Продажа автомобиля считается не такой простой процедурой, как это могло показаться на первый взгляд. В текущем году были введены новые правила и условия проведения продажи автомобиля. Потому следует изучить порядок действий, прежде чем действовать.
Новые правила: как продать автомобиль правильно
Поскольку новые правила появились только недавно, понятное дело, что многие просто не имели возможности с ними ознакомиться. Чтобы не изучать огромный пласт информации, когда выполняется продажа авто, достаточно принять во внимание несколько важных правил:
- Договор купли-продажи нужен в трех экземплярах. Один у продавца, второй переходит покупателю, а третий остается у дорожного инспектора.
- Нужно изучить бумаги на автомобиль.
- Вписать требуемые сведения. Укажите информацию о человеке, который продает, покупает и об автомобиле.
- На документе купли-продажи автомобиля должна стоять подпись, как продавца, так и покупателя.
- Отдайте автомобиль, после чего получите деньги.
- Если возникнет такая необходимость, стоит составить налоговую декларацию.
Многие пункты уже действовали ранее, но все же стоит уточнить, как именно с ними следует работать в 2022 году. Также не забудьте проверить пробег авто. Иногда продавцы скручивают пробег, чтобы продать авто подороже. Несмотря на скрученный пробег, степень износа ТС остается высокой.
Подготавливаем договор купли-продажи автомобиля
Договор купли продажи автомобиля – главный документ рассматриваемой сделки. Продажа авто может проходить на основании ДКП. Эта процедура малозатратная и достаточно простая. Для заполнения бланка достаточно всего 10 минут.
К тому же сделка, проведенная по ДКП, считается безопасной – риски минимизируются. Но для перестраховки желательно распечатать акт приема-передачи. Благодаря акту в случае спора будет проще доказать факт передачи автомобиля.
Что касается составления договора, лучше доверить это дело профессионалам. Конечно, можно попытаться все сделать самостоятельно, вот только так шансы на ошибки в документе существенно возрастают. Например, часто в договоре могут быть пропущены важные пункты (с описанием пробега и т.п.). Если не хотите пользоваться услугами юристов, можно скачать актуальный бланк договора в интернете.
Нужно составить три экземпляра, по одному для каждой стороны (покупателя, продавца, ГИБДД). Когда договор есть только у одной из сторон, это может спровоцировать огромное количество неприятностей.
Проверяем документы на автомобиль
Прежде чем совершать сделку, нужно подготовить не только договор, но и собрать другие бумаги. На руках у продавца должны быть ОСАГО, СТС, ПТС. При необходимости можно подготовить доверенность от владельца транспорта.
Потеря ПТС может стать существенным препятствием, когда речь о продажеавтомобиля. В обязательном порядке нужно делать дубликат, но и он не дает гарантию, что сделку оформят должным образом.
Иногда ПТС есть, но в нем недостаточно места для новой записи. В таком случае документ следует обновить, пока не был заключен договоркупли-продажи. Рассматриваемая услуга платная, но если заказать её через Госуслуги, сможете сэкономить не только время, но и 30% от фактической стоимости.
Для наглядности рассмотрим полный список документов, что обязательно понадобятся, когда происходит продажа ТС.
- Обе стороны должны принести свои гражданские паспорта (оригиналы);
- Технический паспорт на автомобиль;
- ПТС;
- ОСАГО (действующий полис);
- Документ, что подтверждает факт постановки машины на учеты в ГИБДД.
Важно посмотреть состояние автомобиля, с каким пробегом его продают и т.п. Если показатели пробега больше заявленного, цена может не отвечать состоянию машины. Автомобили с высоким пробегом должны стоить дешевле.
Особенности оформления договора купли-продажи автомобиля
Оформить договор продажи автомобиля может либо сам владелец автомобиля, либо человек, на имя которого выписана доверенность, дающая ему рассматриваемое право. Он должен обратиться в ГИБДД, показать свой паспорт, паспорт транспортного средства, а также СТС. К тому же нужно правильно заполнить договор купли-продажи.
Увеличить картинку
Как и что прописывать
Договор составляется на специальном бланке, образец которого представлен выше. Его нужно полностью заполнить, используя для этого ручку синего цвета. Слова следует писать без сокращений, помарок и без ошибок. Графы, которые не можете заполнить, нужно перекрыть прочерком. Чтобы бланк был полностью заполненным.
В договоре обязательно следует прописать дату, когда произошла купля-продажа. Также в договоре можно указать, точный пробег на момент передачи автомобиля, чтобы обезопасить себя на случай возникновения споров.
Не помешает отразить в бланке технические особенности автомобиля на момент передачи. Тогда можно не переживать, если новый владелец попытается вытянуть у вас деньги за «несоответствие техничного состояния». В бланке все четко прописано, потому мало кто даже попытается сделать подобное.
Рассмотрим, что именно следует писать, в таблице:
Строка | Что записывается | Для примера |
Кто собственник (ФИО) | Имя покупателя | Иванов Иван Иванович |
Адрес | Где прописан/зарегистрирован покупатель | г. Москва, ул Юности, д.14, кв. 32 |
Дата когда произошла продажа | Точное число, месяц и год, когда авто перешло к покупателю | 19 декабря 2022 года |
Документ на право собственности | Указать, что это ДКП и предоставить информацию о нем | Договор продажи от 19 декабря 2022 года |
Подпись предыдущего владельца | Подпись физического лица или печать для юридических лиц | Петров |
Подпись настоящего владельца | Подпись физического лица или печать для юридических лиц | Иванов |
Куда обратиться, чтобы оформить ДКП
Купля продажа автомобиля довольно рискованная сделка для обеих сторон, если подойти к ней халатно. Чтобы снизить риски, лучше использовать услуги ГИБДД, оформляя автомобиль.
Особенно если он уже с пробегом. Также оформить сделку можно в МРЭО, заодно проверив, поставили ли автомобиль на учет уже за новым владельцем.
Если этого не сделать, есть риск возникновения неприятностей, как для старого, так и для нового хозяина.
Кто должен подписывать договор
Подписи должны поставить обе стороны на всех бланкахдоговора. Если где-то что-то пропустили, в ГИБДД зададут закономерный вопрос – как так получилось, и продажа может стать незаконной? Подпись на документе подтверждает его законную силу.
Продавец ставит свою роспись, когда подтверждает, что передал права на авто и получил деньги. А покупатель, что передал деньги и стал законным собственником ТС.
Если хотя бы один бланк не имеет подписи, суд вполне может признать недействительность сделки.
Как правильно получить деньги в рамках сделки
Продажаавтомобилей с пробегом обычно происходит из рук в руки, потому важно выяснить, как безопасно передать деньги. Обычно используется один из перечисленных ниже способов:
- Воспользовавшись услугами финансовых организаций;
- Электронный платеж (безналичный перевод денег);
- Расчет с глазу-на-глаз без участия посторонних.
Самый безопасный вариант для сделки, в рамках которой проходит купля-продажа – привлечь финансовые организации. Так деньги будут гарантировано переданы. Причем не обязательно привлекать банки, поскольку можно воспользоваться услугами кредитных бюро или риэлторской конторы. Но обычно подобные услуги нужно дополнительно оплачивать.
Продажа из рук в руки позволяет контролировать весь процесс, к тому же рассматриваемая процедура совершенно бесплатная. Но у продавца развязаны руки.
Он может заняться скручиванием пробега или другими запрещенными манипуляциями. Также деньги можно передать через платежные системы, дающие возможность безналичного расчета.
Но рассматриваемый вариант менее безопасный, нежели предыдущие, а перевод средств выполняется за достаточно существенный процент.
Что касается оформления передачи средств, то в договоре нужно прописать сумму, за которую передадут авто. Иногда продавец указывает относительно маленькую цену, которая отличается от суммы, что он фактически получит. Это делается, чтобы уменьшить налог. После получения денег, можно отдать покупателю ключи, ОСАГО и другие документы на автомобиль.
Налоговая декларация: как и когда она составляется
Заполняя бланк продажи автомобиля, следует помнить, что после продажи придется составлять декларацию о доходах. Но это нужно делать не всегда. Существуют следующие исключения:
- Автомобиль был в вашей собственности более трех лет;
- Машина стоила менее 250 тыс. рублей;
- Машину продали дешевле той суммы, в рамках которой проходила купля-продажа.
Составляя декларацию после продажи, в ней следует указать такие данные:
- Тип кузова;
- Марка и модель ТС;
- Госномер (перед тем как прошла продажа);
- ФИО продавца (человека который сейчас продает автомобиль);
- Год, когда автомобиль выпускался.
Заполнив декларацию, когда прошла продажа, документ нужно отправить в ИФНС. На это дается определенный отрезок времени – от 1 января по 30 апреля следующего года.
Передавая декларацию, приложите к ней ДКП, а также справку, полученную в дорожной инспекции. В этой справке должна быть информация о проданном автомобиле, и сколько получили от сделки. После подачи декларации, до 15.
07вам нужно оплатить сумму в ней. Если просрочить сроки, будут проблемы с налоговой.
Прежде чем платить налоги, не помешает проверить юридическую чистоту автомобиля, над которым проводилась купля-продажа. Проверка позволит не покупать автомобиль с висящим на нем долге, аресте или штрафе. Декларацию обычно заполняют профессиональные продавцы, для которых продажа авто – бизнес. Они регулярно покупают и перепродают автомобили, пользуясь ими менее трех лет.
Вопросы о ДКП
Практически всегда при продаже автомобиля у сторон возникает множество вопросов. Мы собрали самые часто задаваемые, и нашли на них ответы.
Где продавать машину – обратившись в автокомиссионку или через Интернет?
Если ищите самый безопасный вариант, продажа будет безопаснее на автокомиссионке. Поиском клиента занимаются сотрудники организации, а продавец принимает в деле минимальное участие.
Но работники автокомиссионки занимаются подобной работой за деньги, потому выгоднее продавать машину через интернет. Так получите полную сумму и не нужно ни с кем делиться. Хотя вопрос безопасности в сети остается открытым – там слишком много мошенников.
Они могут скручивать пробег, менять детали и т.п. Из-за скрученного пробега получите авто которое изношено гораздо больше заявленного.
Снятие автомобиля с учета перед продажей – необходимо ли это?
Продавец может не снимать автомобиль с учета перед его продажей. В 2022 году это должен делать покупатель, который становится на учет как новый собственник. Но продавец обязан выполнить рассматриваемую процедуру, если автомобиль будет вывозиться из России. Кроме того, так он не скрутит пробег и т.п
Нужен ли юрист при оформлении договора?
Юриста можно не привлекать, поскольку договор, по которому проходила купля-продажа, будет действительным без него. Но если обе стороны желают оформить документы с участием юриста, его можно нанять. Когда в договоре указано, что он будет иметь силу после подписания юристом, но подписи нет, только тогда такой документ потеряет свою юридическую силу.
Получить юридическую помощь по вопросам продажи автомобиля по новым правилам можно на нашем сайте.
Изменения в правилах покупки-продажи автомобилей и предложения по ОСАГО
Сразу несколько изменений для автомобилистов предложили законодатели в рамках новой сессии. Первые касаются возможностей для автолюбителей быстро продавать и покупать технические средства. Эти нормы уже установлены и ждут применения. И вторые изменения пока только внесены в качестве предложения. Российский союз автостраховщиков предложил увеличить сроки ремонта, остановить штрафы за невыполнение обязательств и разрешить использовать подержанные запчасти.
- Правительство РФ разработало систему, по которой возможно заключать договоры купли-продажи через сайт Госуслуги. Заключение сделки будет проводиться бесплатно, что положительно отразиться на гражданах, воспользовавшихся данной услугой. Оформление в установленной письменной форме также повлияет на законность сделки. Ведь не секрет, что заключить такой договор можно хоть на клочке бумаги, но потом возникают трудности как с доказыванием, так и с соблюдением сделки. В том числе, после заключения договора не все ответственные владельцы перерегистрируют транспортные средства на себя.Но в ГИБДД опасаются, что граждане могут столкнуться с рядом сложностей. Часть из них касается технических накладок. Кроме того, заключение договора купли-продажи не является государственной услугой. Это добрая воля двух сторон, участников сделки. Это может создать некоторые правовые коллизии, которые не помогут добросовестным продавцам или покупателям защитить свои права.
При этом подобное заключение сделки не освободит владельца от обязанности посетить ГИБДД. Просто происходить все будет в упрощенном порядке. Заявление о регистрации привозить не надо – достаточно только записаться на прием, осуществить осмотр на площадке, и затем можно идти и получать новые номера или свидетельства.
Зато информация о смене собственника будет сразу доступна в ведомстве. И бывшему владельцу уже не надо искать нового, чтобы тот снял автомобиль с учета. Бывшему собственнику даже не будут приходить штрафы за нарушения, зафиксированные с помощью видеофотосъемок.
- Российский союз автостраховщиков предложил также внести некоторые изменения по ОСАГО. На данный момент срок ремонта автомобиля составляет 30 дней, но желательно его увеличить до 60, утверждают в союзе. Кроме того, временно следует ввести мораторий на штрафы ремонтникам, если они не уложились в срок. Ремонт также возможно осуществлять и с использованием не только новых запчастей, но и бывших в употреблении. А в случае невозможности провести ремонт даже в удлиненные сроки необходимо дать возможность автостраховщикам компенсировать ремонт денежными средствами.
В условиях экономических санкций стало сложным выполнять обязательства по ОСАГО для ремонтников. Это касается и поставки запчастей, которые невозможно получить вовремя из-за границы. Поэтому организации и не могут выполнить взятые на себя обязательства.
Возможно, не смогут и в удлиненные сроки в 60 дней, если ситуация в стране не измениться. И наказывать их за данные действия – значит подорвать финансовую сторону. Ведь штрафы за невыполнение ремонта составляют 50% от общей суммы. И мелкий и средний бизнес будет просто вынужден закрываться.
А чем меньше автосервисов, тем выше цены для простых автолюбителей.
На данный момент все предложения собраны в единый документ и отправлены в Центробанк. Данные условия необходимо применять только временно, пока действуют санкции. При стабилизации эконмической ситуации их следует отменить.
Сегодня вступили в силу поправки к Закону об ОСАГО
24 августа 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленные в том числе на персонализацию страхового тарифа в отношении каждого страхователя и учет истории вождения каждого водителя.
Главное новшество – страховщикам предоставлено право дифференцировать применяемые ими базовые ставки страховых тарифов (в пределах установленных ЦБ РФ минимальных и максимальных значений) в зависимости от определенных факторов.
Ряд таких факторов приведен непосредственно в законе.
К их числу относится, например, неоднократное в течение года до заключения договора ОСАГО привлечение страхователя или допущенных к управлению водителей к административной ответственности за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу (за исключением случаев, когда такие нарушения зафиксированы камерами, а также если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов).
Кроме того, для страховщиков предусмотрена возможность учитывать при установлении базовых ставок «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда». Банк России в качестве примера подобных факторов называет возраст и пробег транспортного средства, семейное положение и наличие у водителя детей, оснащение автомобиля телематическим устройством.
Факторы, в зависимости от которых страховщик устанавливает значения базовых ставок страховых тарифов, должны быть указаны им в методике расчета страховых тарифов, а информация о применяемых факторах – размещена на его сайте. Центробанк же установит перечень факторов, применение которых не допускается.
В связи с перечисленными изменениями будет обновлено указание Банка России о страховых тарифах по ОСАГО. В нем в том числе будет приведен перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов. Однако документ пока не утвержден.
Отметим некоторые иные нововведения:
- страховщики теперь обязаны обеспечивать на своих сайтах возможность расчета страхователями страховой премии по договору ОСАГО.
- в Законе об ОСАГО закреплена обязанность потерпевшего проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы поврежденного имущества или его остатков не позднее чем за три дня до ее проведения – для обеспечения возможности присутствия на ней страховщика (в случае самостоятельной их организации потерпевшим);
- уточнен порядок расчета неустойки, уплачиваемой страховщиком страхователю – физическому лицу при несоблюдении срока возврата страховой премии или ее части в случае досрочного прекращения договора ОСАГО
- скорректировано определение ограниченного использования транспортных средств юрлицами. В связи с этим у юрлиц появилась возможность заключать договоры ОСАГО с учетом ограниченного использования ТС не только в связи с их сезонным или иным временным использованием, но и в связи с ограничением круга лиц, допущенных к управлению транспортными средствами. При этом, с учетом поправок, минимальный срок сезонного использования сокращается для них с шести до трех месяцев в календарном году.
Изменения применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров ОСАГО, заключенных после 24 августа 2020 года.
Документы по теме:
Надо будет предупреждать страховую о смене владельца
Дмитрий Сергеев
разобрался с автостраховками
Профиль автора
В середине марта Минюст зарегистрировал указание Банка России об изменениях правил обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.
Документ вступит в силу с 1 октября 2022 года — с этого момента у автовладельцев и потерпевших в ДТП изменятся некоторые права и обязанности.
Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации Подписаться
Как сейчас: автовладельцы должны оформлять полис ОСАГО до того, как поставят автомобиль на учет в ГИБДД. Если после регистрации госномер меняется, владелец в течение 3 дней должен сообщить его страховой — при личном визите, через приложение компании или по электронной почте.
Как сейчас: если автомобиль продали, а полис ОСАГО еще действует, договор страхования при желании можно расторгнуть. В этом случае страховая вернет часть денег за оставшийся срок действия страховки.
При этом можно продать автомобиль и ничего не сообщать страховой: уведомлять страховщика о смене собственника — право, а не обязанность.
Правда, вернуть часть денег за неиспользованный срок действия полиса в этом случае не получится.
Что изменится: владелец полиса ОСАГО обязан письменно уведомить страховую компанию, если у авто сменится собственник.
Что изменится: с 1 октября фиксировать данные очевидцев в извещении не нужно. Фактически новое правило закрепляет уже сложившуюся ситуацию: данные свидетелей почти никто не записывает, а те и вовсе не обязаны оставлять их участникам ДТП.
Как сейчас: потерпевший в ДТП имеет право ознакомиться с результатами независимой технической экспертизы или оценки автомобиля — но для этого должен подать письменное заявление в страховую компанию.
Что изменится: потерпевшему не придется писать заявление. С 1 октября страховщик обязан ознакомить его с результатами экспертизы в любом случае. Страховая должна сделать это в течение 5 рабочих дней после того, как получит результаты экспертизы или проведет осмотр авто.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Новые правила ОСАГО 2021 — реформа ОСАГО, страховка подорожала, последние новости
2021 год стал годом реформирования системы ОСАГО, изменения следуют за изменениями. Не все водители успевают следить за новостями, мы собрали последние нововведения и постарались обозначить основные проблемы по ОСАГО в 2021 году.
- С какими проблемами по осаго можно столкнуться в 2021
- Обзор нововведений по ОСАГО
- Повышенные тарифы для нарушителей
- Новые правила техосмотра
- Новые причины отказа в выплате
- Штрафы с камер
- Электронные приложения
- Другие изменения
- Ответы на вопросы
- Подведем итоги
С какими проблемами по осаго можно столкнуться в 2021
Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.
Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.
Обзор нововведений по ОСАГО
Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.
Повышенные тарифы для нарушителей
Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД.
Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу.
На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.
Таким образом, для безответственных водителей стоимость ОСАГО будет выше.
В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:
- 4 и менее – 1,0;
- 5-9 – 1,86;
- 10 и более – 3,0.
Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.
Новые правила техосмотра
Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.
Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.
Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.
Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.
Штрафные санкции за отсутствие техосмотра будут применяться с марта 2022 г.
Новые причины отказа в выплате
В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.
Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:
- Виновник находился в алкогольном опьянении;
- Он скрылся с места происшествия;
- Не вписан в полис;
- У него не было водительских прав.
Все они незаконные и оспариваются в суде.
Штрафы с камер
Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.
Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.
Пока официальная информация о том, когда эта схема заработает по всей стране отсутствует.
Электронные приложения
Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат.
Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде.
Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.
Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.
Другие изменения
Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.
Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.
С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.
Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.
Начиная с 2021 года введены новые бланки полисов с дополнительными мерами защиты.
Ответы на вопросы
В 2021 году страховка ОСАГО стала дороже? | Стоимость полиса стала дороже, чем в прошлом году для отдельных категорий водителей. |
Как изменились базовые тарифы для легковых автомобилей физических лиц в 2021 году? | Базовый тариф 2021 г.: 2471–5436 руб., в прошлом году он был 2746–4942 руб. |
Подведем итоги
В 2021 году уже вступили в силу и еще планируются к введению ряд новых правил и инструментов по ОСАГО. Часть из них приведет к упрощению оформления полисов и получению выплат, но другая часть ужесточает меры для незаконопослушных водителей:
- Работают мобильные приложения для упрощения фиксации ДТП.
- Нарушители будут платить за ОСАГО больше.
- Величина штрафа за отсутствие полиса не изменилась.
