В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению

Стоит ли возвращать в вузы трудоустройство по распределению?

В вузы могут вернуть трудоустройство выпускников по распределению — с такой инициативой в очередной раз выступили депутаты Госдумы.

Прошлым летом идею озвучил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, в этот раз ее продвигает член того же комитета Андрей Алехин.

Парламентарий считает, что применять эту систему нужно в первую очередь к специальностям в оборонной промышленности. Между тем в казанских высших учебных заведениях мнения относительно пользы инициативы разделились.

Авторы законопроекта отмечают, что возврат к распределению выпускников вузов на работу в условиях антироссийских санкций особенно актуален. «Я помню, как нам это не нравилось, но тогда на каждом заборе было написано «Требуется» и устроиться было не проблемой.

Распределение было четким — три года обязан отработать после окончания высшего учебного заведения или после среднего специального учебного заведения. Это нормально, это правильно, а учитывая ситуацию с безработицей, надо этот вопрос решать», — считает Алехин.

«Реальное время» решило выяснить — как оценивают эту инициативу в татарстанских вузах и какие у нее могут быть плюсы и минусы.

  • В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению Александр Леонтьев первый проректор — проректор по учебной работе КГЭУ, доктор педагогических наук, профессор Необходимость трудоустройства по распределению для студентов, которые обучаются на бюджетной основе, назрела давно. Было бы правильным, чтобы такие выпускники, которые обучались за счет средств государства, распределялись на предприятия с государственным участием. С внедрением принципа распределения выпускников может решиться вопрос и с обеспечением кадрами удаленных регионов, которые сейчас испытывают кадровый голод. Ну а студенты-«платники» могут сами выбирать место работы, так как они сами или их родители оплачивают обучение. В нашем энергетическом университете уровень трудоустройства выпускников за 2021 год составил 85%. И этот высокий показатель говорит о том, что наши выпускники востребованы на рынке труда и подтверждают факт актуальности профессии «энергетик». Энергетик нужен на любом производстве. Также отмечу, что КГЭУ ежегодно ведет целевой прием в рамках выделенной государством квоты — это 10% от контрольных цифр приема. В этом году это показатель составляет примерно 107 мест на бакалавриат плюс специалитет и еще 30 — в магистратуре. Отмечу, что преимущество целевого обучения — это не только стипендии предприятия, но и гарантированное трудоустройство наших студентов. Основными заказчиками в этом направлении, конечно же, являются предприятия топливно-энергетического комплекса: «Сетевая компания», «Татэнерго», «Татэнергосбыт», Башкирская генерирующая компания, БЭСК и многие другие промышленные предприятия, а также администрации муниципальных районов, министерства и ведомства.
  • В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению Дильбар Султанова проректор КНИТУ-КХТИ по учебной работе, профессор В нашем университете всегда действовала система трудоустройства. Представители промышленных предприятий охотно принимают на работу выпускников КНИТУ. Мы являемся лидерами по числу трудоустроенных выпускников в Татарстане. Крупные отраслевые предприятия ежегодно проводят в вузе ярмарки вакансий и встречи с выпускниками. Яркий тому пример — прошедший недавно большой межвузовский карьерный форум «Шаг в профессию» с представителями более 50 будущих работодателей. Недавно у нас проходила также ярмарка вакансий Группы «СИБУР» — партнерского вуза КНИТУ. 19 мая у нас пройдет традиционная ярмарка вакансий ПАО «Газпром» (КНИТУ — опорный вуз компании) — к нам приедут представители десятка дочерних организаций компании. Так что инициатива законодателей о возвращении распределения выпускников после окончания вуза нас не страшит, мы к этому готовы. Более того, спрос на наших выпускников по некоторым профильным направлениям даже превышает предложение, поэтому проблем с распределением не будет. С другой стороны, в этом вопросе не должно быть излишней жесткости. Мы готовы покрывать официальные кадровые запросы отраслевых предприятий, но не менее полезными для современных экономических реалий являются выпускники, желающие открыть свой собственный бизнес в области технологического предпринимательства. Поэтому мы считаем, что в данном вопросе должна быть гибкая система, предполагающая максимальную реализацию потенциала выпускников технических вузов.
  • В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению Асия Тимирясова ректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), кандидат экономических наук, доцент На протяжении последних 10—20 лет мы наблюдаем повышение мотивации молодых людей к получению профессионального образования. Выпускники школ стремятся поступить в колледжи и вузы, а те, кто уже имеет диплом, желают совершенствовать свои трудовые умения. Политика нашего государства в сфере образования стимулирует молодежь учиться и получать новые компетенции. Однако неоднородность рынка труда толкает многих выпускников профессиональных учреждений трудоустраиваться не по полученной специальности. Между тем государство выделяет из бюджета немалые суммы для их обучения. Получается дисбаланс — средства использованы, а ожидаемый специалист так и не влился в производство. Поэтому идея о введении распределения выпускников колледжей и вузов выглядит вполне логичной. В прежние времена она давала возможность достаточно эффективно решать вопрос дефицита, например, учителей и врачей в сельской местности. Другой вопрос — выпускники, обучавшиеся на договорной основе, за счет собственных средств. Думается, что они тоже охотно рассмотрят предложения о распределении, ведь они заинтересованы в получении дивидендов от своего образования даже больше, чем «бюджетники». Так или иначе, стимулируя молодежь к получению профессионального образования, мы должны создавать не менее привлекательные условия для успешного трудоустройства и моделирования карьеры.
  • В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению Алексей Лопатин заведующий кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ, кандидат технических наук, доцент В Советском Союзе эта система очень хорошо работала, но там была ситуация плановой экономики, сейчас же экономическая формация совершенно другая. Сторонников распределения, как и его противников, достаточное число. Сложность сейчас в том, что для того, чтобы система распределения выпускников вузов работала, нужно, чтобы у предприятия был достаточно большой горизонт планирования. Да, для студента очень хорошо знать, что у него есть гарантированное место работы. Поэтому всегда неплохо развивалась целевая контрактная подготовка, когда абитуриент поступает и, с одной стороны, получает обязательство перед работодателем, а с другой, получает еще и преимущество — у него есть гарантированное место работы, причем по специальности. Проблема здесь только одна — в том, что на предприятиях в последние годы зачастую горизонт планирования очень маленький, потому что компании в вертикально интегрированных холдингах, в том числе и оборонных, все сводится к минимальным срокам, а говорить о планировании на годы практически невозможно. В этом-то и проблема. Например, я рад как авиационщик, что у нас на заводе будут собираться самолеты Ту-214, но мы же все понимаем, что к такому решению подтолкнула не самая благоприятная ситуация. Авиастроение — это одна из самых высокотехнологичных отраслей в мире, создающая максимальную добавочную стоимость, но без поддержки государства, какого-то четкого плана развиваться невозможно. Сейчас будет госзаказ, будет работа, будет стратегия. Я сторонник того, чтобы предприятие заказывало вузу подготовку тех или иных специалистов. Но если у предприятия, например, нет заказов либо они хотят их получить, но в итоге потом их может не быть, то каким образом в этом случае может быть обеспечено трудоустройство? Я реалист и прекрасно понимаю, что для такого распределения нужна плановая экономика, но таковой нет, и я очень надеюсь, что не будет. Кроме того, я думаю, эту инициативу все же не смогут принять к действию, потому что ее предлагали уже не раз. У нас рыночная экономика, а распределение этому противоречит. В результате может даже возникнуть антагонизм: если в нынешней ситуации ввести госрегулирование в трудоустройстве выпускников, тогда получится ситуация, когда в некоторых областях появится сильное перепроизводство кадров. Это будет естественный антагонизм, который мы увидим очень быстро, поскольку некоторые специалисты, которые у нас выпускаются, во многом не нужны. Кроме того, высокотехнологичные производства требуют высококлассных специалистов. В этом году на нашей кафедре защищали свои дипломные проекты двигателисты-ракетчики, к нам за ними приезжали с пяти российских предприятий. Такие специалисты — достаточно штучный товар. Стоит еще добавить, что сегодня высокотехнологичное, именно техническое образование переходит на согласование своих учебных планов, содержания дисциплин с предприятиями, для которых готовятся студенты. К этому движется ситуация, и мне кажется это благоприятным. Такой подход я считаю более правильным и разумным, нежели пытаться навязать кому-то трудоустройство.
  • В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению Ольга Ильинская завкафедрой микробиологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, доктор наук, профессор Я считаю, что на сегодняшний день без возврата к специалитету, то есть полному пятилетнему образованию по одной специальности, данная инициатива, если будет принята, работать не будет. Сейчас же у нас действует двухступенчатая система образования, согласно Болонскому процессу, — бакалавриат и магистратура. Потому что бакалавры — это практически никто, их не берут на работу почти нигде. А магистры уже выбрали свою специальность, и таковых по окончании вуза гораздо меньше, чем бакалавров, и распределять их, на мой взгляд, бессмысленно. Потому что за два года хорошей специальности они не приобретут. То есть система распределения сама по себе хороша, но для этого нужно для начала вернуться к пятилетнему высшему образованию. Являясь заведующей кафедрой микробиологии, могу сказать, что за два года стать микробиологом практически невозможно.
  • В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению Раиль Фахрутдинов заместитель директора по научной работе Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, доктор наук, профессор Я сам был участником распределения, и после вуза получал место работы, поэтому смотрю на данную инициативу положительно. Но, с другой стороны, человек должен иметь право выбора. На мой взгляд, это должно быть гарантировано выпускнику, но не быть «обязаловкой». В советское время были так называемые «целевые» студенты, то есть за них, например учителей, платило Министерство народного просвещения. И эти выпускники школ поступали в вузы по квоте и шли вне конкурса. Тогда ведь не было системы ЕГЭ, конкурс был достаточно большой, сдавались вступительные экзамены. Но «целевики» поступали вне конкурса, главным условием для них были отличные оценки в школьном аттестате. Соответственно, после окончания вуза они уже шли по направлению. Это была одна модель, по которой они обязаны были отработать год или два, например, учителем в сельской школе или врачом, также на селе. Вторая модель была несколько иной, но очень хорошей. То есть абитуриент поступал на общих основаниях, но после окончания вуза ему на выбор предоставляли те школы, где он мог работать, в основном, конечно, сельские. Но выбор был такой: или ты в армию идешь, или сельским учителем или врачом. Поэтому и сейчас модели данной системы должны быть разными, студент должен иметь право выбора — это главный принцип, где именно ему работать.
  • В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению Эльмира Галимова заведующая кафедрой театра, кино и телевидения Казанского государственного института культуры, композитор, кандидат искусствоведения Да, такая система трудоустройства студентов по распределению в конце 80-х — начале 90-х годов была очень актуальна. В этом, безусловно, были плюсы, когда студент получал возможность работать или по месту жительства, или, например, поехать работать в другой город. Что касается нашего вуза, то каждого нашего студента-выпускника мы трудоустраиваем. И показатели в этом деле довольно неплохие — почти 90% выпускников гарантированно получают место работы. Есть и другая форма работы: когда абитуриент поступает по целевой подготовке, по целевому договору на любой образовательный профиль. Он заключает договор с какой-либо организацией, где бы хотел работать в дальнейшем, либо организация проводит мониторинг и выбирает среди абитуриентов подходящие, перспективные кандидатуры. А после выпуска и получения диплома абитуриент обязуется отработать в данной организации три года — это минимум. Это у нас практикуется, и те бюджетные места, которые нам выделяют, например 15, из которых восемь — целевые. В течение года мы ищем подходящие кандидатуры абитуриентов, работодателей, проводим мониторинг на спрос кадров, а затем прикрепляем этих абитуриентов в эти учреждения. Так же работаем с будущими выпускниками — в течение последнего года обучения интересуемся, кто из них нуждается в работе, а кто уже работает. Кроме того, работодатели приходят на наши показы, постановки, отбирают, например актеров, ведущие театры республики, как и представители киноиндустрии, «Татаркино» с нами активно сотрудничает. И, безусловно, если наши выпускники хотят обучаться дальше, поступить в магистратуру, мы держим тесную связь со ВГИКом. Если сравнивать существующую сегодня систему трудоустройства выпускников вузов и прошлую, то они, по сути, схожи. Единственное, если сравнивать их, то сегодня мы, работники культуры, может быть, отстаем в сфере заработной платы, которая не привлекает молодежь. Еще обеспечение жильем: раньше распределяли выпускника и давали ему служебное жилье, и, когда он отработал положенное время, оно становилось его собственным. Сейчас, к сожалению, этого формата поддержки молодых специалистов нет. Хотелось бы, чтобы власти рассматривали варианты не усложнять жизнь молодых, а форматы работы и соцобеспечения сделать более лояльными, чтобы они могли реализоваться, как личности. Сегодня многие, выходя из стен вуза, теряются — что же делать дальше? Поэтому многие продолжают учиться дальше — статус студента его устраивает в психологическом плане: он учится и чувствует себя в какой-то степени защищенным.
  • В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению Рустам Равилов ректор Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана, доктор ветеринарных наук, профессор Начну с плюсов. Во-первых, государство тратит деньги на подготовку специалистов и, наверное, должно получать от этого какую-то отдачу. Это, может быть, идет вразрез с такими принципами, которые действуют в Европе и других странах мира. Но у нас бюджетное образование. Если оно частное, за которое он сам платит, то он может решать сам, куда пойти работать, получив диплом об окончании вуза. Но если студент обучается за счет государства, то, наверное, государство должно решать, куда оно потратило свои деньги. Я считаю, что это вполне нормальная практика и правильный запрос, который сегодня делают депутаты. Это же не первая инициатива, были подобные и раньше.
Читайте также:  С кем остаются несовершеннолетние дети при разводе?

В госдуме предложили вернуть распределение после обучения в вузах

Новости

Депутат Алехин предложил вернуть трудоустройства по распределению после окончания вуза

По его мнению, в первую очередь это должно касаться тех специальностей, которые задействованы в оборонной промышленности: связанные с производством, с дорогами, с мостами, с метро, а также с оборонным комплексом. Кроме того он отметил, что это окажется особенно актуальным для выпускников вузов в настоящее время, когда страна столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением Запада.

«К этому надо возвращаться. Я помню, как нам это не нравилось, но тогда на каждом заборе было написано: „требуется“ и устроиться было не проблемой.

Распределение было четким — три года обязан отработать после окончания высшего учебного заведения или после среднего специального учебного заведения.

Это нормально, это правильно, а учитывая ситуацию с безработицей, надо этот вопрос решать», — заявил депутат.

Власти хотят возродить систему распределения студентов после их выпуска на различные предприятия страны. В первую очередь это коснется ИТ-специалистов, учившихся на бюджете – их могут заставить в течение пяти лет трудиться на оборонно-промышленный комплекс. Это одна из мер борьбы властей с кадровым голодом в ИТ-сфере.

Работать по указке

Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации выступил с предложением по возвращению системы распределения студентов после их выпуска из учебных заведений, пишет «Коммерсант». Эта идея прозвучала в составе пакета из других предложений по развитию кадрового потенциала в российской ИТ-отрасли.

Система распределения существовала в Советском Союзе и обязывала всех студентов бюджетных отделений, выпустившихся из вузов, колледжей и техникумов, работать там, куда их распределит система. В СССР обязательное распределение было трехлетним – по окончании этого срока специалисты могли сменить место работы, а иногда и место проживания.

Идея Совета по развитию цифровой экономики при Совфеде заключается в обязательном распределении студентов-бюджетников не на три года, а на пять лет. Распределять новоиспеченных ИТ-специалистов предложено исключительно по предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Реакцию предсказать трудно

Пока неясно, как общество отреагирует на новую идею Совфеда. Последствия могут быть самыми разными – к примеру, студенты бюджетных отделений по ИТ-специальностям могут начать переводиться на платные места, чтобы самим решать, где они будут работать после получения диплома.

В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению

Над российскими ИТ-студентами нависла угроза на пять лет лишиться свободы выбора места работы

Следует отметить, что это уже второе по счету предложение, существенно ограничивающее ИТ-специалистов в плане выбора не только места работы, но и места жительства за последний месяц. CNews писал, что в конце марта 2022 г. в России появился законопроект, сильно усложняющий ИТ-специалистам выезд из России.

Последние новости:  Новые технологии укропов — машина на дровах.

Автором резонансного документа является «Конкорд» – компания бизнесмена-ресторатора Евгения Пригожина В числе первых на появление законопроекта отреагировало Российское Минцифры, заявив, что оно решительно против подобных ограничений.

Как пишет «Коммерсант», после появления данного документа властям пришлось принимать экстренные меры, чтобы погасить «крайне нервную реакцию» ИТ-отрасли на идеи «Конкорда».

Минцифры и вице-премьер Дмитрий Чернышенко провели несколько встреч с представителями ИТ-сферы, результатом которых стали дополнительные послабления для нее.

В частности, власти пообещали увеличить грантовое финансирование отрасли в три раза или на 14 млрд руб. Также они были вынуждены согласиться на многие требования ИТ-компаний.

Идея, в теории, не лишена смысла

Предложение Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации по возвращению и ужесточению системы распределения студентов – это следствие нынешней ситуации с кадрами в ИТ-отрасли. Специалисты уезжают из страны – их массовый отток начался в последних числах февраля 2022 г. и продолжался на протяжении всего марта 2022 г.

Выступая на заседании Совета, первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак заявил, что в России в настоящее время фиксируется нехватка около 1 млн программистов. С его слов, по итогам 2021 г. в России числилось 1,7 млн айтишников.

«Борьба между странами за специалистов в ИТ-сфере обостряется, мы должны честно признать, что с началом специальной военной операции часть наших айтишников, в том числе молодежь, уехала за рубеж, – сказал Андрей Турчак. – При этом стоит отметить, что уже фиксируется и обратный процесс». Он добавил также, что на государственном уровне требуются «неординарные прорывные решения» для подготовки и удержания ИТ-кадров.

Следует отметить, что России не хватало 1 млн ИТ-специалистов еще в начале 2021 г., о чем говорили тогда представители Минцифры. Каковы реальные размеры дефицита кадров в этой сфере в настоящее время, с учетом ускорившегося их оттока за границу, неизвестно.

Что еще предлагают власти

В общей сложности проект решения Совета по итогам заседания состоял из более чем 20 новых мер по развитию российского образовательного процесса по ИТ-специальностям в наращиванию кадрового потенциала в этой сфере.

CNews писал, что в России действует отсрочка от армии для работников ИТ-компаний.

Члены Совета предлагают распространить это послабление на педагогических и научно-педагогических работников образовательных организаций по дисциплинам, связанным с информационными технологиями.

Также участника заседания предложили распространить все меры поддержки ИТ-отрасли на сферу радиоэлектроники, в том числе отсрочку от армии и налоговые льготы.

Наряду с этим они считают, что России нужна «медийная кампания», которая позволит «улучшить престиж работы ИТ-специалиста на предприятиях оборонно-промышленного комплекса».

Эту «кампанию», по мнению участников заседания, должны проработать сотрудники Минпромторга.

Читайте также:  Через «госуслуги» можно будет подписывать важные документы

По итогам заседания была подготовлена рекомендация по формированию перечня специальностей и направлений подготовки ИТ-кадров в сфере ОПК и установке для них «повышенного норматива финансирования». Решение этой задачи, по мнению членов Совета, нужно поручить Минобрнауки, Минцифры, Минпромторгу и госкорпорациям «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех».

  • Приложения для слежки за чужим смартфоном, за которые вам ничего не будет

В России предложили вернуть трудоустройство по распределению для выпускников вузов. С такой идеей выступил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Ниловфракция ЛДПР).

В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению

По мнению Нилова, в первую очередь это должно касаться выпускников педагогических и медицинских вузов. Распределение поможет решить вопрос с дефицитом кадров на местах, добавил он.

Напомним, данная система работала в советское время и касалась всех выпускников высших и средних специальных учебных заведений, которым гарантировали рабочие места по окончании обучения.

Ранее в Госдуме выступили за увеличение рабочей недели. «Нам не о четырехдневной рабочей неделе надо думать, а о продленке. О том, чтобы и в субботу, и в воскресенье работать, но вытащить страну из разрухи, потому что кругом разруха полнейшая.

Страна разваливается на части, а мы думаем, как не работать совсем», — заявил первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, член КПРФ Николай Арефьев

В ГД предложили ввести распределение после ВУЗов для выпускников, которые учатся за счет бюджета или поступали за счет льгот. Особенно для тех, кто учатся в педагогических и медицинских ВУЗах.

С таким предложением выступил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (фракция ЛДПР).

«Если человек поступает на бюджет по льготной программе, тогда следует предусмотреть обязательное распределение после окончания вуза. Предоставляются льготы при поступлении, обеспечивается бесплатное обучение, при этом обязательство — устройство по распределению», — сказал он.

Депутат считает, что подобное правило нужно будет распространить на выпускников педагогических и медицинских вузов.

«Для тех, кто бесплатно учатся в медицинских и педагогических вузах или получает другую профессию социальной сферы и имеет льготы при поступлении, целесообразно применять обязательную систему распределения стимулируя их решением социально-бытовых вопросов. Например, определяется расширенная льготная категория бюджетных мест в вузах, куда поступают с обязательным распределением, как сегодня в военные вузы. Тогда мы решим вопрос с дефицитом кадров на местах», — объяснил депутат.

Интересно, а студенты, которые учатся в той же Москве, и желающие в ней потом остаться работать, будут очень рады поехать по распределению куда-нибудь в Борзю? У выпускников военных учебных заведений пока все так.

nbsp;канал «БУХ! Молния».

ПроАмет Володарскийnbsp;— омбудсмен в сфере образования, член ФПС партии Роста.

«Трудоустройство по распределению — это инициатива неоднократно звучала за последние 10 лет. Нужно понимать, какая цель преследуется: вернуть молодёжь в глубинку, улучшить статистку трудоустроенных, профессиональная селекция для госсектора.

Очевидным представляется общественная поддержка самого института гарантированного трудоустройства, но как возможность, а не императив Распределение без мотивации будет иметь отрицательный эффект. Хорошие частные и государственные вузы давно имеют отделы по трудоустройству, эволюционирующие под запросы экономики.

На мой взгляд, именно они нуждаются в государственной поддержке и масштабированию по стране. Также нужно понимание в обществе, что образование, как любой продукт, имеет себестоимость, а значит, затраты.

Бесплатного образования никогда не было Его оплачивали заинтересованные лица: государство, корпорации, родители, организации.

Поэтому тезис о необходимости возврата части затрат на обучение студента через механизм распределения, на первый взгляд, может показаться справедливым, однако, в современной экономике может стать не более, чем неэффективным механизмом возврата затрат государства.

Гарантированное трудоустройство должно быть правом а государство должно разработать механизмы мотивирования молодых специалистов для использования этого права.

Нашей экономике — в новых условиях перехода на экономику знаний — нужно увеличить бюджетные места за счёт абитуриентов, недобравших несколько баллов.

Заключать с ними договоры на возврат инвестированных в их образование средств, при условии отказа от государственного распределения

Это обеспечит доступ к высшему образованию большему числу абитуриентов, гарантирует возврат госинвестиций в образование, стимулирует конкуренцию, а значит и качество конечного продукта.

В современном мире стираются грани между уровнями образования. Работодателю все меньше нужны «корочки» дипломов. Нужны навыки и умения. Поэтому высшее образование не должно быть привилегией оно должно быть доступно всем, кто готов освоить программу. Такая практика уже существует в мире».

???? ШТРАФ?! ✋???? НЕТ!!! Если бухгалтер не разберется в ФСБУ, его могут оштрафовать на 20 000 ₽! Изучите все пять новых стандартов за один месяц

стартует курc про все 5 новых ФСБУ с 2022 года. Разберем «Запасы», «ОС», «Аренду», «Документооборот», «Капложения».

При заказе до 29 апреля месяц безлимитных консультаций каждому бухгалтеру в подарок. Подробнее об акции читайте тут ????

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Алёхин призвал вернуть в России трудоустройство по распределению после окончания вуза. Особенно трудоустройство по распределению требуется во всех сферах, которые связаны с оборонным комплексом, подчеркнул он.

«Всё, что связано непосредственно с производством, с дорогами, с мостами, с метро, с оборонным комплексом. Это делать необходимо»,

Парламентарий подчеркнул, что эта мера становится особенно актуальной в условиях западных санкций. Когда действовала такая программа, трудоустроиться было легко, каждый человек должен был отработать три года на государство, напомнил Алёхин.

«Это нормально, это правильно, а учитывая ситуацию с безработицей, надо этот вопрос решать. Если молодой человек не работает по специальности, он просто деквалифицируется и работает кем попало. Он ищет другую работу, хотя государство его готовило к другим должностям», — объяснил депутат свою инициативу.

Лайф напоминает, что в России решили упростить трудоустройство иностранных IT-специалистов. Будущим сотрудникам и членам их семей также намерены облегчить процедуру получения вида на жительство в России.

Агентство городских новостей «Москва» / Сергей Ведяшкин

Источники:

  • lenta.ru
  • www.cnews.ru
  • www.business-gazeta.ru
  • www.klerk.ru
  • life.ru

В госдуме предложили вернуть трудоустройство по распределению

В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению

Работа по распределению может коснуться выпускников вузов, получивших образование на бюджетной основе по льготной категории Владимир Жабриков © URA.RU

В России следует вернуть трудоустройство по распределению для выпускников вузов, которые получили высшее образование на бюджетной основе по льготной категории. Об этом в разговоре с URA.RU заявил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (фракция ЛДПР).

«Если человек поступает на бюджет по льготной программе, тогда следует предусмотреть обязательное распределение после окончания вуза. Предоставляются льготы при поступлении, обеспечивается бесплатное обучение, при этом обязательство — устройство по распределению», — сказал URA.RU Ярослав Нилов.

Парламентарий считает, что подобное правило должно распространяться на выпускников педагогических и медицинских вузов.

«Для тех, кто бесплатно учатся в медицинских и педагогических вузах или получает другую профессию социальной сферы и имеет льготы при поступлении, целесообразно применять обязательную систему распределения, стимулируя их решением социально-бытовых вопросов.

Например, определяется расширенная льготная категория бюджетных мест в вузах, куда поступают с обязательным распределением, как сегодня в военные вузы. Тогда мы решим вопрос с дефицитом кадров на местах», — объяснил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Система обязательного трудоустройства существовала в советское время. Распределение охватывало в СССР всех выпускников высших и средних специальных учебных заведений, гарантировало им рабочие места по окончании образования, которое было общедоступным и бесплатным.

Если вы хотите сообщить новость, напишите нам

Более ста тысяч россиян читают наши новости в телеграме! Присоединяйтесь и вы – подписывайтесь на канал «URA.RU»

В России следует вернуть трудоустройство по распределению для выпускников вузов, которые получили высшее образование на бюджетной основе по льготной категории. Об этом в разговоре с URA.RU заявил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (фракция ЛДПР).

«Если человек поступает на бюджет по льготной программе, тогда следует предусмотреть обязательное распределение после окончания вуза. Предоставляются льготы при поступлении, обеспечивается бесплатное обучение, при этом обязательство — устройство по распределению», — сказал URA.RU Ярослав Нилов.

Парламентарий считает, что подобное правило должно распространяться на выпускников педагогических и медицинских вузов. «Для тех, кто бесплатно учатся в медицинских и педагогических вузах или получает другую профессию социальной сферы и имеет льготы при поступлении, целесообразно применять обязательную систему распределения, стимулируя их решением социально-бытовых вопросов.

Например, определяется расширенная льготная категория бюджетных мест в вузах, куда поступают с обязательным распределением, как сегодня в военные вузы. Тогда мы решим вопрос с дефицитом кадров на местах», — объяснил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Система обязательного трудоустройства существовала в советское время.

Распределение охватывало в СССР всех выпускников высших и средних специальных учебных заведений, гарантировало им рабочие места по окончании образования, которое было общедоступным и бесплатным.

Расскажите о новости друзьям

Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению и проследят за их карьерой

В прошлом году представители Минтруда заявили, что начнут отслеживать профессиональную судьбу выпускников по окончании высшего или среднего профессионального учебного заведения. Мониторинг необходим для анализа эффективности программ обучения, и его результаты опубликуют на портале «Работа в России», чтобы каждый мог с ними ознакомиться.

Саму систему контроля планируют сформировать на основании данных о дипломе, СНИЛС, страховых взносах и электронной трудовой книжке. С одной стороны, это поможет абитуриентам выбрать специальность, с другой – позволит властям делать программы обучения более качественными, считают в министерстве.

Целевое обучение: как это выглядит

Прием абитуриентов на 2019-2020 учебный год в вузы и профучилища стал первым, когда начали заключать договоры о целевом обучении по новым условиям. Благодаря Федеральному закону от 03.08.2018 N 337-ФЗ, первокурсники и их старшие коллеги, при желании (никого не заставляют), смогут заключать договоры о трудоустройстве по окончании учебы с:

  • федеральными государственными органами;
  • органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления;
  • юридическими лицами;
  • индивидуальными предпринимателями.

Так называемый заказчик целевого обучения обязуется предоставлять различные меры поддержки будущему сотруднику – оплачивать дополнительные образовательные услуги, предоставлять на период обучения жилье, различными способами стимулировать молодого человека развиваться. Платить за обучение заказчику не придется, эти расходы лежат на государстве (речь идет о бюджетниках). В свою очередь будущий работник обязан гарантировать, что по окончании образовательной программы в течение 3 лет поработает на заказчика.

Законодательство, регулирующее распределение после вуза с 2020 года, предусматривает гарантии для обеих сторон договора.

Если заказчик откажется трудоустроить выпускника, последнему выплатят компенсацию в размере трехкратной среднемесячной зарплаты в том регионе, где планировалось трудоустройство.

Если выпускник откажется от сотрудничества, ему придется возместить все расходы, которые понес заказчик. Нарушителю обязательств придется выплатить еще штраф в размере суммы, израсходованной на обучение выпускника.

По закону, квоты приема на целевое обучение и специальности, для которых оно доступно, утверждаются Правительством.

Читайте также:  Новые правила расчета понятия «бедность»

По Распоряжению кабмина от 11 февраля 2019 года №186-р в перечень вошло около 500 специальностей по различным направлениям, среди которых математика, физика, химия, биологические и технические науки, архитектура, строительство, приборо- и машиностроение.

Это значит, что организациям, работающим в этих сферах, разрешено заключать договоры о целевом обучении со студентами и по окончании образования получать молодых специалистов минимум на 3 года.

Власти уверены, что предложенная альтернатива советской системе распределения выпускников-бюджетников поможет навести порядок на рынке труда: выпускники смогут заранее подбирать работодателей, у бизнеса появится возможность дополнительно обучать студентов и готовить себе молодые кадры. Чиновники рассчитывают, что разрешится проблема нехватки работников в определенных регионах, поскольку власти субъектов смогут оставлять оценивать спрос и предложение на рынке и, исходя из этого, составлять планы по квотированию.

Отметим, что договоры о целевом обучении – для российской системы образования не новы. Его типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.10.2020 № 1681. Но до 1 января 2019 года их заключали только вузы и по собственному усмотрению. Сейчас регулирование этой сферы передали региональным и федеральным властям.

О результатах такой работы, говорить пока рано. Но у депутатов Госдумы уже есть другой вариант, как «отбить» бюджетные деньги, потраченные на обучение молодых людей.

Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов вместе с коллегами по фракции обсуждает законопроект, который вернет советскую систему распределения выпускников ВУЗов.

Автор инициативы предлагает, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, отрабатывали по направлениям столько лет, сколько обучались бесплатно. То есть бакалаврам придется после вуза трудиться у выбранного государством работодателя 4 года, специалистам — 5 лет, а магистрам — 6 лет.

Если выпускник откажется, ему придется вернуть деньги за свое обучение.

Вострецов объясняет: государство ежегодно вкладывает в образование молодых людей огромные суммы денег.

Так, минимальная стоимость 1 года обучения в вузе составляет порядка 40 000 рублей, а в ведущих университетах типа МГИМО и РАНГХиС за образование платят от 250 до 540 тысяч рублей в год.

Ежегодно выделяется около полумиллиона бюджетных мест для выпускников школ, и все расходы, связанные с их обучением, ложатся на госказну.

Но многие студенты идут учиться в вуз, только чтобы получить диплом. Часто они потом работают не по специальности, и в итоге появляется нехватка работников, хотя, если судить по количеству выпускников, их должен быть избыток. Работа по распределению после окончания вуза позволит решить проблему нехватки кадров, особенно в сельской местности.

С идеей Вострецова частично согласна его коллега, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова.

Но, по ее словам, не всех выпускников-бюджетников следует заставлять отрабатывать. Такую обязанность хорошо ввести для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом.

Работа по распределению станет своего рода благодарностью государству за высшее образование, считает депутат.

Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов

Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения.

Что придумают современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать.

Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.

Так, по словам ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране не налажена работа в этом направлении.

— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский.

— Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры.

Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня.

Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.

Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию следует рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.

— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации.

Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их легко по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями нет вакантных мест.

А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то найдутся «свои» на замещение этого места.

У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности.

«Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников.

— И если такой закон примут, выпускник попадет в коррупционный капкан, и его отправят в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее стал бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников.

А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».

Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не понимает, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.

— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

В этом случае система распределения противоречит и ограничивает право выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета.

Государственные вузы созданы, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое хотят наложить на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?

Предложенный метод не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не находит общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву.

Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А насколько такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины, чтобы его уволили.

И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал работать педагогом…

Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Берите самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса начнут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.

— Следует еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят.

Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии.

По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский.

— Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере. Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *