Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах

Впереди очередной учебный год и самое время разобраться, какими будут ГИА в 2023 году для выпускников 9 и 11 классов, изменятся ли обязательные для сдачи предметы, сколько всего предметов предстоит сдавать выпускникам, а также какие нововведения планируют Рособрнадзор и ФИПИ.

Гиа — 9 (огэ)

Завершая цикл основного общего образования, школьники всех регионов России проходят ГИА (расшифровывается аббревиатура как Государственная Итоговая Аттестация). На основании результатов выпускных испытаний 9-гклассники могут продолжить обучение в профильном 10 классе или поступить в колледж.

ОГЭ – это один из форматов выпускных экзаменов, которые предстоит сдавать выпускникам, заканчивающим 9 класс в 2023 году, в рамках ГИА-9.

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах

Чтобы понять, сколько всего предметов в 2023 году предстоит сдавать участникам ГИА-9, обратимся к официальной документации, представленной на портале ФИПИ.

Так, девятиклассникам в рамках ОГЭ как допуск к основному блоку экзаменов предстоит пройти итоговое собеседование (февральское собеседование), а также сдать экзамены по 4 предметам, два из которых будут обязательными и еще два – на выбор выпускника.

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах

Важно! Дети-инвалиды и 9-классники с ограниченными возможностями здоровья (необходимо документальное подтверждение) в 2023 году в рамках ГИА могут сдавать только 2 обязательных экзамена. Такая возможность предоставляется по требованию родителей. Если ребенок-инвалид и его родители не изъявляют желания сократить ОГЭ до 2-х предметов, он может сдавать все 4 экзамена на общих основаниях.

Проходят экзамены для девятиклассников на базе их родных школ. Когда именно в 2023 году состоится ГИА в 9 классе, можно узнать в официальном календаре ОГЭ, который будет разработан в начале осени 2022 года.

Напомним, что в последние годы изначально установленные даты проведения ОГЭ и ЕГЭ несколько раз переносили, поэтому рекомендуем следить за новостями на нашем сайте, где мы обязательно разместим окончательный вариант календаря ГИА-9, а также информацию обо всех изменениях, касающихся ОГЭ.

Гиа – 11 (егэ)

ЕГЭ – формат аттестации, которую в 2023 году предстоит сдавать выпускникам 11 классов, заканчивающим среднее общее образование и планирующим продолжить обучение в ВУЗах России.

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах

В 2023 году 11-классники будут сдавать ГИА по таким предметам:

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах

Важно! Если в ГИА 2023 года будут введены новые обязательные предметы, мы первыми расскажем о нововведениях. Пока, по состоянию на начало 2022-2023 учебного года, все разговоры о расширении перечня обязательных дисциплин ЕГЭ так и остаются на уровне далеко идущих планов.

Что важно знать про ЕГЭ 2023 года?

  • Сдают экзамен на базе чужого учебного заведения (распределение происходит рандомно и ученики одного класса крайне редко оказываются в одном кабинете).
  • Допуском к основным испытаниям является итоговое (декабрьское) сочинение.
  • Календарь ЕГЭ представят ближе к началу 2022-2023 учебного года.
  • Математику можно сдавать на базовом или профильном уровне. В чем разница узнайте из материалов нашего сайта.
  • Задания содержатся в КИМах, они стандартизированы и едины для всех регионов РФ.
  • Все предметы, кроме базовой математики, оцениваются по 100-бальной шкале. Подробнее о переводе баллов ЕГЭ 2023.
  • Для аттестата необходимо набрать минимальные баллы, установленные для предметов.
  • В 2023 году если на ГИА 11 не сдать обязательные предметы, то аттестат не выдадут. Пересдача возможна в резервный день, в сентябре 2023 года или в рамках ЕГЭ 2024.

Росборнадзор и ФИПИ ежегодно вносят изменения в КИМы для проведения ЕГЭ, не станет исключением и 2023 год. Более подробно о том, какие нововведения появятся в экзаменах по обязательным предметам и дисциплинам на выбор, читайте на нашем сайте в соответствующих материалах раздела «Учеба».

ГВЭ

ГВЭ – это одна из форм ГИА, регламентированная приказом Рособрнадзора и Минпросвещения. Государственный выпускной экзамен могу сдавать девятиклассники в качестве альтернативы ОГЭ и одиннадцатиклассники – как упрощенный вариант ЕГЭ.

Сдавать ГВЭ в рамках ГИА-9 или ГИА-11 могут:

  • дети-инвалиды;
  • учащийся с ограниченными возможностями здоровья;
  • воспитанники интернатов закрытого типа;
  • отбывающие срок в исправительных колониях.

Важно! Право на замену ОГЭ или ЕГЭ на ГВЭ должна подтвердить ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах

В 9 классе большинство выпускников, сдающих ГВЭ, ограничиваются выбором двух основных дисциплин, хотя имеется возможность сдать в таком формате все 4 экзамена, выбрав еще два из классического списка предметов по выбору.

