Минстрой предложил заморозить тарифы на коммунальные услуги, а предприятиям жкх организовать дополнительную господдержку

В условиях санкций российские власти пытаются оказать поддержку разным субъектам хозяйственной деятельности. Исключением не является и отрасль ЖКХ.

Минстрой предложил заморозить тарифы на коммунальные услуги, а предприятиям ЖКХ организовать дополнительную господдержку

11 марта Государственная дума РФ приняла в трех чтениях Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В документе предусмотрен блок мер по поддержке сферы жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с экспертами компании-разработчика мобильного приложения Мой Дом Онлайн рассмотрим главные инициативы государства по поддержке ЖКХ.

По этой теме:

Штрафы и пени

В настоящее время ставка рефинансирования выросла в два раза. До конца 2022 года пени на коммунальные долги будут рассчитываться, исходя из значения ключевой ставки 9,5%.

Одной из форм поддержки ЖКХ станет ограничение роста тарифов на ЖКУ. Речь идет о теплоснабжении, электроэнергетике, газоснабжении, водоснабжении и водоотведении, ТБО. Эти меры призваны стабилизировать цены, которые должны быть ниже ставки рефинансирования.

Министерство экономического развития России недавно заявило, что рост тарифов на услуги теплоснабжения и водоснабжения на период 2022-2024 гг. должны составить не более 4 процентов в год. Как сообщается на официальном сайте ведомства, эти показатели соответствуют целевой инфляции в РФ.

В то же время Минэкономразвития допускает, что в отдельных регионах рост тарифов может быть выше. В частности, в некоторых муниципалитетах могут быть запущены комплексные программы по развитию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства или введены иные нормативы оплаты услуг ЖКХ.

Субсидии

Государство рассматривает возможность поддержки малообеспеченных граждан. К примеру, могут быть освобождены от уплаты ЖКУ многодетные семьи.

Также субсидии при уплате ЖКУ предполагается предоставить людям, которые потеряли работу в марте текущего года в связи с ситуацией, сложившейся на Украине. Так, по словам члена Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб, поддержку необходимо оказать тем, чьи расходы по жилищно-коммунальным услугам значительно выше нормы по региону.

Чтобы получить субсидию, необходимо обратиться в органы соцзащиты или в многофункциональный центр. Схема работает так: владелец квартиры оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, затем государство возмещает сумму в течение полугода.

Понятно, что, когда речь идет о субсидиях, то за них кто-то в итоге все равно платит. В данном случае речь идет о государстве.

Эта инициатива выгодна и управляющим компаниям, которые будут получать гарантированную оплату за ЖКУ за государственный счет.

Мораторий на банкротство

Среди инициатив есть предложение по запрещению подавать на банкротство. Раньше ресурсоснабжающие компании использовали инструмент банкротства, чтобы «выбить» долги из УК.

Теперь это сделать невозможно. Даже те компании, у которых огромные долги, не удастся закрыть.

Мораторий на банкротство вводится в России с 1 апреля по 1 ноября. В этот период нельзя будет закрывать компании из-за долгов. Эти меры очень важны и инициированы самим правительством. Так, глава кабмина РФ Михаил Мишустин лично объявил о принятом решении, отметив, что это должно помочь должникам с текущими сложностями.

При этом, как отмечается, мораторий, который действовал в период пандемии коронавирусной инфекции, поддержал только наиболее пострадавшие отрасли. Сегодняшняя инициатива носит более тотальный характер и призвана стабилизировать целые сегменты экономики, в том числе сферу ЖКХ.

Градостроительство

Меры по поддержке строительства предполагают выдачу субсидий и льготное кредитование застройщиков. Тем не менее, строительные компании пока берут паузу и сворачивают инвестиции в будущие проекты.

Помимо этого, правительство намерено оказать поддержку ипотечным программам и ввести субсидирование процентных ставок для застройщиков. Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснулин.

Сейчас строительная отрасль переживает не лучшие времена. Ключевая ставка Центробанка составляет 20 процентов. Задача властей — поддержать текущие строительные объекты. Новые дома — это новые объекты сферы ЖКХ. Сегодня игроки рынка ждут стабилизации ставки Центробанка, которая пока остается волатильной.

По словам Марата Хуснулина, жилищное строительство столкнулось с серьезными рисками из-за дорогого кредитования. Как отметил вице-премьер, сегодня банки в связи со сложившейся ситуацией «установили заградительные ставки по финансированию».

Как отмечают эксперты, правительство очень опасается обвала строительного сектора, что может отразиться на других отраслях, включая сферу ЖКХ.

Заключение

Власти, рассматривая различные варианты поддержки ЖКХ, в первую очередь делают акцент на интересах граждан и ресурсоснабжающих организаций. Последние получают многостороннюю поддержку, так как являются инфраструктурными для государства.

Управляющая компания в этой парадигме зачастую остается «третьей лишней», и вся экономическая нагрузка падает на ее плечи. Сегодняшние меры поддержки лишний раз подтверждают сложившуюся практику.

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г.

№ 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№ 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

ВС РФ разъяснил «коммуналку»Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме.

В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно.

Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.

В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П.

Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом.

Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы.

Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.

Платежи собственников жилых и нежилых помещений в доме должны отвечать требованиям разумностиКонституционный Суд указал, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно устанавливать различные по размеру ставки платежей за содержание общего имущества

Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков пояснил «АГ», с чем связана необходимость издания Минстроем данного письма. Он рассказал, что норма о праве собственников устанавливать размер платы за жилое помещение (плату за содержание и текущий ремонт) долгое время не работала.

«Дело в том, что параллельно с ней действует правило о том, что, если собственники не принимают соответствующее решение, применяется тариф, установленный муниципальным образованием.

Большая часть домов “жила” по муниципальному тарифу, поскольку жители не проводили собрания по данному вопросу», – сообщил эксперт.

Минстрой предложил ввести налоговую поддержку и льготное кредитование компаниям ЖКХ — ТАСС

МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. Минстрой разработал ряд предложений по поддержке ресурсоснабжающих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в условиях спада в экономике и распространения коронавируса. Они включают меры налоговых льгот, беспроцентного кредитования и особые условия проведения закупок, следует из документа, который имеется в распоряжении ТАСС.

«Реализация таких мер поддержки позволит оптимизировать расходы собственных финансовых ресурсов организаций и расходные обязательства таких организаций в условиях существенного снижения платежей за услуги сферы ЖКХ, ослабления курса рубля и снижения активности российской экономики в целом, направив их первоочередным образом на надежное функционирование объектов жилищно-коммунального хозяйства в сложных эпидемиологических условиях и проведение мероприятий по подготовке к прохождению следующего отопительного периода 2020-2021 годов в установленные сроки», — говорится в документе за подписью замминистра строительства и ЖКХ Максима Егорова.

В Минстрое ТАСС подтвердили, что разработанный перечень предложений направлен для согласования федеральным органам исполнительной власти.

Читайте также:  Увольнение по статье (ТК РФ): за что могут уволить, порядок оформления, последствия для сотрудника

Согласно предложениям министерства, до конца 2021 года порог резерва по сомнительным долгам, учитываемый при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, может быть установлен на уровне 20% от выручки организаций.

В отношении предприятий ЖКХ до конца 2020 года также предлагается ввести мораторий на применение штрафных санкций по налогам и страховым взносам, в том числе по платежам по итогам 2019 года.

Еще одна предлагаемая мера поддержки — отмена авансовых платежей по налогу на прибыль внутри текущего квартала на период до конца 2020 года, а также продление сроков оплаты экологических платежей и налогов с 10 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года. Минстрой также предлагает предоставлять системообразующим компаниям в сфере ЖКХ беспроцентное кредитование на финансирование инвестиционной программы.

Кроме того, предлагается упростить условия предоставления компаниям ЖКХ и компаниям, ведущим ремонтные и строительные работы на объектах ЖКХ, государственных гарантий, гарантий ВЭБ, гарантий Фонд развития промышленности, Фонда развития ЖКХ в качестве обеспечения привлечения кредитов на льготных условиях, а также банковских гарантий в кредитных организациях.

Ресурсоснабжающим организациям сферы ЖКХ, согласно документу, может быть предоставлено право осуществлять закупки без проведения предусмотренных законом о закупках процедур.

При этом может быть предусмотрена возможность закупки у контрагентов по аналогичным товарам, работам и услугам, с которыми предприятие заключало договоры в 2018-2019 годах.

Минстрой также предлагает разрешить компаниям закупать средства индивидуальной защиты, маски, термометры и средства дезинфекции без включения этих товаров в план закупок. 

Союз УК предсказал рост платежа за коммуналку на «десятки процентов» из-за идеи Минстроя — Газета.Ru

Минстрой предложил включать в тарифы на тепло и воду расходы на строительство и обслуживание «цифровой инфраструктуры» — масштабного проекта цифровизации строительства и ЖКХ до 2030 года стоимостью почти 400 млрд руб. В союзе управляющих компаний не поддержали предложение министерства. Тарифы серьезно вырастут — и чтобы компенсировать их рост, придется снижать стоимость других услуг, объяснили в ассоциации.

«Рост платы будет просто колоссальный»

По информации «Коммерсанта», Минстрой направил предложение о дополнении платежек за коммуналку в правительство и профильным ведомствам.

В случае принятия этого предложения, тарифы на коммунальные услуги для россиян могут вырасти на десятки процентов и значительно выше инфляции — об этом «Газете.Ru» сообщили в экспертном совете Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» (всероссийском объединении управляющих многоквартирными домами).

«Рост стоимости коммунальных услуг, если «умные» счетчики заложат в тариф, может быть весьма существенным. Система эта дорогая и состоит из самого счетчика со встроенным NB-Fi радиомодулем (для передачи данных), антенны и программной оболочки с базой данных. Средняя цена такого счетчика — около 1500-2000 рублей, плюс установка.

Условный дом в 100 квартир имеет минимум 200 счетчиков холодной и горячей воды. То есть это минимум 400 тысяч рублей только за оборудование без установки — и не считая эксплуатации. А еще сюда не заложено, что счетчиков может быть не два, а четыре на одну квартиру.

Также в помещении могут быть теплосчетчики (если разводка горизонтальная), они еще дороже.

Таким образом, если все эти расходы перенести на жителей, рост платы за коммунальные услуги будет просто колоссальный — на десятки процентов и сильно выше инфляции», — рассказал член экспертного совета Павел Кузнецов.

Как пишет «Ъ», подорожание коммунальных тарифов не исключают и в самом Минстрое. Из проекта постановления следует, что идея министерства может вызвать рост платежа за коммунальные услуги выше инфляции. По последним прогнозам ЦБ, годовая инфляция в 2022-м в России будет колебаться в пределах 12-15%. При этом коммунальные платежи последние шесть лет росли на 3-6% в год.

Член экспертного совета «Р1» Ольга Гиличинская обратила внимание на то, что если в квитанции повысится цена одной строки (например, за воду и теплоснабжение, как предлагает Минстрой), нужно будет понижать цену другой: выше правительственного индекса плату поднимать нельзя.

«Правительство не станет повышать индексы. Значит за счет установки приборов учета будем снижать ремонты (речь идет о строке «содержание и ремонт» — «Газета.Ru»)? Мы и так по последним годам получаем высокие индексы-дефляторы: планы по инфляции были 4%, по факту она выше. Хоть бы эти корректировки куда-нибудь вписать», — объяснила Гиличинская.

Кроме того, по ее словам, передача полномочий по установке приборов учета ресурсникам вызывает больше вопросов, чем есть ответов: по собственности, обслуживанию, источниках финансирования на обслуживание, зонах ответственности, обмену информацией с УК.

Данную позицию поддержала еще один член экспертного совета — генеральный директор управляющей компании «Азбука быта» Татьяна Демина.

«При защите тарифов на тепловую энергию максимальный рост был 8%. Все затраты тогда под лупой разбирали. И есть еще предельный индекс. Поэтому, увы, данная инициатива не поможет», — уточнила Демина.

В Минэнерго и Минцифры переадресовали запрос «Газеты.Ru» о новой инициативе Минстроя в Федеральную антимонопольную службу. В пресс-службе ФАС не ответили на запрос на момент написания материала.

«Коммерсанту» в ФАС заявили, что «не поддерживают изменения принципов предельных индексов платы граждан». Меры защиты граждан от необоснованного роста цен за ЖКХ должны оставаться прежними, считают в службе. В службе также подчеркивают, что возможность учета затрат, в том числе и на цифровизацию, уже предусмотрена законодательством: для этого требуется обосновать ее необходимость.

У коммунальщиков нет другого выхода

В РЭУ им. Г.В.Плеханова назвали предложение Минстроя обоснованным с точки зрения управляющих компаний.

«Масштабная программа диджитализации ЖКХ оценивается экспертами почти в 400 млрд рублей на период до 2030 года. Однозначно можно утверждать, что такими финансовыми ресурсами управляющие компании не располагают. В госбюджете на сектор ЖКХ в 2022 году заложено примерно 461 млрд рублей.

То есть до 2030 года общие затраты на это направление можно оценить в 4 трлн рублей. Поэтому выход у коммунальщиков один – постараться интегрировать расходы на цифровую трансформацию в платежки населения», — считает доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В.

Плеханова Максим Максимов.

По его словам, при этом важно оставаться в рамках предельных индексов повышения оплаты за ЖКХ. В текущем году, очевидно, уровень инфляции будет выше заложенных предельных индексов, что ставит перед коммунальщиками ряд непростых задач. Одним из методов их решения может стать оплата цифровизации ЖКХ за счет денег, накопленных по программам капремонта.

«Идеологически это будет понятный и здравый маневр. Он будет поддержан подавляющим большинством населения. Ведь внедрение цифры позволит значительно повысить качество услуг, эффективность и износостойкость оборудования», — уверен Максимов.

Учитывая, что в среднем расходы на водоснабжение и тепло составляют 45-65% от общей суммы платежа, а ежемесячный платеж в городских агломерациях России в первой половине 2022 года — 6-12 тыс.

рублей за двухкомнатную квартиру с проживанием четырех человек, можно прогнозировать повышение платежа на 300-700 рублей, в зависимости от региона, указал Максимов.

Наибольшим такое повышение, очевидно, будет в регионах с наименее развитой инфраструктурой и плотностью населения, добавил он.

Тарифы на коммунальные услуги России в проиндексируют на 2,9-6,5% зависимости от региона

МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Рост тарифов на коммунальные услуги в России с 1 июля составит в среднем от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона, следует из распоряжения правительства РФ.

Ежегодно правительство РФ выпускает распоряжение, в котором устанавливаются индексы изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по регионам.

«Тарифы растут раз в год в июле. В этом году параметры уже были согласованы в ноябре или в конце октября распоряжением правительства по предельным индексам. Соответственно, в рамках этих предельных индексов [произойдет] рост тарифов с 1 июля», — сказала ТАСС директор департамента развития ЖКХ Минстроя Росси Олеся Лещенко.

Так, наиболее низкий процент индексации тарифов на коммунальные услуги установлен для Свердловской области (2,9%), Республики Марий Эл (3,2%) и Чукотского автономного округа (3,3%).

В то же время наиболее высокий уровень индексации зафиксирован для Чеченской Республики (6,5%), Санкт-Петербурга (6,3%), Севастополя, Республики Татарстан (по 6,2%), Республики Крым (6,2%), а также Москвы, Республики Дагестан и Саха (Якутия) (по 6%).

При этом средний размер индексации тарифов ЖКХ не превысит 4%, сообщили ТАСС в пресс-службе ФАС.

«После начала действия новых предельных индексов служба изучит информацию, поступающую в ведомство из органов регулирования, и при выявлении нарушений будет выдавать предписания об их устранении.

В 2021 году в результате такой работы фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по стране составил 3,2%, также было выявлено 6,9 млрд рублей экономически необоснованных средств в тарифах, которые служба предписала исключить», — добавили в ведомстве.

Несмотря на то, что компании, предоставляющие коммунальные услуги, наряду с другим бизнесом столкнулись в этом году со сверхплановым ростом расходов, тарифная нагрузка на граждан дополнительно увеличиваться не будет, отметил директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.

«И хотя правительство допустило ряд послаблений при контроле за исполнением инвестиционных программ 2022 года, массово инвестиционные обязательства регулируемых организаций пока не пересматривались.

Поэтому индексация тарифов существенно ниже уровня фактической инфляции не означает отказ от выполнения критически важных работ по поддержанию работоспособности инфраструктуры и ее обновлению», — объяснил эксперт.

Предложения по тарифному регулированию

«Решение о размере роста стоимости коммунальных ресурсов рассчитывается исходя из среднемесячного потребления по прошлому году.

Поэтому граждане, по сути, платят рублем не за рост качества оказания монопольных услуг, а за компенсацию расходов ресурсоснабжающих организаций из-за инфляции», — прокомментировал ТАСС эксперт тематической площадки Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Читайте также:  Самозанятые и ип получат помощь от государства: виды поддержки

По мнению эксперта, решением для сложившейся ситуации может стать увеличение горизонта тарифного планирования с 1 до 5 лет, а также приоритетного использования сравнительного метода эталонных затрат при подсчете стоимости единицы коммунальной услуги — тепла, воды, света, вывоза отходов. Такое предложение содержится в том числе в подготовленном Федеральной антимонопольной службой (ФАС) законопроекте об основах госрегулирования цен и тарифов.

Так, согласно пояснительной записке к законопроекту, ФАС предлагает устанавливать тарифы на коммунальные услуги на пять лет с возможностью их корректировки в исключительных случаях.

Кроме того, предполагается установить единые для всех сфер методы государственного регулирования тарифов, а именно использовать метод сравнительного анализа или эталонных расходов, метод экономически обоснованных расходов, метод индексации и метод доходности инвестиционного капитала.

По мнению авторов, документа долгосрочность тарифного регулирования позволит привлечь инвестиции, а процедура установления тарифов станет прозрачной и понятной.

Помимо этого, Склянчук считает необходимым усиливать общественный контроль за деятельность региональных тарифных организаций и коммунальщиков через раскрытие информации о том, на что тратятся средства граждан, которые они платят за ЖКХ. «Из структуры тарифа крайне мало идет на повышение заработной платы работников систем жизнеобеспечения, что порождает высокую текучесть кадров и приводит к уходу из отрасли квалифицированных работников», — добавил эксперт.

С 2013 года коммунальные тарифы в России индексируются раз в год с 1 июля, чтобы сдерживать инфляцию. В 2019 году индексация тарифов была двухэтапной в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20%. С 1 января 2019 года тарифы увеличились на 1,7%, с 1 июля — на 2,4%. С 2020 года индексация тарифов ЖКХ происходит один раз в год с 1 июля.

Двойная поддержка. Эксперты оценили идею Минстроя дать дополнительные льготы по ЖКХ

Уже в ближайшие месяцы в России смогут получить «скидку» на оплату жилищно-коммунальных услуг дополнительно около 1 млн семей.Покаправо на субсидию имеют те семьи, где на «коммуналку» уходит более 22% от общих доходов.

Минстрой РФ предложил снизить этот показатель до 15%. Правда, процесс получения льготы выглядит очень сложно. Кроме того, в субсидии отказывают тем, кто имеет долги по оплате ЖКУ. Amic.

ru поговорил с экспертами, чтобы разобраться, насколько нововведение окажется полезным.

100 млрд рублей нуждающимся

Государство компенсирует расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам с «опозданием» в пару недель.До 10-го числа каждого месяца необходимо оплатить квитанцию, а после 20-го приходит частичная компенсация.

Чтобы рассчитывать на льготу, семья должна тратить на ЖКУ более 1/5 от всего, что заработала в месяц.Простой пример. По оценке ОНФ, в 2019 году субсидии на оплату ЖКХ в России получали около 3 млн семей. На эти цели был израсходован 71 млрд рублей.

Если поправку Минстроя примут, льготой воспользуются еще примерно 1 млн семей. Дополнительно на них потребуется до 30 млрд рублей, пишут «Известия».

Расходы на оплату ЖКУ, которые превышают предельно допустимую долю в семейном доходе, оплачиваются за счет регионального бюджета. Затем выпадающие доходы компенсируются федеральным центром. Сейчас в 58 регионах (в том числе Алтайском крае) установлен максимальный порог – 22%, в 24 субъектах – от 15 до 21%, еще в трех – менее 15%.

Завуалированная помощь

Барнаульский общественник, председатель правления ТСЖ «Красноармейский, 53» Константин Емешин считает, что предложение Минстроя имеет к сфере ЖКХ косвенное отношение, в большей степени инициатива направлена на решение социальных вопросов.

«В моем доме из 143 квартир 15 пользуются льготой на оплату услуг ЖКХ. Сначала человек полностью платит по квитанции, а затем ему приходит компенсация. Субсидия предоставляется малоимущим на полгода. Для этого необходимо предоставить в соцзащиту справку о доходах каждого члена семьи, выписку из домовой книги, лицевого счета и т.п.», – рассказывает председатель ТСЖ.

По мнению Емешина, инициатива Минстроя вызвана тем, что в условиях кризиса могут вырасти неплатежи со стороны населения: «Сфера ЖКХ так или иначе должна получать деньги, поэтому предложение логичное. Я, например, как председатель ТСЖ, заинтересован, чтобы люди платили. Это влияет непосредственно на зарплату сотрудников ТСЖ: дворника, слесаря, электрика, паспортиста и других».

Кстати, анализ структуры неплатежей показывает, что злостные должники вовсе не малоимущие, а люди с хорошим достатком, говорит Емешин. После этого не столь однозначно выглядит идея отменить повышение тарифов на услуги ЖКХ во II полугодии 2020-го.

Константин Емешин категорически не согласен с такой точкой зрения и считает ее популистской. «Заморозка тарифов – вовсе не выход, еще большая глупость – отменить плату за ЖКХ. Вот смотрите, энергетики из-за теплой зимы потеряли дополнительные доходы.

Летом необходимо проводить ремонтную кампанию, в том числе менять теплотрассы. Как они без повышения тарифа это сделают», – размышляет собеседник.

С 1 июля 2020 года тарифы ЖКХ в среднем по стране повысятся на 4%. В Алтайском крае рост совокупного платежа за весь набор коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, газ, водоснабжение) в большинстве муниципалитетов составит 6,9%. Особняком стоит Рубцовск – здесь ЖКУ проиндексируют сразу на 11%.

Все забывают про жилищные услуги

Схожей точки зрения на новую инициативу Минстроя придерживается директор Союза жилищно-коммунальных организаций Алтайского края Виктор Патудин. По его мнению, проблема социальной поддержки в сфере ЖКХ актуальна как никогда, но почему-то многие забывают о строке в квитанции, где речь идет об оплате именно жилищных услуг.

По признанию Патудина, управляющие компании давно работают в убыток, так как не имеют возможности поднять тарифы на содержание квадратного метра площади жилья: «А как повышать? Население говорит: у нас нет денег.

Но дом содержать как-то надо? Еще никто не отменял технические регламенты. В той же «коммуналке» население не потянет предельные тарифы, а производственный процесс требует постоянной индексации.

Вот как тут быть? Пусть государство помогает, раз население у нас не может нормально заработать».

Долгоиграющая тема

Как полагает эксперт в коммунальной сфере, депутат АКЗС Людмила Суслова,мера по расширению получателей льготы напрашивалась давно, более того, собеседница настаивает, что еще несколько лет назад вместе с однопартийцами лоббировала похожий законопроект.

«Наша фракция («Справедливая Россия», – прим. ред.) предлагала снизить величину расходов на ЖКХ до 10% от совокупного дохода семьи.

Потому что чем меньше порог, тем больше семей смогут претендовать на субсидию, – говорит собеседник. – Сейчас у многих «коммуналка» достигает уже 7-8 тысяч в месяц.

Это существенная сумма, особенно когда человек остается без доходов или вынужден получать минималку».

Суслова уверена, что, несмотря на увеличение льготников, региональный бюджет с нагрузкой справится. Вместе с тем эксперт предполагает, что снижение с 22% к 15% будет поэтапным.

Напомним, в начале апреля правительство ввело запрет на штрафы и пени за коммунальные услуги до 1 января 2021 года. Должникам в этот период не будут отключать свет, воду и газ. «Это все правильно, но большой роли не сыграет, так как мораторий действует всего несколько месяцев. Предложенная мера – долгоиграющая – и затрагивает всех людей с низкими доходами», – резюмировала Людмила Суслова.

Могут быть злоупотребления

Президент алтайской ассоциации жилищного самоуправления Дмитрий Косов считает, что документ, анонсированный Минстроем, скорее всего, готовился давно, а его появление на свет одновременно с экономическим кризисом – не более чем случайность. В данном случае коронавирус и его последствия лишь ускорили процесс.

Вместе с тем эксперт полагает, что количество претендентов на льготу резко вырастет, однако не исключены и злоупотребления. Многие, в том числе и в Алтайском крае, попробуют получить субсидию, не показывая свой реальный доход. К сожалению, такие случаи – не редкость.

«Платежная дисциплина сейчас падает, причем в разы, объективно люди не платят за «коммуналку» из-за финансового неблагополучия. Многие остались без работы и дохода, они в первую очередь рассчитывают на льготу по уплате ЖКУ», – подытожил Косов.

В настоящее время из-за ограничений в связи с пандемией коронавируса заявки на получение субсидий россияне могут подавать онлайн. Тем, кто уже имеет право на льготы, они автоматически продлены до 1 октября.

Глава Минстроя изучит возможность заморозки тарифов ЖКХ | Телеканал 360°

Ежегодной индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 июля может не быть. Министерство строительства и ЖКХ сейчас рассматривает возможность заморозки действующих тарифов. Как сообщило РИА «Новости», с таким заявлением выступил глава ведомства Владимир Якушев.

По его словам, такую меру предлагали включить в национальный план по восстановлению российской экономики. С инициативой заморозить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги до конца года выступил глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

На такой шаг он предложил пойти из-за сложной экономической ситуации, в которой оказалось население в связи с коронавирусом.

Глава Минстроя отметил, что сейчас ведомство беспокоят и без того увеличившиеся платежки. Из-за дезинфекции подъездов управляющие компании вынуждены были включить эти траты в тарифы.

«Сегодня управляющие компании проводят достаточно серьезные работы по дезинфекции многоквартирных домов. Это, конечно, дополнительно ложится в тарифы, и нам нужно находить решения, как эту ситуацию решить и как из нее выходить», — отметил министр.

Читайте также:  Жители сельских поселений будут защищены от повышенных тарифов на ЖКХ

Заместитель главы Минстроя Максим Егоров заявил, что если заморозка тарифов произойдет, то тепло- и водоснабжающие организации потеряют около 300 миллиардов рублей.

«Я не говорю ни про энергетику, ни про газ, ни про вывоз мусора. Это большие цифры. Я думаю, что наша отрасль это не выдержит», — привел слова представителя ведомства ТАСС.

Егоров уточнил, что по прогнозам Минстроя, только к концу июня из-за ограничительных мер сфера ЖКХ недополучит порядка 70−80 миллиардов рублей.

Индексы по изменению тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг правительство утвердило еще в октябре прошлого года. Это не первая попытка заморозить тарифы. Ранее с инициативой зафиксировать цены на газ и электричество выступили член комитета по социальной политике Совета Федерации Сергей Леонов и Федеральная антимонопольная служба.

Министр сказал не повышать – с ним разобрались: Тарифы на ЖКХ поднимут с 1 июля

Под кризисный «шумок» индексация тарифов ЖКХ в России всё-таки состоится. Власти снова будут решать проблемы разваливающейся отрасли за счёт населения, которое осталось без денег в кризис. Почему так получается?

Многие жители России с одобрением восприняли недавнее заявление главы Минстроя Владимира Якушева, который допустил, что с 1 июля планового увеличения тарифов ЖКХ не будет. Совершенно непонятно, какой логикой руководствовался министр, заявляя такие вещи.

Почему? Потому что в одночасье его робкое заявление было погребено под лавиной критики со всех сторон.

Ведь отказ от повышения тарифов ЖКХ – это удар по всей отрасли, по предприятиям, и вообще – почему министр одним своим словом решил зачеркнуть получение всех «выпадающих доходов» за счёт населения? Негоже.

Против выступили буквально все. 10 июня состоялась онлайн-конференция «ЖКХ после пандемии – вызовы и решения», где в Якушева полетели стрелы негодования. Причём негодование это показало раскол как в самом Минстрое, так и в понимании того, кому вообще нужно это повышение и зачем.

Против своего шефа неожиданно выступил заместитель главы Минстроя Максим Егоров. И решил крыть вопрос серьёзными цифрами. Он сказал, что выпадающие доходы (самая популярная формулировка последних месяцев) коммунальщиков составят 300 млрд рублей, а сфера ЖКХ якобы уже бьётся в конвульсиях, так как её доходы к концу июня просядут на 70-80 млрд рублей.

Отрицать не будем – в сфере ЖКХ много развалившейся и нуждающейся в срочном ремонте инфраструктуры (по оценке самого Минстроя, износ достиг 60 процентов).

Поэтому против сохранения тарифов ЖКХ на уровне прошлого года выступили также в Федеральной антимонопольной службе, где сказали «Коммерсанту», что идея заморозки «прямо противоречит поручению президента о моратории на ухудшение условий работы ресурсоснабжающих организаций».

Против оказалось и Минэкономразвития, которое «опирается на понимание того, что индексация тарифов должна соответствовать одобренным правительством параметрам социально-экономического прогноза».

Для экономии времени и нервов читателей я не буду приводить мнения так называемого отраслевого сообщества, которое, конечно, готово биться за каждую копейку в каждой платёжке каждого гражданина в каждом регионе страны.

Как образуются тарифы ЖКХ

Как формируются тарифы в ЖКХ – история мутная и долгая. Но индексируются они по довольно простому принципу – так, чтобы совокупный рост платежей граждан за услуги ЖКХ укладывался в уровень инфляции за предыдущий год.

Предельный рост платежей ежегодно устанавливает правительство России. Для каждого региона эта планка определяется отдельно, и превышать её нельзя.

Если же субъект Федерации каким-то чудом уложится в меньший показатель, то этот регион – молодец, которого похвалят в федеральном центре.

Известно, что главными лоббистами повышения тарифов ЖКХ являются Минэнерго и Минстрой. Оба министерства постоянно утверждают, что инфраструктура разваливается и для этого население почему-то должно платить всё больше и больше.

И тут нет никакой логики, ведь если население всё время платит больше, то с течением времени ремонта должно требоваться меньше. Ан нет.

Оказывается, что чем больше люди платят за ЖКХ, тем в более ужасающем состоянии пребывает «коммуналка».

В 2019 году индексация тарифов была двухэтапной в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20%. С 1 января 2019 года тарифы увеличились на 1,7%, с 1 июля – на 2,4%. В сумме – 4,1%. Устанавливая федеральную планку роста тарифов, правительство, как сказано, руководствуется инфляцией, то есть они поднимаются сообразно удорожанию всего в экономике.

Пресловутый «таргет» соблюдается и тут. Однако в 2020 году правительство России не устанавливало единый индекс роста тарифов в целом по России, а расписало его только регионам. Сделал это ещё в октябре 2019 года своим распоряжением Дмитрий Медведев.

Так, по Медведеву, в 2020 году Чечня должна поднять тарифы на 6,5%, Кабардино-Балкария – на 5,4%, Москва – на 5% и так далее.

Людей пытались не забыть. Но только на бумаге

Парадокс всей системы состоит в том, что людей ведь никто не игнорирует, о них якобы проявляют заботу, однако население всё равно страдает. Для Минстроя и Минэнерго долгое время настоящим флагом была фраза «рост тарифов ЖКХ не касается самых бедных и малоимущих». Что чиновники имели в виду?

В России действует система субсидий семьям, если размер их платежей за ЖКХ превышает определённую долю их доходов. Федеральный стандарт – 22%. То есть если семья вынуждена отдавать более 22% своих совокупных доходов за «коммуналку», то она вправе получить компенсацию. Размер этой компенсации равняется той сумме, которую семья заплатила выше 22%.

Причём по регионам этот стандарт разнится.

В «человеколюбивой» Москве это 10%, что является исключительной заслугой председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, добившейся снижения «максималки» в бытность депутатом Мосгордумы.

Но таких радужных 10% больше нет нигде (минимум – 15%, хотя регионы вправе сами устанавливать порог ниже федерального). Но и сейчас звучат предложения снизить порог платежа для субсидии малоимущим.

12 мая заботу о людях на словах проявил Минстрой. Там рассказали о наличии у правительства планов снижения федерального порога с 22% до 15% и объяснили это пониманием того, как коронавирус повлиял на население. Однако с тех пор мы не слышали об изменении федеральной планки, зато слышим о росте тарифов.

Поможет ли такая субсидия людям? И да, и нет. Эти хвалёные адресные субсидии могут получить далеко не все нуждающиеся. Критерии строгие, бумажек много, подтверждать доход семьи непросто. Учитываются все льготы и выплаты.

Например, получишь на ребёнка 3 тысячи рублей, это зачтут в семейный доход и лишат субсидии. А если в семье есть неработающий, то субсидию не дадут, если он не стоит на учёте как безработный.

Так субсидия из реальной превращается в бумажную.

Наконец, в России действует мораторий на штрафы за просроченную «коммуналку» до 1 января 2021 года. Он был введён постановлением правительства № 424 как мера помощи населению. Ведь не секрет, что граждане, лишившиеся работы из-за коронавируса, перестали платить и за ЖКХ. Постановление же запретило начислять людям пени и штрафы.

Что важно? Эта мера помощи является полумерой. Да, до 31 декабря 2020 года никаких штрафов и пени за просроченную «коммуналку» вам не придёт. А что потом? Потом гражданин получит квитанцию за все те месяцы, когда он не мог платить. Причём вместо заморозки тарифа с 1 июля его ещё и проиндексируют. Вот так решили «поддержать» население в кризис.

Все силы помощи – предприятиям

Что получается в итоге? Сфера ЖКХ сейчас проседает, но потом может с лихвой отыграть все потери, разве что без пени и штрафов. Вот почему все ресурсные компании так «топят» за индексацию тарифов «по-медведевски». Если уж не получить доход от штрафов, то пусть хоть за повышенные тарифы заплатят.

Говорить об адресной помощи именно предприятиям ЖКХ, а не людям, приходится из-за отсутствия сферы ЖКХ в перечне пострадавших отраслей. Общероссийский народный фронд отметил 11 июня после онлайн-конференции по ЖКХ:

Минстрой России предлагал включить сферу ЖКХ в список отраслей, максимально пострадавших от последствий пандемии, что позволило бы соответствующим предприятиям получить ощутимую государственную поддержку.

И раз ЖКХ в перечне нет, то, по логике чиновников, остаётся единственный выход – решить проблемы ЖКХ за счёт самих граждан, а также региональных бюджетов. Предполагается взять у людей и регионов те «выпадающие доходы», которые недополучили компании из-за коронавируса. Однако тут не учтено, что ровно так же эти «доходы» «выпали» и из карманов граждан, и из «заначек» бюджетов.

Получается, что компании обретают поддержку сразу из двух источников, лишь бы вся «коммуналка» не рухнула окончательно. Регионам разрешают понижать как порог максимального платежа для малоимущих, так и тарифы ниже федеральных планок, но вы думаете, они этим воспользуются? Едва ли.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *