В мвд отказались усиливать ответственность за домашнее насилие

Министерство назвало эти изменения нецелесообразными. Ранее вице-премьер Татьяна Голикова поручила МВД и еще пяти ведомствам изучить обращение депутатов, которые предупредили о росте домашнего насилия на фоне самоизоляции

В МВД отказались усиливать ответственность за домашнее насилие

Алексей Зотов / ТАСС

МВД отказалось ужесточать административное наказание по ст. 6.1.1 КоАП («Побои»), сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-центр ведомства. По ней классифицируется в том числе домашнее насилие.

В качестве наказания по ней предусмотрены административный штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс. руб.

, либо административный арест на срок от десяти до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

Вопрос об ужесточении ответственности уже прорабатывался с Минюстом, тогда предлагалось вместо штрафа назначать административный арест, напомнили в МВД. Однако эти изменения признали нецелесообразными, «поскольку усматривается несоразмерность административной ответственности и уголовной», сообщили в министерстве.

В МВД также заявили, что перевод ответственности за побои из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения «позволил высветить значительное число латентных деяний и положительно повлиял на профилактику тяжких и особо тяжких преступлений на бытовой почве».

Министерство не выявило роста правонарушений в семейно-бытовой сфере. Ведомство привело статистические данные, согласно которым в первом квартале 2020 года число преступлений в семейной сфере сократилось на 13%. В апреле во время режима самоизоляции было совершено 7,7 тыс. подобных преступлений — по информации МВД, это на 23,4% меньше по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

В конце апреля авторы законопроекта по борьбе с домашним насилием Оксана Пушкина, Ирина Роднина и Ольга Севастьянова направили письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой.

Депутаты Госдумы сообщили, что после введения режима самоизоляции и ограничения перемещений граждан из-за пандемии коронавируса число жалоб на домашнее насилие выросло.

Они попросили вице-премьера принять ряд мер, в том числе отменить ответственность для жертв насилия за нарушение карантина и других ограничений, увеличить число убежищ для них, обязать полицейских немедленно реагировать на сообщения о случаях насилия в семье.

Голикова поручила МВД, Минздраву, Минтруду, Минюсту, Минкомсвязи и Роспечати проработать обращение депутатов и, если это окажется нужным, внести соответствующие предложения в правительство.

На рост числа случаев домашнего насилия на фоне эпидемии обратила внимание и омбудсмен Татьяна Москалькова. Так, по данным НКО, с 10 апреля количество подобных случаев выросло в 2,5 раза. По ее словам, в апреле поступило более 13 тыс.

сообщений о домашнем насилии, в то время как в марте их было около 6 тыс. Москалькова считает, что у жертв домашнего насилия в период самоизоляции должна быть возможность свободно посещать кризисные центры и органы внутренних дел.

 

Конституционный Суд защитил жертв домашнего насилия

12 апреля 2021 в 18:44

В МВД отказались усиливать ответственность за домашнее насилие

Конституционный суд изучил вопрос конституционности статьи 116.1 Уголовного Кодекса РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию».

Соответствие данной нормы оспаривается гражданкой, неоднократно терпевшей побои, которые наносил ей её же брат. Он привлекался к административной ответственности по статье «Побои» КоАП в 2018, 2019 и 2020 годах.

Ему назначали наказание в виде штрафа в 5 000 рублей, трёхсот и ещё ста часов обязательных работ. Несмотря на то, что потерпевшая и её адвокат пытались добиться переквалификации деяния на уголовную статью, суды оставались непреклонны.

Тогда потерпевшая направилась в Конституционный суд.

Декриминализация и её последствия

По её мнению, статья 116.1 УК Российской Федерации противоречит статьям 19, 21 и 52 Конституции Российской Федерации, поскольку не обеспечивает эффективной защиты от домашнего насилия и не позволяет привлечь к уголовной ответственности за побои (при отсутствии признаков, указанных в статье 116 данного Кодекса) лицо, имеющее неснятую и непогашенную судимость по оспариваемой статье.

Что примечательно, статья 116 Уголовного Кодекса была декриминализирована ещё в 2016 году. Это было сделано, по сути, для того, чтобы не ломать «оступившимся» людям жизни. Однако данный пример является прямым доказательством того, что декриминализация как минимум обсуждаемой статьи стала ошибкой и развязала руки (в прямом и в переносном смысле) людям, не чувствующих рамок.