Для выпускников, сдающих ГВЭ, существует ряд важных послаблений:

  1. Возможность надомного проведения испытания.
  2. Увеличение времени выполнения заданий на 90 минут (1,5 часа).
  3. Предоставление индивидуально разработанных КИМов с учетом специфики заболевания.
  4. Присутствие врачей и ассистентов (например, предоставление услуг сурдопереводчика).
  5. Возможность самостоятельно сделать выбор между сочинением и изложением в день проведения экзамена, ознакомившись с материалами заданий.

Важно! ГВЭ оценивается в классической школьной 5-бальной системе. Оценка от 3 до 5 гарантирует выпускнику получение документов об образовании установленного образца.

Выпускникам, которые планируют сдавать ГВЭ не стоит думать «сдам упрощенный ГИА и успешно поступлю в 2023 году», так как результат ГВЭ не приравнивается к сертификату ОГЭ или ЕГЭ и не дает права поступления на общих условиях.

Некоторые дети, имеющие право сдавать упрощенный вариант экзамена, могут поступить в ВУЗ по специальным квотам, или же сдав дополнительные вступительные экзамены, список дисциплин, а также форму проведения и сложность которых может определить сам ВУЗ.

Именно поэтому 11-классники, имеющие право сдавать ГВЭ, но желающие поступить в университет России на бюджетное место, чаще всего предпочитают сдать государственный экзамен на общих основаниях.

Ожидаемые изменения

Среди ожидаемых нововведений:

  1. переход к добровольной сдаче ЕГЭ с 2023 года;
  2. возможность пересдать экзамен, если результат не устраивает выпускника;
  3. переход на компьютерные КИМы и ГИА в режиме онлайн.

Добровольный ЕГЭ

Стоит сразу сказать, что в 2023 году такой желаемой всеми учениками отмены ОГЭ и ЕГЭ не будет, но в Госдуме рассмотрят законопроект о добровольной сдаче ГИА. Это значит, что 11-классникам, которые не планируют поступать в университет, разрешат не сдавать ГИА в формате ЕГЭ.

При этом, в Рособрнадзоре заявили, что даже при отказе России от Болонской системы, аттестация выпускников в формате ЕГЭ останется, так как это национальный экзамен, неразрывно связанный с традициями отечественного образования.

Добровольная пересдача

Представители профильных комитетов по вопросам образовательной сферы также внесли в Госдуму законопроект, разрешающий выпускникам 11-х классов повторно пройти ЕГЭ в течение месяца, если полученный при первой попытке сдачи результат их не устроит. Напомним, что согласно действующим правилам, выпускник, получивший результат выше минимально допустимого уровня, не имеет права на повторную сдачу ЕГЭ в том же году, хотя такой результат может не позволить ему поступить в ВУЗ.

Разрешив добровольную пересдачу ЕГЭ в 2023 году можно существенно снизить градус психологического накала у выпускников. Не секрет, что многие 11-классники на ГИА демонстрируют уровень ниже, чем есть на самом деле только из-за сильного психологического напряжения.

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах

Компьютеризация ЕГЭ

Хотя изначально планировалось компьютеризировать ГИА до 2024-2025 года, сегодня такая задача остро не стоит. Исключением будет только предмет «информатика и ИКТ», который уже в 2022 году выпускники сдавали с использованием ПК.

Оналйн версии ЕГЭ тоже не предвидится, ведь с проведением экзамена в условиях пандемии страна уже справилась, а реализация идеи столкнулась с двумя преградами – недостатком технических средств и отсутствием доступных технологий обработки результатов онлайн-ЕГЭ искусственным интеллектом.

Изменения в ОГЭ по истории

Ожидается также ряд изменений в КИМах ОГЭ 2023 года. В частности, в КИМах по истории должны появиться вопросы из нового блока, вводимого в программу с 2022-2023 учебного года «Введение в новейшую историю». В рамках этого модуля будут изучать такие темы, как:

  • Covid-19 (борьба с пандемией в России);
  • национальные проекты 2019−2024 годов;
  • строительство новых трубопроводов «Северный поток» и «Сила Сибири»;
  • признание ЛНР и ДНР.

С целью повышения качества преподавания предмета и стимулирования учеников лучше учить историю, ВПР по этому предмету может стать ежегодным.

Сезон ГИА 2022-2023 учебного года только на старте, а это значит, что уже в ближайшее время появится много информации о нововведениях ОГЭ и ЕГЭ. Чтобы не пропустить важные изменения и первыми узнавать новости сферы образования, подпишитесь на наши обновления, а также следите за новыми публикациями в социальных сетях.

На заметку абитуриентам 2023: что будет с высшим образованием в РФ?

С мая 2022 года по стране прокатилась самая настоящая волна перемен в сфере образования, которая породила немало вопросов и мифов относительно дальнейшей судьбе отечественного высшего профессионального образования. Первопричиной грядущих реформ стал выход РФ из Болонской системы.

Специалисты Дисхелп изучили все действующие на сегодняшний день новости, обзоры и акты, разобрались в ситуации и готовы рассказать о предстоящих новшествах, которые затронут абитуриентов-2023. Сегодня в форме «вопрос-ответ» мы осветим лишь моменты, соприкасающиеся с судьбой будущих поступающих.

Вопрос №1. Отменят ли ЕГЭ как основное вступительное испытание при вузе в 2023 году?

Итак, отказ от «Болонских правил» еще не означает колоссальное и резкое преобразование отечественной системы по подготовке дипломированных специалистов. Власти уже не раз отмечали, что не стоит торопиться и моментально возвращаться к «прошлой жизни». Поэтому «экстра»-перемен в ближайшее время ожидать не стоит.

Согласно сведениям портала Заочник.ру, изменения в части проведения ЕГЭ в грядущем году уже возможны, но они не будут резкими. Слухи об отмене данного этапа ходят уже давно. На сегодняшний день известно, что отказ от сдачи ЕГЭ и его оценивании в качестве основного вступительного испытания при вузах будет постепенным.

Читайте также:  Штамп в паспорте о браке больше не нужен

Во-первых, такой ход вполне оправдан и обоснован, так как многие школьники начинают готовиться ко столь серьезному аттестационному этапу (а ведь он напрямую отражается на рейтинге поступающего, аттестате и пр.) заранее (за 1-2 года до поступления). Во-вторых, вузам предстоит подготовиться к отмене и проработать новую систему оценивания абитуриентов и порядок проведения конкурсного отбора.

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузахЧем чреват выход из Болонского соглашения?

Эксперты и представители топовых университетов страны не исключают, что ЕГЭ могут сделать сугубо добровольным этапом, а прием в высших учебных заведениях станет вариативным: по ЕГЭ или в рамках внутренних испытаний (классические вступительные экзамены в устном или письменном формате в рамках утвержденного графика, расписания).

Обратите внимание, что никаких официальных и точных заявлений относительно отмены ЕГЭ от властей (Минобрнауки, Рособрнадзор и пр.) не поступало!

Поэтому мы рекомендуем тотально изучать профильные дисциплины, необходимые для поступления в вуз на желаемый профиль/факультет независимо от варианта приема (по ЕГЭ или на базе внутренних испытаний). Согласитесь, качественная и глубокая подготовка по дисциплинам не навредит никому и позволит успешно преодолеть, как ЕГЭ, так и экзамены при университетах, ДВИ и пр.

По прогнозам властей и экспертов средний балл абитуриентов в рамках приема-2023 составит от 43-65 баллов.

Вопрос №2. Как изменится соотношение бюджетных и коммерческих мест в вузах?

Изначально система профессионального образования была совершенно бесплатной для поступающих и студентов, но с развитием рыночных отношений вузы получили уникальную возможность – получать дополнительный доход от оказания образовательных услуг на платной основе, согласно утвержденному прейскуранту цен.

Отказ от Болонского соглашения не окажет никакого воздействия на соотношение бюджетников и контрактников, так как количество соответствующих вакантов зависит только от государственного финансирования и возможностей вуза.

Более того, примерные цифры по приему абитуриентов на ближайшие 2 года, а также бюджет на выделение средств для финансирования бюджетного обучения в вузах уже утвержден.

Вопрос №3. Будет ли отказ от программ бакалавриата + магистратуры в пользу специалитета?

Многие научные работники и представители крупнейших отечественных вузов отмечали низкую эффективность Болонского процесса в России и его сопряженность с отдельными нюансами:

  • Унификация государственных экзаменов не позволяет в полной мере объективно оценить знания выпускников и абитуриентов, то есть нельзя всех оценить «по одной гребенке»;
  • Переход к международному соглашению был длительным и потребовал тщательной проработки всех образовательных программ с разбивкой на новые этапы становления дипломантов. Бюрократические, организационные нюансы могут затормозить реформу. В любом случае резкого отказа или смены двухступенчатой системы подготовки дипломантов не предвидится.

Сама по себе Болонская декларация устанавливает довольно гибкие правила подготовки специалистов базового и высшего уровня. В ней нет суровых предписаний относительно сроков реализации образовательных программ.

В мировой практике сложилось определенное соотношение 4+2 (бакалавриат + магистратура). На самом же деле сроки обучения могут быть различными, об этом также свидетельствует практика обучения студентов в иных странах.

Например, в Европе бакалавры могут постигать профессиональные азы в течение 3-4 лет, а магистерские направления – от 1,5 до 2,5 лет.

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузахВарианты получения высшего образования в РФ

Важно отметить, что программы специалитета в России не были полностью ликвидированы. Они продолжают реализовываться, но в отношении меньшего числа профессий, не во всех вузах.

На сегодняшний день Рособрнадзор заявил, что полной отмены бакалавриата и магистратуры в России не предвидится. При этом не исключается, что доля специалитета и перечень специальностей в рамках данного уровня будут расширены. При этом полномочия выпускников бакалавриата и специалитета останутся прежними.

Таким образом, вузы продолжат практиковать программы в рамках комбинаций бакалавриат+магистратура и специалитета (как самостоятельной промежуточной ступени).

Никакого отказа и колоссальных изменений в ступенчатом виде в ближайшей перспективе не предвидится. Уровни образования, порядок и схема поступления и продолжения обучения при вузах, сроки реализации программ в ближайшей перспективе будут прежними.

Единственным преобразованием может стать лишь расширение ассортимента программ на уровне специалитета.

Вопрос №4. Что будет с поступлением в иностранные вузы, дипломами вузов РФ за рубежом и пр.?

Болонская декларация позволяла признавать дипломы российских вузов за рубежом при условии реализации образовательных программ в рамках трехступенчатого формата: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Выход из данного соглашения может повлечь за собой соответствующие последствия и сложности для российских абитуриентов, намеревающихся поступать в иностранный вуз.

Также проблемы и неурядицы (больше бюрократического характера) могут возникнуть у студентов, которые планируют проходить часть обучения в рамках программ международной академической мобильности.

Эксперты пока не могут дать точный ответ, как будут котироваться и легально утверждаться, действовать дипломы российских вузов вне Болонской декларации и как можно урегулировать данные нюансы.

Трудности с организацией обучения россиян в иностранных вузах (как в рамках общего приема. Так и программ по обмен) возникли в 2022 году. Власти рекомендуют абитуриентам-резидентам выбирать отечественные университеты и варианты обучения при них.

Многие программы академической мобильности были заморожены, свернуты, а российские студенты за рубежом в лучшем случае лишились финансирования и стипендий.

В данном случае выход один: вернуться на родину и продолжить освоение профессии на базе отечественного университета, поступать внутри страны, принимать участие в национальных программах академической мобильности.

Вопрос №5. Какие новшества ожидают абитуриентов в 2023 году на фоне отмены действия Болонской декларации в России?

На данный момент предполагается, что правила приема абитуриентов в российских университетах останутся прежними, в рамках последней редакции:

  • Основной набор будет проводиться в рамках одной ( и при этом единственной) волны в строго утвержденный период;
  • Отбор поступающих производится по традиционных основаниям – общий, льготный, целевой, в рамках каждого из которых нужно предоставить соответствующий и полный пакет документов;
  • Способ подачи документов в вуз поступающий выберет самостоятельно: лично в руки члену приемной комиссии, через курьера или службу «Почта России», дистанционно (через официальный сайт вуза, сервис Госуслуги и пр.);

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузахОсобенности приемной кампании в вузах России

  • Если у абитуриента при себе имеется несколько актуальных результатов ЕГЭ в рамках одной и той же дисциплины, то приемная комиссия будет учитывать наивысший результат (то есть уклон в пользу абитуриента);
  • Зачисление в вуз производится в рамках конкурсного отбора, притом конкурс реализуется в укрупненном формате – по факультету, а не по специальности;
  • Дистанционный формат подачи документов будет облегчать участь студентов, та к как часть документов будет сохранена в их профиле автоматически. Речь идет об аттестате о среднем полном образовании, результатах ЕГЭ. Более того, даже портфолио станет возможным готовить в цифровом формате (об этом мы писали ранее).

Таким образом, резких и колоссальных новшеств в части приема поступающих в российские университеты на фоне отмены Болонской декларации не предвидится. Отбор претендентов на действующие ваканты будет проходить в рамках устоявшихся правил с небольшими поправками (на основе текущих обстоятельств, фактов и пр.).

Вопрос №6. Изменится ли перечень основных документов, необходимых для поступления в российский вуз?

Ответ на данный вопрос – нет. Изначально, как до вступления в силу в России Болонской декларации, так и после ее отмены, набор в отечественные университеты производился на основе конкретного перечня документов. Притом все они действовали внутри страны всегда, были легки в оформлении и получении, не требовали лишних трат и пр.

Отмена Болонского процесса на территории РФ не повлечет за собой никаких бюрократических перемен. Список обязательных документов и требований к поступающим останется прежним (это безоговорочный пункт):

  • Наличие документа, подтверждающего и удостоверяющего личность, гражданство абитуриента;
  • Наличие документа, подтверждающего наличие за плечами среднего полного образования или среднего профессионального образования;
  • Заявление абитуриента с просьбой о его приеме на определенный факультет/специальность;
  • Наличие результатов ЕГЭ в рамках утвержденной комбинации вступительных испытаний по укрупненному формату.

Дополнительный пакет документов, призванный повысить шансы на поступление в желаемый университет предоставляется сугубо по инициативе и желанию конкурсанта. Он включает в себя:

  • Документы, подтверждающие наличие льгот, целевое направление и пр.;
  • Портфолио и пр.

Таким образом, отмена действия Болонской декларации в ближайшие годы не повлечет за собой серьезных изменений в части отбора абитуриентов.

Вопрос №7. Изменится ли состав образовательных программ и качество подготовки дипломантов на фоне исключения российских вузов из Болонской системы?

Многие эксперты отмечают, что Болонская система в России не прижались основательно и обладала определенной индивидуальностью, не исключая специалитета и пр.

Более того, состав образовательных программ изначально учитывал требования отечественного рынка, работодателей, развития НТП и формировался сугубо в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ! Болонская система в данной части лишь разделила на этапы освоение специальности.

Но ее содержание от нее не зависело. Поэтому никаких колоссальных изменений в части структуры, содержания направлений подготовки, занятий не предвидится.

Во-первых, резкой отмены ЕГЭ, бакалавриата и магистратуры не намечается. Это значит, что профили продолжат жить, образовательные программы – аналогично.

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузахКлючевые характеристики программ высшего образования в РФ

Во-вторых, все направления подготовки периодически обновляются для соответствия реалиям, требования рынка труда.

Читайте также:  Увольнение по статье (ТК РФ): за что могут уволить, порядок оформления, последствия для сотрудника

Поэтому преобразования и перемены больше зависят от потребностей о конъюнктуры отечественного рынка, развития научного и технического прогресса, некоторых санитарно-эпидемиологических, политических, экономических факторов и пр.

Соответственно качество подготовки дипломированных специалистов не изменится и будет регулироваться, контролироваться внутри страны.

Таким образом, выход из Болонского процесса в целом не изменит или не привнесет резких и кардинально новых перемен в систему подготовки дипломированных кадров в рамках высшего образования.

В числе «пострадавших» могут оказаться лишь те, кто намеревался получать иностранное высшее образование пользоваться программами по международному обмену.

Но даже здесь сотрудничество с отдельными странами продолжается, есть достойные альтернативы.

Власти намерены учесть былой опыт и постараться сохранить положительные тенденции и традиции, усовершенствовать отечественную систему высшего образования, создать «воссоздать свое отечественное образование», но без резких реформ. Большинство экспертов, критиков и специалистов полагает, что все текущие уровни образования останутся и продолжат действовать, пополнятся новыми направлениями (специальностями), оптимизируется их состав и пр.

Россия не намерена в ближайшие годы полностью отказываться от ступенчатого формата становления специалистов и переходить на «традиционное специалитетское образование». Все касты и уровни успешно реализовывались ранее и реализуются до сих пор. У абитуриентов появится дополнительный выбор по профессиональному воспитанию, возможно на новых условиях. Но это уже совсем другая история…

Таким образом, высшее образование в России продолжит существовать на ступенчатой основе, в определенной градации. Абитуриентам рекомендуется следить за новостями в образовательной нише, следить за новшествами при университетах, а также готовиться в отборочной программе на основе официальной информации.

Вузы публикуют данные о предстоящем наборе ежегодно (в марте-апреле). Узнать все действующие предложения, правила приема, перечень вступительных испытаний можно в специальных документах и на официальном сайте учебного заведения.

Притом готовиться к поступлению необходимо тщательно: чем глубже знание предмета, тем выше шанс поступления в вуз.

Неважно, как изменится система отбора: ЕГЭ, устный или письменный экзамен при вузе, ДВИ. Главное – владение предметов на предельно высоком (для себя) уровне, грамотная мотивация и правильно намеченная цель.

Минобрнауки хочет поменять порядок поступления в вузы

Минобрнауки предложило поменять правила приема в вузы. Абитуриентам предполагается дать возможность выбора, по каким результатам их станут принимать.

Кроме обязательного ЕГЭ, можно будет сдать общеобразовательные вступительные экзамены в самом вузе (а для выпускников колледжей — «вступительное испытание на базе профетхобразования). И абитуриенту засчитают тот из его результатов, который выше.

В случае одобрения данного новшества, это правило может начать действовать уже в приемную кампанию 2022 года. Естественно, речь не идет об отмене ЕГЭ — сдавать его всем все равно будет нужно.

Ирина Абанкина, профессор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ:

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах© hse.ru

Ничего такого уж радикального в этом нет. И до сих пор часть университетов устраивала вступительные испытания в июне–июле для тех школьных выпускников прошлых лет, которые хотели улучшить свои результаты по ЕГЭ или просто кончали школу лет десять назад, когда ЕГЭ еще не было.

Будут ли теперь все вузы обязаны такие испытания организовывать? Пока это непонятно. Конкретные правила приема вузы устанавливают для себя сами. Но я не думаю, что новая альтернатива для выпускников «этого года» станет таким уж массовым явлением.

Все-таки очень большое преимущество ЕГЭ состоит как раз в том, что абитуриенты подают заявления сразу в несколько вузов и на несколько направлений. И трудно предположить, что найдется много желающих бегать по многим вузам и пересдавать вступительные. Важно это разве что для абитуриентов, преданных какому-то одному вузу.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах© Стоп-кадр видео

К тому, что абитуриенты могут выбрать тот балл, который выше по значению, мое отношение отрицательное. Тогда единый госэкзамен перестает быть единым.

Мне вообще не нравится размывание единого госэкзамена и возможность для вузов устраивать параллельные экзамены: не дополнительные, как, скажем по актерскому мастерству, а параллельные — по тем же предметам.

Это нас приводит к практике исключительности и будет нарушать равноправие граждан-выпускников.

В образовательной политике прежде всего надо обеспечить равный доступ. Равенство образовательных возможностей — в равном доступе. Поэтому, если введен ЕГЭ, он для всех должен быть инструментом поступления в вузы. У нас есть олимпиады — но они выявляют другие результаты и другие способности.

Если вы хотите их выявлять, то надо не экзамены по тем же предметам проводить, а собеседования, тестирования, испытания по другим направлениям. Например, выявлять креативное мышление или способность к альтернативным заданиям, или информационную компетентность, поиск информации, или коммуникативные качества.

Но это не экзамен по математике: его ребенок уже сдал в школе!

Дальше начинается специфика вуза — и мы знаем, к чему она приводит. Все закончится тем, что репетиторство начнет процветать по принципу: «Я беру уроки по математике у преподавателя этого вуза, и мне гарантировано поступление». Вот чем заканчиваются такие благие намерения.

Александр Асмолов, академик РАО, профессор кафедры психологи личности факультета психологии МГУ:

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах© Фото с сайта firo.ru

Я сам всячески поддерживаю ЕГЭ как одну из возможностей, но только одну из них. Всегда был сторонником формулы: единый, но не единственный! Как только вы оставляете только одно узкое окно входа в университеты и лишаете абитуриента возможности выбора, вы проигрываете. С ЕГЭ мы кидались из одной крайности в другую.

Если ваш ребенок все последние годы получал пятерки по русскому языку и литературе, но вдруг из-за стресса сорвался во время ЕГЭ, то у него будет низкий балл, и ему целый год ждать, чтобы пересдать. Если мы уменьшим риск этих драм, будет только лучше. Поэтому вскоре после учреждения ЕГЭ начались поиски более гибких форм приема.

Когда и более заинтересованные вузы, и заинтересованные родители, и заинтересованные дети расширили опору на те или иные оценки собственных академических достижений, чтобы продолжить свой путь в образовании и профессиональной жизни. Наряду с ЕГЭ появились такие моменты, как учет возможностей победы на всероссийских и некоторых других олимпиадах.

Тем самым опять окошко входа начало серьезно расширяться.

Но этого было мало. Когда мы делаем акцент на ЕГЭ как единственном, мы как бы «дискредитируем» все, что ребенок проходил в школе, отказываем ей в институте доверия. Гонясь за объективной и независимой оценкой, мы занимаемся тем, чем в образовании заниматься нельзя. А именно, кавалерийскими атаками. Рушим одно, не учитываем возможности другого.

Видимо, сейчас министерство Валерия Фалькова пытается найти целый ряд других способов, с помощью которых расширилось бы окно входа, как для абитуриентов, так и для вузов — а это взаимная дорога, и вузам тоже неплохо бы понимать, кого они берут. И появляется такая форма, которая уже во многих ведущих вузах присутствует.

Она прикрывается фиговым листком слов «собеседование» и т. д. Но это та процедура, с помощью которой вуз занимается оценкой того, в какой мере абитуриент — помимо ЕГЭ, который он, к тому же, неизвестно как получил — может претендовать на то, чтобы в данном вузе учиться.

Поэтому я считаю перспективными проекты, расширяющие возможности опоры на разные оценки академических достижений.

Говорят: «Ах! Появится коррупция, ректоры станут строить процесс через собеседование! Не там ищут. Ищут под фонарем. ЕГЭ никогда не был и не стал, как и любой академический способ диагностики знаний, инструментом борьбы с коррупцией. Хотя это часто ему приписывалось.

Это полная маниловщина: вы прекрасно знаете, что в некоторых регионах выпускники получают по сто баллов по ЕГЭ, хотя качество образования там оставляет желать лучшего.

А превращение сдачи ЕГЭ в казарму, когда просвечивают всеми приборами, лишь бы вы не глянули в мобильник или с кем-то не переговорили, не дай Бог выйти в туалет — это самое опасное для образования в России. Мы сильно озабочены созданием институтов слежения каждого за каждым.

В нашем обществе коррупция является, начиная со времен Салтыкова-Щедрина, уникальным механизмом повышения эффективности управления чиновничьим аппаратом. И ЕГЭ или экзамен в вузе не для борьбы с ней созданы.

Алексей Любжин, историк образования, директор департамента истории Университета Дмитрия Пожарского:

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах© Фото из личного личного архива Алексея Любжина

Я думаю, что решающим является сам факт, что более талантливый человек сдаст любую форму экзамена лучше, чем менее талантливый. Это неочевидно, этому можно препятствовать, но тенденция такая существует.

И вторая большая тенденция — то, что школа особо ни к чему не готовит, а качество подготовки в основном зависит от репетиторов. Оба эти фактора никак не связаны с формой экзаменов. Так что, мне кажется, добиться большого прогресса (или, наоборот, спровоцировать великую катастрофу) не получится никакими мерами.

Сначала может быть какая-то разница. Скажем, ЕГЭ изначально дал более точную картину успеваемости, чем традиционные школьные экзамены, которые отдавались уже совершенно на произвол местных школьных властей. В частности, выявилось, что четверть выпускников по математике должны бы иметь двойки. Школа бы этого никогда не показала.

Но потом к ЕГЭ приспособились, и он стал таким же кривым зеркалом, как и прежние школьные экзамены. Репетиторы быстро приспособятся к новой системе, а школа все равно будет давать чрезвычайно слабую подготовку, и на этом фоне любые меры будут иметь косметический характер. Чем меньше сейчас в этой сфере делается, тем лучше.

Читайте также:  Увольнение после декретного отпуска: особенности, порядок, выплаты

Разумная реформа школы в нынешней ситуации невозможна, а остальные, что только и могут быть неразумными, просто ускоряют ее разрушение.

Беседовал Леонид Смирнов

Государственных экзаменов в вузах в 2020 году не будет!

Минобрнаука рассказала о сдаче промежуточных и итоговых госэкзаменов в вузах

16 апреля 2020 г. Минобрнауки дало право решения о проведении государственных итоговых экзаменов в вузах на усмотрение самих вузов.

Данное решение вызвано сложной эпидемиологической обстановкой в стране и невозможностью, в абсолютном большинстве вузов, организовать качественные дистанционные экзамены.

В министерстве отметили, что именно в соответствии с требованиями установленными образовательным стандартом, вузы сами могут определять формы проведения итоговой аттестации.

«Таким образом, в случае если стандартом допускается проведение государственной итоговой аттестации в форме ВКР (выпускная квалификационная работа), образовательная организация самостоятельно принимает решение об отказе от государственного экзамена, при этом разрешение министерства не требуется» — заявили в Минпросвещения.

История вопроса

Ровно неделю назад Минобрнауки заявляло совсем обратное:

«Госэкзамены и защиты дипломов в российских вузах отменяться в 2020 году не будут. Мы исходим из того, что все экзамены, даже выпускные или квалификационные экзамены, защиту дипломов — абсолютное большинство можно организовать онлайн. Как поступление, так и сдачу» — заявил тогда глава Минобрнауки Валерий Фальков.

И вот неделю спустя последовало новое заявление, полностью опровергающее предыдущее. Но это заявление прозвучало так, что возникло еще больше вопросов у студентов — будут или нет экзамены конкретно в их вузах?

Ранее аналогичное по своей запутанности заявление сделало Минпросвещения в отношении досрочного завершения учебного года. Оно заявило, что теперь каждая школа вправе самостоятельно решать, когда отпускать детей на каникулы.

Что все эти, противоречащие одно-другому, заявления означают в реальности?

Объясняем:

В последнее время в наших образовательных министерствах стало универсальным и очень удобным решением «отдавать «этот» вопрос на рассмотрение регионам, школам, вузам и т.д.«

Боольшинство вопросов, требующих неотложных решений просто передаются «на усмотрение кого-то». Начиная с досрочного окончания учебного года, и заканчивая проведением школьных и вузовских экзаменов — все это будет отдаваться на усмотрение регионам, школам, вузам и т.д.

Неужели в министерствах, в этот самый ответственный период, полностью утратили контроль за ситуацией и, расписываясь в собственной беспомощности, отдают всю власть школам и вузам? (В этом случае Минобру, Минпросу, Минобрнадзору остается только закрыться и всем разойтись по домам).

Конечно нет. Никто просто так домой не уйдет.

Такой витиеватый язык донесения своих мыслей до населения был выбран специально, чтобы сохранить интригу до последнего момента и в переводе с чиновничьего на русский данное заявление означает следующее — государственных экзаменов в вузах разрешили не проводить. Их не будет! Не в дистанционной, ни в какой-либо еще форме!

Почему наши образовательные министерства выбрали именно такой стиль общения с населением — читайте в этой статье. 

***

Дополнительная информация

  • Онлайн подача документов и поступление в государственный вуз
  • Список государственных вузов, которые принимают документы для поступления онлайн 
  • Какие документы нужны для поступления?
  • Какие льготы есть при поступлении в вуз и для кого?
  • Правила приема в вузы в 2019/2020 учебном году (с изменениями и дополнениями)
  • 10 важных изменений в системе образования в 2020 году.

Минобрнауки обновило правила приёма в вузы

В Порядок приёма на обучение по образовательным программам высшего образования (утверждён приказом от 21.08.20 №1076), который действует всего год, внесены изменения. Источник — приказ Минобрнауки от 13.09.21 №753, он был зарегистрирован в Минюсте 14.09.21.

Это те новшества, о которых стало известно летом (мы упоминали о них, рассказывая о проблемах приёмной кампании — 2021), но кое в чём их изменили по сравнению с изначально предполагавшимся вариантом.

Сразу скажем главное: вторую волну приёма, отказ от которой в этом году и стал причиной проблем с поступлением у многих абитуриентов, не вернули. Остаётся одна волна, как было и в этот раз.

Пункт 18 Порядка, который в первоначальном варианте этих поправок вызвал больше всего вопросов и волнений, в финальной версии изменился. Напомним, в обнародованном летом проекте было написано так:

«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».

Из-за того, что там через союз «или» перечислялись ЕГЭ и вступительные экзамены самого вуза, многие поняли этот пункт таким образом: якобы всем абитуриентам дадут варианты на выбор — поступить по результатам ЕГЭ или общеобразовательного вступительного экзамена, который проводит сам вуз. Чтобы можно было сдать, например, и ЕГЭ, и общеобразовательный экзамен в вузе, посмотреть, где выше получились баллы, — и предъявить на конкурс наиболее выгодные результаты.

Однако в Минобрнауки значение этого пункта объяснили для «Российской газеты» по-другому: если у поступающего есть результаты сразу нескольких ЕГЭ по одним и тем же предметам, но за разные годы (напомним, результаты действительны четыре года, поэтому можно сдавать его каждый год и иметь набор разных итогов), то, согласно этому пункту, не сам абитуриент выбирает, какой результат предъявить, а вуз автоматически учитывает для него наивысший по баллам результат.

В финальном варианте Порядка пункт 18 сформулирован так, что из него следует именно такое толкование:

«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов, в соответствии с установленными на основании пунктов 15 — 17.1 Порядка перечнем и формой вступительных испытаний».

Для поступающих на базе среднего общего образования (после 11-го класса) возможность зачесть вместо ЕГЭ (то есть не дополнительно к нему, а вместо него) вступительный экзамен в вузе, как и раньше, не предусмотрена.

Для них баллы за вступительные в вузе по-прежнему могут быть лишь дополнительными к баллам ЕГЭ (как обычно — в отдельных университетах, которым предоставлено право проводить такие допэкзамены, например в МГУ имени М. В.

Ломоносова).

А вот возможность учесть либо ЕГЭ, либо вступительные испытания, проводимые самим вузом (в зависимости от того, где баллы выше), касается лишь тех, кто поступает не сразу после школы, а с дипломом о среднем специальном образовании (СПО). Ведь ничто не мешает им и сдать ЕГЭ, и пройти испытания в университете.

К тому же у них может быть действительный результат ЕГЭ, который они сдавали ещё до поступления в колледж, если эти ребята пошли туда после 11-го класса. Как раз у таких абитуриентов могут быть одновременно результаты ЕГЭ и экзамена в вузе по одному и тому же предмету, но с разными баллами.

Однако, если из предложенной летом формулировки пункта 18 Порядка следовало, что в таком случае для поступления нужно зачесть наивысший результат либо ЕГЭ, либо вступительного в вузе, то из финальной формулировки это напрямую не следует. Вероятно, на этот счёт понадобятся отдельные разъяснения Минобрнауки.

Кстати, в порядке приёма выпускников на базе профессионального образования кое-что поменялось. Об этом ниже.

Для абитуриентов на базе профессионального образования вуз может проводить несколько различных по содержанию вариантов вступительного испытания.

При этом вступительные испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования (СПО) устанавливаются в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ СПО, родственных программам бакалавриата или специалитета, на которые ведётся приём. Родственность образовательных программ определяет вуз. Что касается экзамена по русскому языку, то проводить ли его с учётом профиля СПО или без учёта, каждый университет решает самостоятельно.

Как и раньше, вуз может установить, что формой вступительного испытания на базе СПО является ЕГЭ, и не проводить свои вступительные экзамены.

В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:

«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».

В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.

Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.

Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки.

Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет.

Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.

Напомним, многопрофильный конкурс проводится:

  • по нескольким специальностям либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы;
  • по нескольким однопрофильным образовательным программам различных специальностей либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы.

Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования.

Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году.

Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.

Кроме прочего, поправки затронули процедуру приёма. Их несколько, мы назовём самые важные.

Продлены сроки основного этапа зачисления — теперь он будет длиться с 3 по 9 августа.

Дистанционная подача документов в электронной форме сохраняется наряду с очной и почтовой, причём вуз обязан предоставить абитуриентам возможность подавать документы всеми тремя способами (но конкретно через суперсервис — только в случае его использования).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *