового и технического характера – это не излишки нотариата. Она нередко составляет половину дохода нотариуса и позволяет ему эффективно заниматься нотариальной деятельностью, самостоятельно обеспечивать как материально-технические (аренда помещения, оргтехника и пр.
), так и трудовые (трудовая занятость помощников нотариуса и юрисконсультов) затраты. Ликвидация этих доходов ставит под угрозу функционирование нотариата в том виде, как он существует в нашей стране с 1993 года.
В этих условиях возвращение к государственному нотариату становится не таким уж фантастическим сценарием, но тем не менее крайне нежелательно ввиду очевидных недостатков, которые были ему присущи в советский период.
Поэтому в настоящий момент нотариальному сообществу необходимо оперативно разрабатывать новый механизм финансирования нотариальной деятельности, который и устраивал бы нотариусов, и не имел изначально заложенных юридических противоречий.
Таким образом, очередное судебное постановление высшей судебной инстанции свидетельствует о том, что давний вопрос правомерности взимания нотариусами платы за дополнительные услуги правового и технического характера по-прежнему актуален.
Более того, Верховный суд этим определением усилил радикальность дискуссии, высказавшись достаточно жестко не в поддержку нотариальной точки зрения. Для этого есть все основания, поскольку предложенная юридическим сообществом конструкция «дополнительных услуг правового и технического характера» слаба с юридической точки зрения.
Действующие нормы Основ лишь упоминают услуги правового и технического характера, не определяя ни сущность этих платежей, ни соотношение их с нотариальным тарифом. В настоящее время эти нормы являются не более чем декларацией о намерениях.
Нотариальное сообщество, по сути, заявляет, что взыскание только нотариального тарифа является недостаточным для эффективного осуществления нотариальной деятельности и не затрагивает дополнительных затрат нотариуса как интеллектуального, так и технического характера. Это справедливо.
Однако отсутствие определенности относительно правовой природы этих платежей создает некоторый правовой хаос. Должна быть предложена модель, безупречная с юридической точки зрения и обеспечивающая эффективное функционирование современного российского нотариата.
Время для законодательного пересмотра этих отношений не то чтобы наступило, а практически уже истекло. Обновление порядка финансирования деятельности нотариуса возможно либо через установление единого нотариального тарифа, в котором уже заложены все необходимые платежи, либо через четкое обоснование правовой природы дополнительных услуг и условий их оказания.
[1] Определение Верховного суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. по делу № 31-ГК18-3.
[2] Тарифы определяются в соответствии с Методическими рекомендациями по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера, утвержденными решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 28 марта 2016 (протокол № 03/16).
[3] Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. № 272-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».
[4] См., например, Комментарий законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Д. Я. Малешина. М., 2018. С.135.