Что решил Конституционный суд?

Конституционный Суд указал, что государство обязано предусмотреть меры предупреждения общественно опасных деяний, посягающих на неприкосновенность личности, обеспечить эффективное противодействие физическому насилию, а также вправе, приняв к сведению тяжесть и степень распространенности таких деяний, выбрать ту или иную конструкцию состава правонарушения, установить признаки противоправности деяния, вид ответственности за его совершение, конкретизировать меры наказания, учитывая особую конституционную значимость достоинства личности и права на личную неприкосновенность, необходимость повышенной их защиты, обеспечивая при этом соразмерность ответственности ценностям, охраняемым законом, включая уголовный, при строгом соблюдении принципов равенства и справедливости.

Статья 116.

1 УК Российской Федерации исключает уголовную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, для не подвергнутых административному наказанию лиц, ранее совершивших преступления, предусмотренные не только этой статьей, но и статьями 116, 117 и 334 данного Кодекса, которые устанавливают ответственность за аналогичные по объективной стороне, но более общественно опасные деяния, относящиеся в том числе к преступлениям средней тяжести и к тяжким преступлениям (части третья и четвертая статьи 15 данного Кодекса). Этим усиливаются предпосылки к нарушению принципов равенства и справедливости в отношении как виновных, так и потерпевших и снижается предполагаемый эффект от введения в правовое регулирование специального состава побоев, причиненных лицом, подвергнутым административному наказанию.

Подобные нарушения прав человека не могли остаться незамеченными судьями Конституционного суда. В связи с этим было принято решение объявить статью 116.1 не соответствующей Конституции.

  • Читайте далее:
  • Обзор судебной практики Верховного суда №1 (2021)
  • “Где деньги, Лебовски?” Коллекторы попадут под статью УК за угрозы
  • Права предпринимателя как цель правоохранителей

В россии отказались ужесточать ответственность за побои

 РИА НовостиРИА Новости

«Такие изменения признаны нецелесообразными, поскольку усматривается несоразмерность административной ответственности и уголовной», — пояснили в МВД.

Статья 6.1.1 («Побои») Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс.

рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов. В то же время статья 116.

1 («Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию») Уголовного кодекса РФ среди других вариантов наказания предусматривает штраф в размере до 40 тыс. рублей.

При этом в МВД считают оправданной декриминализацию побоев.

«Перевод большинства уголовно наказуемых побоев в разряд административных правонарушений позволил высветить значительное число латентных деяний и положительно повлиял на профилактику тяжких и особо тяжких преступлений на бытовой почве», — пояснили в министерстве.

Кроме того, отнесение побоев к числу деяний, ответственность за которые наступает без учета «пожеланий» пострадавшего, позволило обеспечить неотвратимость наказания, подчеркнули в МВД.

Ранее издание РБК сообщило, что депутаты Госдумы Оксана Пушкина, Ирина Роднина и Ольга Савастьянова, разработавшие законопроект о борьбе с домашним насилием, обратились к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой ускорить принятие документа.

В обращении парламентарии отмечали значительный рост количества жалоб на домашнее насилие после введения режима самоизоляции из-за коронавируса.

Голикова поручила пяти министерствам, в том числе МВД и Минюсту, а также Роспечати совместно рассмотреть направленное в ее адрес депутатское обращение по проблеме домашнего насилия.

О декриминализации побоев

В 2017 году президент России Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье. Документ перевел побои в отношении близких родственников из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случаях, когда такой проступок совершен впервые.

Как уголовное преступление побои квалифицируются, если они нанесены повторно, а также если установлено, что противоправное деяние было совершено из хулиганских побуждений или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды.

Памятка для граждан об ответственности за домашнее и соседское насилие

К домашнему насилию обычно относят насильственные действия, совершаемые внутри одной семьи. В название настоящего материала включено также понятие «соседское насилие».

Под ним мы предлагаем понимать те насильственные действия, которые совершают по отношению друг к другу люди, которые не являются членами одной семьи. Возможно, они просто соседи.

Возможно, они даже живут в одной квартире, но уже не ведут совместного хозяйства и фактически их семья распалась.

Оба вида насилия проявляются в совершении однотипных правонарушений. Далее приводится общая информация об уголовной, административной и гражданской ответственности за типичные нарушения, совершаемые при «междоусобных войнах» в квартирах, в иных жилых помещениях, на лестничных площадках и в других местах совместного проживания граждан.

  • Если говорить о чисто юридической стороне защиты прав потерпевшего, то можно вести речь о двух этапах защиты:
  • — первый — вызов полиции и последующее привлечение нарушителя к уголовной или административной ответственности;
  • — второй — возмещение имущественного и неимущественного вреда в гражданско-правовом порядке, а также урегулирование порядка использования жилого помещения, в том числе путем привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности в виде выселения из жилого помещения или принудительного прекращения права собственности.
  • Данная последовательность важна, так как органы полиции и иные правоохранительные органы при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях могут собрать доказательства, которые в дальнейшем значительно упростят возмещение вреда в гражданско-правовом порядке.
  • При применении физического насилия, не повлекшего причинения серьезного вреда здоровью, чаще всего применяются следующие статьи Уголовного кодекса.
Читайте также:  Документы для усыновления ребенка: полный перечень документов

Статья 115 Уголовного кодекса – умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Наказание – штраф до 40000 рублей, обязательные работы, исправительные работы или арест до четырех месяцев.

В соответствии с пунктом 8 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.

2008 № 194н, к кратковременным расстройствам здоровья относится временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно).

Незначительной стойкой утратой общей трудоспособности признается стойкая утрата общей трудоспособности менее 10 процентов.

Для того чтобы хотя бы немного понять, как определяются эти проценты утраты трудоспособности, приведем несколько примеров из указанного документа.

Так, отсутствие одной ушной раковины или части ее (1/3 и более) свидетельствует 15-процентной утрате трудоспособности, т.е. о причинении среднего вреда здоровью (возможно наказание в виде лишения свободы до трех лет в соответствии со статьей 112 УК РФ).

Если потеряно 2-3 зуба, то утрата составляет 5 % (легкий вред), а если 4-6, то 10 % (средний вред).

В соответствии с пунктом 9 указанных критериев поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.

Именно такие повреждения обычно относят к побоям. Уголовная ответственность за побои предусмотрена статьей 116 Уголовного кодекса. Наказание за побои практически такое же, как и за причинение легкого вреда здоровью, только максимальный срок ареста составляет не четыре, а три месяца.

Как видно, санкции за такие нарушения нельзя назвать очень чувствительными для нарушителей. Тем не менее, привлечение к уголовной ответственности является важным элементом профилактического и воспитательного воздействия, а также доказывания недобросовестности поведения соседа или бывшего члена семьи.

Особенностью привлечения к ответственности по указанным составам преступлений (т.е.

причинение легкого вреда и совершение побоев) является то, что, хотя первоначально заявление о преступлении можно, как обычно, подавать в полицию, в любом случае от самого потерпевшего в дальнейшем потребуется подача заявления мировому судье по месту совершения преступления (статья 32 УПК РФ).

В принципе, не запрещается сразу же обращаться в суд. Однако, учитывая, что неподготовленному человеку не всегда просто разобраться, к какому виду преступления относится то или иное деяние, стоит всё-таки начинать с обращения в органы полиции.

Помимо этого, к домашнему насилию могут относиться также иные преступления, относящиеся к делам публичного обвинения. Например, истязание, т.е.

причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло тяжкого или среднего вреда здоровью (статья 117 Уголовного кодекса).

Наказание вплоть до трех лет лишения свободы, а при наличии квалифицирующих признаков (например, истязание двух и более лиц; истязание лиц, находящихся в зависимом от преступника состоянии) – лишение свободы от трех до семи лет.

Самостоятельный состав преступления (статья 119 Уголовного кодекса) образуют действия, выражающиеся в угрозе убийством или причинения тяжкого вреда здоровью (если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы). Наказание – вплоть до лишения свободы до двух лет.

Указанные статьи (117 и 119) имеют прямое отношение к психическому насилию.

Сложность доказывания такого вида насилия заключается в том, что, как правило, насильственные действия развиваются на протяжении длительного периода, а сама жертва может не замечать, что насилие уже происходит, а в случаях если замечает, то редко обращается за помощью из-за страха перед возможными последствиями как со стороны агрессора, так и со стороны общества.

Для доказывания причинения вреда здоровью обязательно требуется задокументировать причинение вреда, обратившись к врачу.

Частично это может быть сделано путем обращения за получением бесплатной медицинской помощи в любую медицинскую организацию, оказывающую первичную медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Для проведения более полного обследования можно обратиться в государственное бюро судебно-медицинской экспертизы.

Вся необходимая информация о порядке оказания и стоимости услуг размещена на официальном сайте БУЗ УР «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» по адресу: http://bsme18.ru/uslugi.

Иногда встречаются также иные составы преступлений. Например, незаконное лишение свободы (статья 127 УК РФ, лишение свободы до двух лет); клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (статья 128.

1 УК РФ; общий состав преступления предусматривает наказание в виде штрафа до 500000 руб.

); умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (свыше 2500 рублей) (статья 167 УК РФ; различные виды наказания, лишение свободы – до двух лет).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях так же предусматривает отдельные составы правонарушений.

Например, оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (статья 5.61 КоАП; наказание для граждан – штраф от одной до трех тысяч рублей).

Для возбуждения дела о таком административном правонарушении следует обращаться к прокурору (согласно статье 28.4 КоАП).

Семейные дебоширы так же могут быть привлечены к административной ответственности за мелкое хулиганство, выразившееся в неуважении к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества (статья 20.1 КоАП; наказание – штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток).

За излишне шумное поведение соседей также может наступить административная ответственность. Санкция в виде штрафа от 1000 до 2500 рублей предусмотрена статьей 5 закона Удмуртской Республики от 13.10.

2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время (с 23.00 часов до 7.

00 часов), за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

Сам штраф, может быть, не остановит нарушителя, но в дальнейшем, в совокупности с иными доказательствами, привлечение к такой ответственности (особенно неоднократное) может быть решающим фактором.

Помимо уголовной и административной ответственности нарушители могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности. Её основное отличие заключается в том, что нарушитель отвечает непосредственно перед потерпевшим, а не перед государством и обществом в целом.

Основным видом гражданской ответственности является возмещение имущественного или неимущественного (морального) вреда в соответствии со статьями 12, 15, 151, 1064, 1099 — 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Например, потерпевший может потребовать возместить стоимость лечения, стоимость ремонта поврежденного имущества или приобретения нового, компенсации морального вреда за причиненные нравственные и физические страдания.

ООДУУП и ПДН МВД по УР

В мвд заявили, что не намерены сажать под арест за домашние побои — ктв-луч

Такую меру в министерстве сочли нецелесообразной, а
декриминализацию побоев посчитали оправданной.

Идею ужесточать административную ответственность по статье
КоАП РФ «Побои», по которой в том числе квалифицируется домашнее насилие,
отказались рассматривать в МВД РФ. Ранее МВД с Минюстом РФ прорабатывал вопрос
об ужесточении наказания. Вместо штрафа предлагалось назначать административный
арест.

«Такие изменения признаны нецелесообразными, поскольку
усматривается несоразмерность административной ответственности и уголовной», — цитирует
пояснения МВД России ТАСС.

https://www.youtube.com/watch?v=V1wQSWM3WOo\u0026t=26s

Статья за побои Кодекса РФ об административных
правонарушениях предусматривает штраф в размере от 5 до 30 тысяч рублей, либо
административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до
120 часов. В то же время за «Нанесение побоев лицом, подвергнутым
административному наказанию» УК РФ среди прочих вариантов наказания
предусматривает штраф в размере до 40 тысяч рублей.

В МВД при этом считают, что декриминализация побоев оправдана.
По мнению министерства, перевод большинства уголовно наказуемых побоев в разряд
административных правонарушений позволил высветить значительное число латентных
деяний и положительно повлиял на профилактику тяжких и особо тяжких
преступлений на бытовой почве.

В МВД также подчеркнули, что отнесение побоев к числу
деяний, ответственность за которые наступает без учета «пожеланий»
пострадавшего, позволило обеспечить неотвратимость наказания.

Отметим, что ранее депутаты Госдумы, разработавшие
законопроект о борьбе с домашним насилием, обратились к вице-премьеру Татьяне
Голиковой с просьбой ускорить принятие документа. Такую позицию они
аргументировали тем, что значительно выросло количество жалоб на домашнее
насилие после введения режима самоизоляции из-за коронавируса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ В РУБРИКЕ «ОБЩЕСТВО»

Читайте также:  Когда отцы могут получить маткапитал: разъяснения Минтруда

Номера изменились в регистратурах четырех медицинских учреждений.Позвонить в четыре медучреждения Сызрани можно теперь по новым…
Обладатели сертификата смогут попасть на стадион «Самара Арена» после снятия ограничений в регионе, связанных с пандемией корона…
Региональный оперативный штаб опубликовал статистику за минувшие сутки.По данным на утро 10 мая, в Сызрани подтверждены восемь нов…
Кроме того, предпринимателя лишили прав. Как сообщает сызранская прокуратура, пьяный бизнесмен попался за рулем авто сотрудник…
Оперативный штаб обнародовал новые данные. В Самарской области за последние 24 часа подтверждено еще 74 случая заболевания новой к…

ДЕЖУРНЫЙПО ГОРОДУ

Присылайте свои материалы и участвуйте в конкурсе! По итогам месяца автор самого лучшего, актуального и интересного материала получает ценные призы от телекомпании. Участвуй и выигрывай!

Комиссия при МВД рекомендует домашнее ненасилие

Правительственная комиссия, которую возглавляет глава МВД Владимир Колокольцев, сделала несколько заявлений на тему домашнего насилия. В частности, комиссия обратила внимание региональных властей на необходимость создания кризисных центров для пострадавших.

Главам региональных управлений МВД поручили обеспечить возбуждение уголовных дел по статье УК о повторном нанесении побоев без заявления от пострадавших и их законных представителей.

Также в рекомендациях министерства говорится о необходимости распространения информации о службах и НКО, где могут помочь жертвам насилия, а также о необходимости «формирования устойчивого неприятия проявления противоправного поведения в семье».

В понедельник СМИ, в частности газета «Известия», обратили внимание на решение правительственной комиссии по профилактике правонарушений, которую возглавляет глава МВД Владимир Колокольцев.

Согласно подписанному еще 31 марта 2020 года документу, региональным министрам внутренних дел и начальникам управлений МВД предписывается обеспечивать «при наличии достаточных оснований» возбуждение уголовных дел о преступлении, предусмотренном статьей 116.

1 УК РФ (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию) «при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя».

Напомним, данная статья предусматривает уголовную ответственность для тех, кто совершит побои в течение года после привлечения к административной ответственности за совершенные впервые побои. Однако она отнесена к категории частного обвинения — то есть жертва сама должна обращаться в суд, собирать доказательства и оплачивать услуги адвоката.

Сейчас дела по этой статье возбуждаются именно по заявлению потерпевшего или его представителей.

Единственное исключение — когда преступление совершено «в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы».

Главам региональных министерств и управлений поручено также «организовать работу по информированию граждан о деятельности кризисных центров помощи женщинам».

В участковых пунктах полиции, дежурных частях и подразделениях по делам несовершеннолетних должны появиться номера «телефонов доверия» по вопросам семейного насилия, а также адреса кризисных центров, которые работают в этом регионе.

О проведенной работе предписывается отчитаться в срок до 1 мая 2020 года.

Федеральное МВД должно до 1 декабря 2020 года пересмотреть практику сбора статистики «о состоянии преступности в сфере семейно-бытовых отношений и результатах деятельности органов внутренних дел по их профилактике».

В форму статистической отчетности «Профилактика» необходимо добавлять «дополнительные сведения», впрочем, в документе не указывается, какие именно.

Региональным властям рекомендуется «проработать вопросы создания кризисных центров для женщин».

Также предлагается «повысить эффективность пропагандистских мероприятий, направленных на предупреждение семейно-бытового насилия, формирования устойчивого неприятия проявления противоправного поведения в семье».

А в рамках госпрограмм субъектов РФ рекомендуется поддерживать НКО, реализующие проекты профилактики такого насилия. При этом предлагается «повысить эффективность контроля» над качеством оказываемых такими НКО услуг.

Минздраву в срок до 1 июня 2020 года рекомендуется «проработать возможность оптимизации» судебно-медицинских экспертиз по фактам побоев или «иных насильственных действий» — «в целях сокращения срока подготовки заключения по ним». А Минтруду — обобщить опыт работы организаций соцобслуживания, предоставляющих услуги гражданам, пострадавшим от семейного насилия.

Как рассказала “Ъ” куратор направления по защите прав женщин и детей в «Зоне права» адвокат Валентина Фролова, «на практике дела, в которых потерпевшими были совершеннолетние женщины без понятной властям уязвимости, например инвалидности, в публичном порядке никогда не возбуждались».

«Мы считаем, что дела о насилии в семье должны возбуждаться и расследоваться исключительно в публичном порядке, а не в частном,— сказала она.

— А с потерпевших должно быть снято бремя выполнения функций обвинителя в уголовном процессе: сбор и представление доказательств, обязанность присутствовать на всех судебных заседаниях».

Партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Тягай уверена: «тот факт, что документ был принят в конце марта, свидетельствует о том, что в правительстве понимали — в период пандемии обострится проблема домашнего насилия.

Поэтому рекомендации бьют именно по самым болевым точкам». Напомним, в начале апреля девять российских общественных организаций, работающих с жертвами домашнего насилия, обратились с письмом в правительство РФ и к главам регионов.

Они попросили принять срочные меры для обеспечения защиты и помощи пострадавшим в условиях карантина.

Авторы письма отмечали, что режим самоизоляции «запер миллионы семей на одной территории в режиме 24/7», и прогнозировали всплеск домашнего насилия, аналогичный уже зафиксированному в Китае и ряде европейских стран.

«Фактически правительственная комиссия не только услышала позицию авторов концепции закона о профилактике домашнего насилия, но и уже начала внедрять многие меры, которые предусмотрены в концепции,— говорит госпожа Тягай.

— Очевидно, что это существенное продвижение вперед. Но самый важный шаг будет сделан только тогда, когда будет принят закон о профилактике семейно-бытового насилия, который сейчас находится на разработке в Совете федерации.

Так как именно закон превратит рекомендации в прямые обязанности».

Депутат Оксана Пушкина в разговоре с РБК отметила, что «прошел уже месяц (после того как эти рекомендации были подписаны), и ни в одном из регионов не принято соответствующих мер»: «Вместо этого продолжают поступать звонки с криками о помощи, на которые есть обязанность реагировать, а для этого нужно иметь соответствующие инфраструктурные ресурсы. Это не отменяет, а только подчеркивает необходимость внесения законопроекта о борьбе с домашним насилием».

  • Отметим, что сейчас работа над законопроектом приостановлена — об этом ранее сообщила спикер Совета федерации Валентина Матвиенко.
  • Она объяснила это эпидемиологической ситуацией в связи с распространением коронавирусной инфекции.
  • Валерия Мишина

«Кража важнее побоев»: почему не работает закон о домашнем насилии — МК

— Насколько было трудно защищать потерпевших, которые пережили повторные побои, до принятия этого закона?

— Этот закон никак не повлияет на эффективную защиту потерпевших. Речь идет о том, что побои, совершенные лицами, которые имеют судимость, будут теперь наказываться в уголовном порядке.

В статье 116 УК РФ, которая предусматривает ответственность за повторные побои, был такой пробел: если повторно совершались «административные» побои, то человек наказывался в уголовном порядке, а если до этого человек совершил насильственное тяжкое преступление и потом совершил побои, то он наказывался административно. Был такой вот перекос. Теперь люди, имеющие судимость за насильственные преступления, будут привлекаться к уголовной ответственности за побои, вместо административной. Во всем остальном судебная система была неэффективна как до принятия этого закона, так и после. Как было неверно сформулировано законодательство, так оно и остается.

— Что не так в законодательстве?

— Домашнее насилие – это система. За одними побоями следуют вторые, третьи, четвертые, пятые, шестые, седьмые и так далее. Проблема нашего законодательства в том, что оно не рассматривает побои как систему. Оно рассматривает каждый отдельный случай как отдельный эпизод, который не связан со всеми предыдущими.

В этом и ошибка декриминализации, и ошибка многоступенчатой ответственности, когда первые побои административные, вторые уголовные. Есть люди, в отношении которых совершаются повторные побои.

Но проблема здесь в том, что сейчас сложно возбудить даже административное дело даже за первичные побои, кроме того, само по себе система никак не работает на превенцию. Нет никакиx мер защиты пострадавшиx, например, такиx как оxранные ордера, это всегда ставит постадавшиx в особую зону риска.

Не каждая готова возбуждать дело об административном правонарушении против своего мужа, например, когда известно, что его ждет только штраф, отчего он станет еще агрессивнее и опаснее.

— Насколько сильными должны быть побои, чтобы за них привлекли к ответственности?

— Что такое побои? Побои – это причинение телесныx повреждений или боли, которое не причинило вреда здоровью. Дело тут не в том, насколько сильными могут быть побои. Если я вас умышленно толкну, то это уже может быть квалифицировано как побои. Побои – это самая первая ступень физического насилия.

Потом бывает легкий вред, который уголовно наказывается, вред средней степени тяжести и тяжкий. По каждому из этих составов тоже есть своя проблема. Что касается побоев, то административное наказание за ниx чаще всего – это штраф в пределаx 5-6 тысяч рублей.

При этом никак не учитывается степень общественной опасности того, когда вас бьют дома и степень общественной опасности того, когда вас бьют на улице, разная. Если вас избили на улице, то вы всегда можете спрятаться дома.

Читайте также:  Размежевание земельного участка: что это такое, основания, порядок действий

Но где вам спрятаться, если вас избивают дома? А если мы учитываем то, что 66% убитых женщин были убиты в семье, то мы понимаем, что домашнее насилие действительно более общественно опасно.

В отсутствии закона против домашнего насилия кроется ключевая проблема. Его до сиx пор так и не приняли. Сама по себе ответственность за побои была бы замечательной, если бы к этому еще прилагался отдельный закон, который бы позволял защищать потерпевших и работать на профилактику комплексно.

Должна быть выстроена государственная система защиты и профилактики, куда включаются все необxодимые органы: полиция, медики, социальные службы и.т.д., должнен появиться меxанизм оxранныx ордеров для потерпевшиx у кого есть риск повторения насилия (а иx большинство), выстроена система социальной помощи потерпевшим, включая псиxологическую помощь, убежища и т.д.

Тогда еще можно было бы хоть как-нибудь жить с законом об административных побоях.

— Можете привести примеры, когда несколько раз избивали человека, но ответственность была минимальной?

— У нас много случаев, когда систематически избивают, и нет вообще никакой ответственности, несмотря на заявления. В этом и проблема домашнего насилия.

Изначально даже в случаях, когда потерпевшие обращаются, привлечение к ответственности крайне маловероятно и по статье о побоях, и по статье о легком вреде здоровью, и даже по средней степени тяжести. Привлечение к ответственности вызывает очень много вопросов.

Например, у нас в Москве есть дело, в котором женщину брат рубил топором, она попала в больницу. Уже прошел год, как это произошло, но он не привлечен ни к какой ответственности, несмотря на очень активную позицию потерпевшей, на наличие у нее адвоката и прочее.

— Почему так происходит?

— Потому что, с одной стороны у нас совершенно неэффективное для этого законодательство, а с другой стороны есть много стереотипов о проблеме домашнего насилия, которыx придерживаются в том числе и сами сотрудники органов.

Например, что милые бранятся – только тешатся, что домашнее насилие не такое уж опасное, поссорятся – помирятся. Эта «бытовуха» полиции надоела, ее много, за нее не дают премии.

Условно говоря, если я сейчас выйду и начну кого-нибудь на улице рубить топором, то, вероятнее всего, меня привлекут к ответственности. 

— А если дома?

— А если дома, то сразу начинается бездействие полиции, потому что ей это неинтересно. Плюс еще последствие декриминализации оказало эффект и на другие дела.

Декриминализация изначально была считана всеми как то, что теперь все бытовые правонарушения и преступления не интересует полицию. Цели и задачи руководства, скорее, преступлениях, общественная опасность которых на улице.

За кражу можно получить значительно более серьезное наказание, чем за перелом руки. Вот это перекос системный. Это очень видно. Можно открыть сайт Верховного суда и посмотреть, как наказывают за кражи и за нанесение средней тяжести вреда здоровью.

Простая кража наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. За кражу в крупном размере возможно наказание в виде лишения свободы до 6 лет, а в особо крупном размере – до 10 лет.

  • Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
  • Перелом руки – это нанесение средней тяжести вреда здоровью, если это неоткрытый перелом.
  • — Как это вообще объяснимо?

— В первую очередь, это недочеты законодательства. Во вторую очередь, какие приоритеты ставит государство.

Что у государства в приоритете? Какие права оно защищает? Мы видим, что еще с постсоветской традиции государство всегда склонно более защищать государственное управление и право собственности, в большей степени, чем право на здоровье.

То есть дела, которые им не кажутся значимыми, в действительности представляют достаточно серьезную общественную опасность. Но у тех, кто применяет право, обратная картина.

Им кажется, что более важно наказывать за хулиганство в общественном месте, за кражу, что это более принципиально, чем побои, легкий вред здоровью и прочее, что называют «бытовухой». Откуда ведь появился такой уничижительный термин? Это дела, которыми не очень хочется заниматься, которые не представляют интерес.

А вот что должно представлять интерес? Это, конечно, вопрос всегда к руководству. Все цели и задачи перед сотрудниками ставит руководство. Но если мы видим, что у государства нет даже желания двигаться в направлении профилактики домашнего насилия, то чиновниками это тоже считывается. К примеру, у вас стоят две задачи: расследовать кражу или расследовать побои. За расследование кражи вас, может, похвалят и даже вам выдадут премию, а за побои ничего. Что вы будете расследовать? Все не так сложно понять.

— Получается, государство ставит в приоритет личные предубеждения, а не защиту семьи?

— У государства не существует личных предубеждений. У государства есть цели и направления деятельности, которые оно ставит себе в приоритет и которые ему кажутся наиболее важными с общественной точки зрения. То есть важны для публичного интереса.

— Что должно произойти, чтобы были положительные изменения?

— Человек должен быть в фокусе государства. Именно конкретный человек. Речь сейчас не про семью, а про человека: его права, его свободы, его право на личную неприкосновенность. Вот когда человек станет в центре, ситуация сильно изменится.

Система профилактики против домашнего насилия должна быть построена в первую очередь в федеральном законе.

В нее должны быть включены понятие домашнего насилия, его виды, компетенции полномочий органов государственной власти, которые работают с пострадавшими и агрессорами, система защитных мер охранных ордеров, когда потерпевшему угрожает риск, система оказания помощи потерпевшим, включая психологическую, юридическую и социальную.

Должна быть также система мониторинга ситуации государством. То есть мониторинг за исполнением закона. Вот это то, как строится система профилактики, и к этому всему прибавляется уголовная ответственность за домашнее насилие. 

СМИ: в МВД отказались ужесточать наказание за побои

МВД отказалось ужесточать административное наказание по ст. 6.1.1 КоАП («Побои»). Об этом сообщает в воскресенье, 10 мая, РБК со ссылкой на ТАСС.

По статье 6.1.1 КоАП классифицируется в том числе домашнее насилие. В качестве наказания по ней предусмотрены административный штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс. руб., либо административный арест на срок от десяти до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

Вопрос об ужесточении ответственности уже прорабатывался с Минюстом, тогда предлагалось вместо штрафа назначать административный арест, напомнили ТАСС в пресс-центре МВД. Однако эти изменения признали нецелесообразными, «поскольку усматривается несоразмерность административной ответственности и уголовной», сообщили в министерстве.

В МВД также заявили, что перевод ответственности за побои из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения «позволил высветить значительное число латентных деяний и положительно повлиял на профилактику тяжких и особо тяжких преступлений на бытовой почве».

Министерство не выявило роста правонарушений в семейно-бытовой сфере. Ведомство привело статистические данные, согласно которым в первом квартале 2020 года число преступлений в семейной сфере сократилось на 13%. В апреле во время режима самоизоляции было совершено 7,7 тыс. подобных преступлений — по информации МВД, это на 23,4% меньше по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Как отмечает РБК, в конце апреля авторы законопроекта по борьбе с домашним насилием Оксана Пушкина, Ирина Роднина и Ольга Севастьянова направили письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой.

Депутаты Госдумы сообщили, что после введения режима самоизоляции и ограничения перемещений граждан из-за пандемии коронавируса число жалоб на домашнее насилие выросло.

Они попросили вице-премьера принять ряд мер, в том числе отменить ответственность для жертв насилия за нарушение карантина и других ограничений, увеличить число убежищ для них, обязать полицейских немедленно реагировать на сообщения о случаях насилия в семье.

Голикова поручила МВД, Минздраву, Минтруду, Минюсту, Минкомсвязи и Роспечати проработать обращение депутатов и, если это окажется нужным, внести соответствующие предложения в правительство.

На рост числа случаев домашнего насилия на фоне эпидемии обратила внимание и омбудсмен Татьяна Москалькова. Так, по данным НКО, с 10 апреля количество подобных случаев выросло в 2,5 раза.

По ее словам, в апреле поступило более 13 тыс. сообщений о домашнем насилии, в то время как в марте их было около 6 тыс.

Москалькова считает, что у жертв домашнего насилия в период самоизоляции должна быть возможность свободно посещать кризисные центры и органы внутренних дел.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *