Новые правила прохождения технического осмотра автомобилей были утверждены президентом Владимиром Путиным еще осенью 2019 года.
Операторов обязали фотографировать процедуру, сотрудникам ГИБДД разрешили аннулировать диагностические карты, а владельцам автомобилей позволили приезжать на сервис реже, но ввели штраф за езду без техосмотра.
Все эти нововведения должны были заработать в июне-июле 2020 года, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы.
Минувшей весной из-за режима самоизоляции и закрытия сервисных центров многие автомобилисты остались без техосмотра, сервисные центры во многих регионах закрыты до сих пор. Власти быстро нашли решение — водителям временно разрешили оформлять полиса ОСАГО без диагностических карт. А все новые правила прохождения техосмотра перенесли на весну 2021 года.
Как пройти техосмотр сейчас
Весь текущий год и до марта следующего года правила прохождения техосмотра и получения диагностических карт останутся прежними. Из-за пандемии власти решили не менять ничего в работе сервисов в этом году. С открытием сервисных центров автомобилисты смогут спокойно пройти процедуру в своем регионе и получить все необходимые документы.
Действующие правила предусматривают прохождение техосмотра раз в два года для автомобилей от трех до семи лет. Машины старше семи лет должны проходить техосмотр каждый год. Автомобили младше трех лет полностью освобождены от обязательного технического осмотра. Пока остается прежней процедура техосмотра и для автомобилей такси — обязательное посещение пункта ТО раз в полгода.
Что изменится и когда
С 1 марта 2021 года заработают новые правила прохождения техосмотра. От прохождения ТО полностью освободят автомобили младше четырех лет.
Машины в возрасте от четырех до десяти лет будут обязаны приезжать на обязательный техосмотр раз в два года. А каждый год эту процедуру обяжут проходить автомобили старше десяти лет.
Эти же правила будут распространяться на мотоциклы, грузовики грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы и полуприцепы.
Комсомольская правда / PhotoXPress.ru
Ежегодно на техосмотре будут также проверять автобусы, грузовики грузоподъемностью более 3,5 т, учебные автомобили возрастом младше пяти лет.
Если возраст вышеперечисленного транспорта больше пяти лет — техосмотр полагается каждые полгода. Также раз в полгода проходить ТО будут автомобили такси старше пяти лет.
А более новые машины такси станут приезжать в сервис на техосмотр реже, один раз в год.
Как будут следить за прохождением техосмотра
Вместе с изменениями по прохождению техосмотра весной 2021 года в силу вступят новые правила обязательной фотофиксации автомобилей при заезде и выезде из сервиса. Кроме фотографий будут фиксироваться и координаты автомобиля, чтобы точно определить, в том ли сервисе и в то ли время сделаны снимки прохождения ТО.
Согласно нормативным документам, на таких изображениях должна хорошо быть видна передняя часть машины с маркой, цветом и регистрационным знаком. Ранее предлагалось также проводить съемку VIN-номера автомобиля, но этот пункт позже был исключен как трудновыполнимый.
В фотоматериалах будут также указаны координаты автомобиля в момент съемки. Они должны совпадать с координатами пункта техосмотра из реестра операторов ТО.
Координаты машины будут определяться с помощью спутниковой навигации с точностью определения не дальше 15 метров. Таким образом, проверяющая сторона сможет удостовериться, что машина действительно была на техосмотре в указанном сервисе.
Все фотографии должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Такая мера должна защитить снимки от подделки.
Виталий Белоусов / ИТАР-ТАСС
Как накажут за отсутствие техосмотра
Министерство транспорта уверяет, что новые правила не повлияют на стоимость прохождения техосмотра, но зато искоренят незаконные схемы и заочное прохождение ТО.
Наказывать тех, кто покупает диагностические карты в интернете или вовсе ездит без техосмотра, будут штрафами. Изначально предполагалось, что штрафовать водителей и пункты техосмотра начнут с 26 июля 2020 года.
Но срок вступления в силу новых штрафов тоже перенесли из-за пандемии и отсрочки новых правил техосмотра.
Теперь штрафы за техосмотр вступят в силу только с 1 марта 2022 года. Нарушения планируют фиксировать с помощью дорожных камер, сверяя регистрационный номер автомобиля с базой техосмотра. Штраф за езду без техосмотра будет приходить не чаще одного раза в сутки и составит для водителей 2 тыс. рублей.
Предусмотрены также штрафы для операторов технических станций и сотрудников страховых компаний, их будут штрафовать за выдачу диагностической карты без реальной проверки автомобиля. Сумма штрафа составит от 5 тыс. до 300 тыс. руб. в зависимости от того, кого признают виновным — конкретного сотрудника, должностное лицо или юридическую организацию.
Список операторов техосмотра начнут формировать зимой. Технические станции смогут подать заявление на аккредитацию по новым требованиям с 15 января 2021 года.
В качестве преимущества им обещано право более позднего прохождения процедуры соответствия требованиям. Подтверждать соответствие операторы должны будут раз в два года, а проверять их будут МВД и Российский союз автостраховщиков.
Минэкономразвития также готовит пакет мер поддержки для добросовестных операторов ТО.
Елена Пальм / ИТАР-ТАСС
Кто будет аннулировать диагностические карты
Из-за пандемии получение диагностических карт в России с весны было затруднительно, а где-то даже приостановлено.
Поэтому страховым компаниям разрешили выдавать полиса ОСАГО без техосмотра, однако эта мера временная: как только технические станции в регионе заработают, у автомобилистов есть месяц на прохождение ТО и предоставление документов в страховую.
Это должно произойти не позднее 30 сентября 2020 года. В противном случае водителя ждут трудности с получением и взыскания страховых выплат в случае ДТП.
Одновременно с новыми правилами техосмотра, которые вступят в силу весной 2021 года, у инспекторов ГИБДД появится право аннулировать диагностические карты.
Если автомобиль не проходил диагностику либо прошел ее с нарушениями, сотрудники ГИБДД должны будут информировать страховую компанию об аннулировании такой карты.
После этого автоинспекторы должны будут привлечь к ответственности оператора ТО, который выдал карту без проверки исправности автомобиля.
Изменения ПДД
Подробности Категория: ПДД Опубликовано 05.08.2020
В 2020 году произошёл целый ряд новых изменений в процедуре техосмотра. Обзор актуальных поправок – в материале портала Avtospravochnaya.com.
Сегодня мы расскажем о поправках, которые внесены в техосмотр в течение 2020 года. Также упомянем те изменения, которые перенесены на 2021-2022 годы (их перенесли из-за коронавируса).
Изменение сроков прохождения техосмотра
С 1 апреля 2020 года в России изменилась периодичность прохождения техосмотра автомобилей. Изменения внесены Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, до поправок в России законодательно были установлены следующие сроки прохождения техосмотра легковых автомобилей:
- первый техосмотр – через 3 года после покупки нового автомобиля;
- второй техосмотр – еще через 2 года;
- третий техосмотр – еще через 2 года;
- четвертый и последующие техосмотры – ежегодно.
Согласно последним поправкам, с 1 апреля 2020 года сроки прохождения техосмотра увеличены:
- первый техосмотр – через 4 года после покупки нового автомобиля;
- второй техосмотр – еще через 2 года;
- третий техосмотр – еще через 2 года;
- четвертый техосмотр – еще через 2 года;
- пятый и последующие техосмотры — ежегодно.
- Таким образом, срок прохождения первого техосмотра для новых автомобилей увеличился с 3 до 4 лет.
- Автомобили возрастом от 4 до 10 лет теперь проходят техосмотр раз в 2 года (ранее это правило распространялось на автомобили возрастом от 3 до 7 лет).
- Изменились правила и для других видов транспорта.
- Так, автомобили такси младше 5 лет проходят техосмотр ежегодно, старше 5 лет — раз в 6 месяцев (до 1 апреля все автомобили такси проходили техосмотр раз в 6 месяцев, независимо от их возраста).
Автобусы, грузовики полной массой более 3,5 т., грузовики, оборудованные для перевозки пассажиров, учебные автомобили младше 5 лет обязаны проходить техосмотр ежегодно.
Эти же транспортные средства старше 5 лет, а также специальные транспортные средства и прицепы для перевозки опасных грузов любого возраста проходят техосмотр раз в 6 месяцев.
Оформление ОСАГО без техосмотра
После начала эпидемии коронавируса в регионах был введён режим самоизоляции — гражданам пришлось минимизировать свои контакты и выходы из дома.
Что касается полисов ОСАГО, то самоизоляция не сильно ухудшила ситуацию — полис давно можно купить у любого страховщика в виде электронного документа — достаточно зайти на сайт страховой компании.
Да вот вот в чём беда — купить полис ОСАГО можно онлайн, но диагностическую карту в режиме онлайн оформить не получится. Соответственно, для оформления даже онлайн полиса ОСАГО водителям пришлось бы нарушать самоизоляцию и ехать проходить техосмотр.
В связи с этой проблемой было решено временно разрешить оформлять ОСАГО без предъявления диагностической карты техосмотра. Поправка о временной отмене диагностических карт при покупке ОСАГО была внесена в законопроект о реформе ОСАГО.
Согласно тексту документа, поправка будет работать «задним числом» — закон утверждён 25 мая 2020 года (Федеральный закон 161-ФЗ), но диагностическая карта не требуется для полисов ОСАГО, оформленных с 1 марта по 30 сентября 2020 года включительно. При этом, по решению Правительства указанные сроки могут быть дополнительно продлены, но не более чем на 90 дней.
Также в документе прописано, что автовладелец должен предоставить страховой компании диагностическую карту или свидетельство о прохождении техосмотра в течение одного месяца после того, как в его регионе будут отменены ограничения, введённые из-за распространения коронавируса.
Если же после истечения месяца автовладелец не предоставит в страховую компанию действующую диагностическую карту и попадёт в ДТП по своей вине, то страховая компания получит право регрессных требований. Иными словами, ущерб, выплаченный страховщиком пострадавшей стороне по договору ОСАГО, будет перевыставлен автовладельцу, вовремя не предоставившему диагностическую карту.
Продление техосмотра тракторов и самоходных машин
6 мая 2020 года вступило в силу Постановление Правительства от 26 апреля 2020 года N 594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу управления самоходными машинами».
Этим документом на 6 месяцев продлены сроки действия свидетельств о прохождении техосмотра самоходных машин, зарегистрированных в технадзоре, срок действия которых истекает в период с 1 апреля по 31 августа 2020 года.
Уголовное наказание за нелегальный техосмотр
- С 27 июля 2020 года нелегальный техосмотр стал частью статьи 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного Кодекса РФ:
- «Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны…».
- Теперь за нелегальный техосмотр грозит серьёзное наказание:
- штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет;
- обязательные работы на срок до 480 часов;
- арест на срок до 6 месяцев.
Если же будет доказано, что нарушение организовано группой лиц или привело к получению дохода в особо крупном размере, наказание будет ещё жёстче:
- штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
- принудительные работы на срок до 5 лет;
- лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.
Поправки в техосмотр с 4 августа 2020 года
С 4 августа 2020 года вступил в силу ряд изменений в правила техосмотра. Указанные изменения в правила техосмотра внесены постановлением Правительства РФ от 16 июля 2020 года № 1054. Согласно этому документу, с 4 августа 2020 года вносятся следующие изменения в техосмотр:
- в новой редакции изложена форма диагностической карты транспортного средства;
- уточнены требования, предъявляемые при техосмотре транспортных средств отдельных категорий в части устройств освещения, ремней безопасности, изменений конструкции и оснащения тахографом.
Новая редакция диагностической карты
В диагностических картах нового образца появились новые поля. Так, в верхней части бланка появилось место для указания не только стационарного пункта ТО, но и передвижной диагностической линии. Кроме того, появилась возможность внесения информации не только об обычном ПТС, но и об электронном ПТС (ЭПТС).
А в нижней части бланка предусмотрено место для отметки об установленном на автомобиль газобалонном оборудовании (ГБО), если оно есть на проверяемом автомобиле.
Новые требования к техосмотру автомобиля
Ремни безопасности
Согласно поправкам, уточнены требования к установленным на автомобиле ремням безопасности и их количеству. К примеру, ранее в правилах техосмотра было просто указано, что на автомобиле должны быть установлены ремни безопасности, но не было сказано про те машины, на которых ремни не были предусмотрены конструкцией (к примеру, старые модели или ретро-автомобили).
Согласно новым правилам, на ремни безопасности должны распространяться требования, действовавшие на момент выпуска автомобиля.
Иными словами, если на момент выпуска автомобиля завод-изготовитель не устанавливал на него ремни безопасности (или ставил, к примеру, только спереди), то отсутствие ремней или их несоответствие количеству пассажиров не может стать причиной отказа в прохождении техосмотра.
Техосмотр с изменениями в конструкции ТС
Ранее было строго запрещено вносить изменения в конструкцию транспортного средства — с «тюнингом» пройти техосмотр было нереально. Согласно поправкам, если на установленное доп. оборудование (лебёдка, фаркоп, ГБО и т.д.) имеется официальное разрешение ГИБДД и заключение о безопасности конструкции, выданное аккредитованной лабораторией, то такой автомобиль сможет пройти техосмотр.
Техосмотр автомобилей с изменённой оптикой
Ранее диагностическая карта не выдавалась на автомобили, на которых была установлена оптика, отличная от заводской или с изменённым местоположением на автомобиле.
Сейчас, согласно поправкам, пройти техосмотр на таком автомобиле можно, но только если есть подтверждение, что изменения в оптике соответствуют требованиям безопасности Технического Регламента «О безопасности колёсных транспортных средств».
Техосмотр автомобилей с тахографом
Согласно поправкам, уточнено, каким образом должен проверяться тахограф на транспортных средствах, на которые он должен быть установлен по закону. Тахограф должен соответствовать следующим требованиям:
- иметь настройку, проведенную не позднее 3 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр;
- выводить на печать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер, при их наличии), номере активизированного в составе этого тахографа программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени;
- сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, должны содержаться в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
- тахограф должен быть проверен, в том числе откалиброван, в соответствии с требованиями ЕСТР, не позднее 2 лет до дня предоставления транспортного средства на очередной технический осмотр;
- тахограф должен иметь знак официального утверждения типа.
- на транспортном средстве либо на самом тахографе должна быть размещена установочная табличка с информацией о характеристическом коэффициенте транспортного средства и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и дате их измерения.
Поправки в техосмотр с 2021-2022 года
Ряд поправок в техосмотр с 2020 года перенесены на 1 марта 2021 года:
- ГИБДД сможет аннулировать диагностические карты;
- ГИБДД вернут контроль за техосмотром автобусов;
- вводится фотофиксация процесса техосмотра;
- страховые компании получат право регресса в случае отсутствия у виновника ДТП действующей диагностической карты техосмотра;
- диагностическая карта будет оформляться в электронном виде.
Кроме того, на 1 марта 2022 года перенесли введение штрафа в размере 2000 рублей для водителей за езду без техосмотра. Предполагается, что штрафовать таким образом смогут 1 раз в сутки, а к контролю за наличием техосмотра планируется привлечь камеры ГИБДД.
life.ru
Увеличение сроков между техосмотрами с 1 апреля 2020 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Этот документ предполагает внесение дополнений во множество различных федеральных законов. Однако для водителей в данном случае интересными окажутся изменения, связанные с изменением сроков проведения технического осмотра.
Информация о законе
01.04.2020 Федеральный закон № 98-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Он вступил в силу со дня официального опубликования — с 1 апреля 2020 года.
Изменение сроков проведения техосмотра
Первое важное изменение внесено в статью 15 закона «О техническом осмотре транспортных средств»:
- 1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
- 1) каждые шесть месяцев в отношении следующих транспортных средств:
- а) легковые такси;
- б) автобусы;
- в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
- г) специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов;
- 2) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год выпуска) (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):
- а) легковые автомобили;
- б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
- в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
- г) мототранспортные средства;
- 3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей части):
- а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
- б) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- в) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;
- 4) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):
- а) легковые автомобили;
- б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
- в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
- г) мототранспортные средства.
- 2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи):
- 1) легковые автомобили;
- 2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
- 3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
- 4) мототранспортные средства.
- 1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
- 1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год выпуска):
- а) легковые автомобили;
- б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
- в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
- г) мототранспортные средства;
- 2) каждые двенадцать месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей части, с года выпуска в обращение которых прошло более чем десять лет;
- 3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло не более чем пять лет:
- а) легковые такси;
- б) автобусы;
- в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
- г) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
- д) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- е) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;
- 4) каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 3 настоящей части, с года выпуска в обращение которых прошло более чем пять лет;
- 5) каждые шесть месяцев в отношении специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов.
- 2. Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи):
- 1) легковые автомобили;
- 2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
- 3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
- 4) мототранспортные средства.
Рассмотрим новые сроки прохождения технического осмотра, которые применяются начиная с 1 апреля 2020 года.
Легковые автомобили, грузовики категории В, мотоциклы
Внимание! C 30 декабря 2021 года личные легковые автомобили категории B и мотоциклы освобождены от прохождения регулярного технического осмотра. Для остальных транспортных средств приведенная ниже информация остается актуальной.
Примечание. Рассмотренные ниже правила действуют для легковых автомобилей, грузовиков категории B (до 3,5 тонн), мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов.
Возраст авто | Год выпуска | Периодичность по старым правилам | Периодичность по новым правилам |
2021 | — | — | |
1 | 2020 | — | — |
2 | 2019 | — | — |
3 | 2018 | + (на 2 года) | — |
4 | 2017 | + (на 2 года) | + (на 2 года) |
5 | 2016 | + (на 2 года) | + (на 2 года) |
6 | 2015 | + (на 1 год) | + (на 2 года) |
7 | 2014 | + (на 1 год) | + (на 2 года) |
8 | 2013 | + (на 1 год) | + (на 2 года) |
9 | 2012 | + (на 1 год) | + (на 2 года) |
10 | 2011 | + (на 1 год) | + (на 1 год) |
То есть по новым правилам грузовой автомобиль категории B должен проходить технические осмотры в 4, 6, 8, 10 годы и далее ежегодно.
Однако на практике ситуация несколько отличается от теоретической, т.к. автовладельцы проходили предшествующие техосмотры в разные годы. Поэтому рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Андрей владеет автомобилем, выпущенным в 2017 году. Срок действия ОСАГО заканчивается в сентябре 2020 года.
По старым правилам Андрею перед покупкой ОСАГО нужно было пройти технический осмотр.
По новым правилам техосмотр в третий год не требуется, то есть его нужно будет пройти только в 2021 году.
Пример 2. Борис владеет автомобилем, выпущенным в 2016 году. В 2019 году автомобиль прошел технический осмотр и диагностическая карта была выдана на 2 года.
В этом случае следующий техосмотр автомобилю потребуется в 2021 году. Причем и по старым, и по новым правилам.
Пример 3. Владимир владеет автомобилем, выпущенным в 2015 году. Автомобиль прошел техосмотр в 2018 году, диагностическая карта была выдана на 2 года.
В этом случае следующий техосмотр нужно пройти в этом (2020) году. Новая диагностическая карта будет выдана на 2 года. И по старым, и по новым правилам.
Пример 4. Григорий владеет автомобилем, выпущенным в 2014 году. Предшествующая диагностическая карта действует до 2020 года.
То есть техосмотр требуется пройти в 2020 году.
Однако по старым правилам диагностическая карта выдалась на 1 год, а по новым она будет выдана на два.
Таким образом, правила прохождения техосмотра можно сформулировать в следующем виде:
- Если у машины нет диагностической карты, то техосмотр проходится на четвертый год.
- Если диагностическая карта есть, то техосмотр проходится непосредственно перед окончаниям ее действия.
При этом, если машина младше 10 лет, то новая диагностическая карта выдается на 2 года, а если старше, то на 1 год.
Такси, автобусы, грузовики для перевозки пассажиров
Примечание. Рассмотренные ниже правила действуют для легковых такси, автобусов, грузовиков, оборудованных для перевозок более 8 пассажиров, автомобилей со спецсигналами (мигалками).
Возраст авто | Год выпуска | Периодичность по старым правилам | Периодичность по новым правилам |
0 — 5 | 2016 — 2020 | 1 раз в 6 месяцев | 1 раз в 12 месяцев |
более 5 | 2015 и ранее | 1 раз в 6 месяцев | 1 раз в 6 месяцев |
В целом правила прохождения техосмотра для этой группы транспортных средств выглядят так:
- Если действующей диагностической карты нет, то техосмотр нужно пройти немедленно.
- Если диагностическая карта есть, то нужно пройти техосмотр непосредственно перед окончанием ее срока.
При этом по новым правилам диагностическая карта будет выдана на 12 месяцев, если машина младше 5 лет, и на 6 месяцев во всех остальных случаях.
Грузовики категории С и учебные автомобили
Для грузовиков категории С (тяжелее 3,5 тонн) и автомобилей, предназначенных для обучения вождению, сроки проведения техосмотра подверглись следующим изменениям:
Возраст авто | Год выпуска | Периодичность по старым правилам | Периодичность по новым правилам |
0 — 5 | 2016 — 2020 | 1 раз в 12 месяцев | 1 раз в 12 месяцев |
более 5 | 2015 и ранее | 1 раз в 12 месяцев | 1 раз в 6 месяцев |
То есть грузовикам и учебным автомобилям, возраст которых превышает 5 лет, техосмотр нужно проходить в 2 раза чаще (один раз в 6 месяцев). При этом следующий техосмотр нужно пройти до окончания имеющейся диагностической карты.
Например, если грузовик категории С, выпущенный в 2001 году, прошел техосмотр в январе 2020 года, то следующий техосмотр нужно пройти в январе 2021 года. При этом в следующий раз диагностическая карта будет выдана на 6 месяцев.
Автомобили для перевозки опасных грузов
Для автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов, сроки проведения техосмотра не изменились. Техосмотр нужно проходить 1 раз в 6 месяцев.
Перенос реформы техосмотра на 2021 год
Кроме изменения сроков проведения технического осмотра, федеральный закон содержит и еще одно важное нововведение. Речь идет о том, что изменения законодательства, которые должны были начать действовать с 8 июня 2020 года, переносятся на 1 марта 2021 года.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2021 года.
Напомню, что нововведения, которые должны вступить в силу 1 марта 2021 года, подробно рассмотрены в двух статьях на ПДД Мастер:
Электронные диагностические карты технического осмотра
Фотофиксация на техосмотре
Кроме того, на 2021 год переносятся и требования о повторной аккредитации операторов технического осмотра. Ее можно будет пройти не ранее 15 января 2021 года.
В заключение хочу отметить, что вступление в силу рассмотренного выше закона привело к тому, что сроки прохождения техосмотра для некоторых транспортных средств увеличились, то есть техосмотр нужно проходить реже.
Кроме того, предлагаю Вам самостоятельно изучить полный текст обновленного закона «О техосмотре»:
ФЗ «О техническом осмотре ТС»
Удачи на дорогах!
Техосмотр отменили не для всех. В каких случаях он потребуется вашему авто?
Вашему личному автомобилю больше не нужен техосмотр, в том числе и для покупки ОСАГО. Или все-таки нужен? Давайте посмотрим, в каких ситуациях диагностическая карта все же потребуется.
Изменения в законы о техосмотре и о госрегистрации автомобилей вступили в силу с 30 декабря 2021 года.
Они избавили более 50 млн автовладельцев от обязанности проходить техосмотр, исключив из перечня автомашин, для которых он обязательно нужен, машины и мотоциклы физлиц, которые они используют исключительно в личных целях.
Например, для поездки на дачу, работу, в магазин или в путешествие. Во втором документе прописали, когда их владельцам придется провести своему транспорту обязательный ТО.
Когда ТО обязателен
В отличие от личного транспорта, для такси, служебных машин, автобусов и грузовиков техосмотр остался обязательным. Для личных легковушек, мотоциклов и других машин проведение ТО обязательно потребуется в трех случаях:
- если автомобиль используется в служебных целях, для перевозки пассажиров или он зарегистрирован в такси;
- если собираетесь поставить машину или мотоцикл на учет или у транспорта изменился владелец;
- если в машину внесли конструктивные изменения.
Как объяснили в ГИБДД, периодичность техосмотра будет зависеть от года выпуска автомобиля и от целей эксплуатации.
Например, если использовать в служебных целях личный транспорт старше десяти лет, техосмотр его нужно проходить ежегодно.
Если он используется в качестве такси или для перевозки пассажиров, например, на экскурсионных маршрутах, то возрастной ценз снижается — машины до пяти лет нужно отправлять на ТО ежегодно, а старше пяти лет — раз в полгода.
Если купили б/у автомобиль и нужно его перерегистрировать в ГИБДД, с техосмотром стоит поторопиться. На регистрацию по закону отводится десять дней с даты покупки машины, чтобы не платить штраф в размере 1 500—2 000 рублей за нарушение правил регистрации.
Вышеупомянутые изменения в законодательство предусматривают, что если авто старше четырех лет (учитывая год изготовления), то к традиционному пакету документов (паспорт собственника, заявление, договор купли-продажи, полис ОСАГО, квитанция об оплате госпошлин) нужно добавить и диагностическую карту о прохождении техосмотра. Для машин до четырех лет этого требования нет.
Обязательно потребуется ТО для регистрации изменений в конструкции автомобиля в ГИБДД. Причем в этом случае возраст машины значения не имеет. Впрочем, при установке допоборудования и раньше автовладельцу требовалось получить заключение специалистов о безопасности внесенных изменений.
Требования относятся ко всем автомашинам физлиц, за исключением прицепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны (категории О1 и О2).
ТО для оформления страхового случая
Еще одна ситуация, когда вам может потребоваться диагностическая карта техосмотра, — это страховой случай. Конечно, никто не станет обязывать вас ее предоставить, ведь с середины прошлого года техосмотр не нужен для покупки полиса ОСАГО.
Но если страховой случай произошел по вашей вине и страховщики подозревают, что его причиной стала неисправность автомобиля, то диагностическая карта станет весомым аргументом в вашу пользу в споре со страховщиком.
По закону, если у виновника ДТП нет документа о прохождении техосмотра, страховщик, выплатив компенсацию пострадавшему, может предъявить к вам регрессивные требования, то есть потребовать вернуть деньги, потраченные на выплату второму участнику аварии.
После ДТП доказать, что авария случилась именно по вине неисправности вашей машины, будет непросто, особенно если она серьезно пострадала. А проводить техосмотр и вовсе абсурдно.
Если же у вас была действующая диагностическая карта, то она избавит вас от долгих и неприятных споров со страховщиком.
Тем более что техосмотр — это еще и уверенность, что ваша машина не причинит вред на дороге в первую очередь вам самим из-за неисправностей.
Что будет со штрафами
Если у вас личный автомобиль и нужды в проведении техосмотра нет, то и штрафы за отсутствие диагностической карты, которые планировалось ввести с марта 2022 года, вам не страшны.
Однако не стоит забывать, что принятые в конце 2021 года изменения ужесточают наказание за агрессивное и опасное вождение на дорогах. С 10 января 2022 года вступили в законную силу принятые Госдумой изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Первый дополнен статьей 264.
2 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами».
В ГИБДД разъяснили, что уголовная ответственность грозит автомобилистам, которых по Админкодексу уже лишали прав управления автомобилем за повторное превышение скорости или выезд на полосу встречного движения.
Причем уголовная ответственность наступит независимо от того, какое правонарушение на этот раз совершил «гонщик» — превышение скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу движения. Максимальное наказание в первом случае — лишение свободы сроком до двух лет, во втором — до трех лет.
Правда, зафиксировать нарушение должен обязательно сотрудник полиции. Фото и видеоматериалы с дорожных камер для применения статьи 264.2 УК РФ не подойдут.
Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru
Осаго станет делом техники
ГИБДД получит право аннулировать диагностические карты, если выяснится, что машина на пункт ТО не приезжала, следует из проекта постановления правительства. Сведения будут передаваться страховщикам.
Компании должны аннулировать полис, считают эксперты, но страховщики говорят, что пока этого сделать невозможно из-за особенностей законодательства.
МВД, по данным “Ъ”, также готовит новый общедоступный сервис, который позволит гражданам по VIN-номеру выяснить, где автомобиль проходил ТО и когда закончится диагностическая карта.
Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект изменений в правила прохождения техосмотра (утверждены постановлением правительства №1008).
Документ предусматривает возможность для «должностного лица» ГИБДД аннулировать диагностическую карту (выдается по итогам ТО) в случаях, если машина диагностику не проходила либо технический осмотр проходит с нарушением установленных правил.
Автоинспектор, следует из постановления, должен будет «информировать» страховую компанию об аннулировании, а также «решить вопрос» о привлечении к ответственности оператора ТО, совершившего подобное нарушение.
Разработанный Минтрансом документ вступит в силу 8 июня 2020 года вместе с новым законом о техосмотре (обновленная редакция 170-ФЗ).
Документ призвал провести реформу в области ТО, исключив возможность для граждан покупать диагностические карты без предоставления автомобилей (в Москве это стоит 1–1,2 тыс. руб.).
По оценкам Минэкономики и независимых экспертов, так поступают около 80% автовладельцев сегодня.
По новому закону процесс диагностики будет фиксироваться на фото — три снимка (перед, во время и в конце процедуры) будут передаваться для хранения в «облако» МВД.
27 июля заработают и поправки к КоАП: будет введен штраф 2 тыс. руб. за управление автомобилем без ТО (нарушение будет фиксироваться с помощью камер не чаще раза в сутки), введут наказание для операторов, торгующих диагностическими картами без фактических проверок автомобилей.
Действия страховщиков после получения информации об аннулировании карты в документе не описаны. По закону об ОСАГО компания не может расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке, пояснил “Ъ” заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.
«Единственное, что сможет сделать страховщик — обратиться в суд для прекращения договора,— говорит он.— Для таких случаев нужно вводить отдельную процедуру».
Страховые компании обязаны в таких случаях отзывать полис, уверен гендиректор союза операторов ТО «Техэксперт» Сергей Зайцев: «По закону об ОСАГО полис выдается только при наличии диагностической карты. Если нет карты, то нет и полиса».
Нужно вводить систему информирования автовладельцев об аннулировании карт, считает гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко: «Водитель будет ездить, ничего не зная, насобирает штрафов или попадет в ДТП и получит регрессный иск со стороны страховщика за управление автомобилем, не прошедшим ТО».
Правительство, судя по проекту постановления, намерено также серьезно усилить контроль за транспортными средствами, использующими газовое топливо.
По данным ГИБДД на начало 2019 года, из 60 млн зарегистрированных транспортных средств 1,42 млн используют природный газ в качестве топлива (из них 1,24 млн — сжиженный газ, 181 тыс.— компримированный). Еще 327 тыс. транспортных средств используют пропан-бутан.
В ходе ТО эксперт-техник обязан проверить газобаллонное оборудование на предмет «механических повреждений», а также сверить год выпуска баллона, серийный номер и дату освидетельствования. «Контроль за ГБО практически не осуществляется,— поясняют в Минтрансе.
— По экспертным оценкам, надлежащий контроль проходит не более 10% транспортных средств». «Особую обеспокоенность» у ведомства вызывает отсутствие контроля за баллонами для компримированного природного газа (метана) объемом менее 100 л.
Минтранс также ссылается на «постановленную правительством задачу» по развитию рынка природного газа как «популярного моторного топлива», что в свою очередь требует создания «механизма контроля за соблюдением требований безопасности».
Владимир Путин ранее неоднократно поручал правительству стимулировать переход транспорта на газомоторное топливо. В 2013 году правительство в рамках поручения президента планировало, что к 2020 году в городах-миллионниках 50% всего общественного транспорта и коммунальной техники будут использовать газ.
Между тем вчера в ряде СМИ со ссылкой на МВД появилась информация о планах ввести видеофиксацию техосмотра. На самом деле, по данным “Ъ”, таких планов у министерства нет.
Подобная идея действительно обсуждалась при подготовке реформы в 2018–2019 годах, но в итоге власти от нее отказались, поскольку нужны значительные мощности для хранения данных.
Вчера же в МВД заявили о планах разработать постановление правительства об эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО), также необходимой для запуска реформы ТО — в ней будут храниться цифровые диагностические карты. Содержательная часть документа пока неизвестна.
По данным “Ъ”, ведомство планирует создать сервис, который позволит гражданам (например, при покупке автомобиля) по VIN проверить срок действия диагностической карты, название оператора, проводившего диагностику машины, и, возможно, пробег автомобиля, зафиксированный на последней диагностике.
Иван Буранов