- До октября месяца для оформления ОСАГО не нужна диагностическая карта.
- Пока система автоматического определения отсутствия полиса по фиксации камер видеонаблюдения не применяется.
С 1 апреля изменится кбм в осаго. для кого подорожают страховки и почему выгодно продлить полис сейчас?
С 1 апреля начнут действовать новые коэффициенты «бонус-малус» (КБМ). Максимальная скидка по ОСАГО для автовладельцев, которые не были виновниками ДТП, вырастет, а для аварийных водителей полисы, напротив, станут дороже. Впрочем, не только им придется платить больше. Спросили у экспертов, кому еще и почему.
Как работает КБМ
КБМ, или, говоря простым языком, скидка за безаварийное вождение, — один из коэффициентов, которые применяют страховые компании для расчета стоимости ОСАГО. На него, как и на другие коэффициенты (территориальный, стаж и возраст автовладельца, количество допущенных к управлению водителей, мощность авто), умножается базовая ставка полиса.
«КБМ не зависит от региона или стажа вождения, а также пола и возраста водителя или параметров авто, — объясняет руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров.
— Он зависит только от количества страховых случаев конкретного автомобилиста, которые были урегулированы страховой компанией в предыдущем году. Причем в ОСАГО под понятие «страховой случай» попадает не любое ДТП со страхователем, а только то, где он был признан виновником.
То есть если в прошлом году виновником ДТП были не вы, то этот случай не повлияет на ваш КБМ».
Обновляется КБМ один раз в год 1 апреля для всех автомобилистов, и в течение года он не пересматривается, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Кроме того, ваш КБМ одинаков для всех видов транспорта, которыми вы управляете.
За каждый год безаварийной езды положена скидка в размере 5%, а максимально возможная экономия до последнего времени была 50% (при КБМ 0,5), которую водитель мог получить на десятый год безаварийной езды. Теперь она увеличится.
Как изменится КБМ
С 1 апреля 2022 года базовый коэффициент, который присваивается начинающим водителям, увеличивается с 1 до 1,17. Верхние и нижние границы «коридора» КБМ расширяются. Минимальный коэффициент станет меньше на 4 процентных пункта, снизившись с прежних 0,5 до 0,46. То есть скидка за езду без аварий будет уже 54% вместо прежних 50%.
При прочих равных условиях средняя цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя, по оценке Российского союза автостраховщиков, станет меньше на 8% по сравнению с той, которая была ранее.
Но в рамках коридора каждый страховщик имеет возможность управлять тарифами, поэтому цена может различаться в разных компаниях для одного и того же водителя.
Максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, напротив, увеличивается с прежних 2,45 до 3,92. И полис может подорожать до 60%.
Таблица расчета КБМ, приведенная в указании ЦБ от 08.12.2021 № 6007-У
Источник: Банк России
№ п/п | Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
0страховых возмещений за период КБМ | 1страховое возмещение за период КБМ | 2страховых возмещения за период КБМ | 3страховых возмещения за период КБМ | Более 3 страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Пять столбцов таблицы справа показывают взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год. Рассчитать самостоятельно свой новый КБМ несложно, главное — знать, каким он был с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года:
— если по вине водителя не случилось в 2021 году ни одного ДТП, то после 1 апреля 2022 года КБМ перемещается на одну строку вниз, то есть улучшается;
— если ДТП были, то перемещается на несколько строк вверх, то есть его КБМ ухудшается. И растет КБМ более резко, чем снижается.
Например, у водителя до конца марта был минимальный КБМ (0,46), и он за прошлый год стал виновником лишь одного ДТП — значит, его КБМ станет после 1 апреля равняться 0,78.
А вот вернуться обратно к минимальному значению ему можно будет лишь через шесть лет безаварийной езды. Если ДТП по вине водителя было больше чем одно, то КБМ растет еще сильнее.
«Допустим, с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года ваш КБМ был 1,4 (или 1,76 в соответствии с новой градацией). В предыдущем году вы стали виновником двух ДТП, и страховщик дважды выплачивал возмещение по полису ОСАГО.
Это значит, что после 1 апреля 2022 года ваш КБМ станет максимальным — 3,92, — приводит пример Александр Макаров. — Еще один пример: предположим, что водитель имеет минимальный КБМ — 0,46. Если у него не будет ДТП в наступающем году, то КБМ так и останется на этом уровне.
Если же произойдет одно ДТП по его вине, то он подрастет до 0,78, если два — до 1,17, если три — до 2,25, а если четыре и более, то КБМ станет максимальным — 3,92.
То есть при одном ДТП по вине водителя стоимость ОСАГО вырастет на почти на 70%, при двух — на 154%, при трех — на 390%, а если ДТП будет больше трех, то стоимость ОСАГО вырастет в 8,5 раза».
В этом году, когда мы переходим со «старых» КБМ на «новые», будет действовать методика пересчета, закрепленная в указании ЦБ. В этом случае, даже если у водителя не было страховых возмещений по ОСАГО, но при этом его КБМ был в прошлом году максимальным (2,45), то с 1 апреля 2022 года он станет еще выше — 2,94, потому что теперь это значение соответствует нулевому классу КБМ.
- Итак, стоимость ОСАГО с 1 апреля 2022 года изменится:
- — для водителей, имеющих класс М, ставших виновниками как минимум двух ДТП — полис вырастет в цене на 60%;
- — для начинающих водителей увеличится на 20%;
- — для опытных водителей, которые за рулем без аварий десять лет или более, страховка подешевеет больше всего — на 8%.
Получается, что средняя стоимость страховых полисов с 1 апреля станет выше. Но возможность получения скидки на покупку ОСАГО уже в следующем году призвана стимулировать ездить без аварий.
Почему лучше продлить полис до 1 апреля
Директор страховой вертикали Банки.ру Елена Перфильева считает, что продлить полис заранее имеет смысл тем автомобилистам, у которых срок действия ОСАГО заканчивается в апреле и КБМ высокий. Например, действующий до 1 апреля 2022 года коэффициент 2,45, в этом случае даже при безаварийном вождении после 1 апреля значение КБМ вырастет до 2,94.
То есть страховка подорожает на 20% (2,94/2,45 * 100 = 1,2). Еще один пример: в прошлом году вы не попадали в ДТП по своей вине, но ваш КБМ был 1,55. Первоапрельское изменение коэффициентов повысит его с 1,55 до 1,76, а вместе с ним ОСАГО подорожает примерно на 13,5%.
Плюс с учетом повышения базовых тарифов может получится, что даже для безаварийных водителей стоимость полисов вырастет.
«Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для части автомобилистов вырастут, имеет смысл приобрести страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года, — говорит она. — На Банки.
ру работает единственный на рынке сервис, который позволяет физлицам использовать метод быстрой пролонгации.
После заполнения анкеты на этапе выдачи цены первыми мы показываем предложения по пролонгации полиса в прошлой компании, которые, как правило, дешевле для клиента, а потом все остальные».
Кроме изменений КБМ стоимость ОСАГО в ближайшие месяцы может начать расти из-за подорожания автозапчастей и увеличения стоимости ремонта, о чем рассказывал Банки.ру.
Если КБМ неправильный или обнулился
Если ваш КБМ оказался некорректным или вообще обнулился (а такое случается), хотя ранее у вас была скидка и по вашей вине не случалось ДТП, нужно обратиться к своему страховщику — только он может исправить в АИС ОСАГО неверные сведения.
В РСА советуют написать в страховую компанию заявление о внесении изменений, приложить к нему информацию о замене водительского удостоверения или изменении других сведений, которые сообщали при заключении договора ОСАГО.
Получив заявление, страховщик обязан проверить значение вашего коэффициента КБМ в АИС ОСАГО и, если полученный КБМ не совпадает с примененным страховщиком, пересчитать стоимость полиса исходя из нового значения коэффициента. От этого цена страховки изменится.
Если возникнет переплата, то страховая компания должна ее вернуть вам по заявлению.
- Если страховщик ваше заявление проигнорировал, можно пожаловаться на него в Банк России через интернет-приемную официального сайта, приложив документы:
- — сведения о действующем договоре ОСАГО (серия, номер) либо его копию;
- — номера водительских удостоверений (старого и нового) либо их копии;
- — документы, подтверждающие факт уведомления страховщика об изменении сведений (ответ страховой компании при наличии), копию вашего экземпляра заявления с отметкой страховой компании о принятии заявления или чеки, квитанции, уведомления оператора почтовой связи).
- Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru