Рассказываем, какая семья в России считается молодой и на какую поддержку государства по улучшению жилищных условий она может рассчитывать
shutterstock
Поскольку многие молодые семьи в России к началу совместной жизни не успевают обзавестись собственным жильем, для них предусмотрены меры государственной поддержки. Однако власти готовы помогать только семьям, уже имеющим доход и готовым самостоятельно оплатить большую часть стоимости квартиры.
Рассказываем, как получить помощь в улучшении жилищных условий в рамках программы «Молодая семья».
Cуть программы
Государственная поддержка молодых семей в России не подразумевает бесплатного предоставления жилья. Государство оплачивает часть стоимости квартиры за семью, а средства предоставляются в виде субсидии (то есть деньги государству возвращать не придется). Программа действует до 2025 года, однако ее могут продлить.
Условия программы «Молодая семья в 2022 году
Претендовать на субсидию в рамках программы «Молодая семья» могут супруги, которые одновременно соответствуют определенным критериям. Под них подпадают:
- супруги с российским гражданством в возрасте исключительно до 35 лет с наличием или отсутствием детей;
- молодые семьи с наличием одного и более детей, даже если муж или жена не имеют российского гражданства;
- родитель-одиночка, находящийся в возрасте до 36 лет, с наличием одного ребенка.
При этом семья должна быть платежеспособной. Государство выдает получателям 30% или 35% от стоимости жилья, а остальное те выплачивают сами — сразу или в ипотеку. Наличие средств на доплату необходимо подтвердить. Например, представить справку с работы о величине зарплаты или выписку о наличии сбережений. Необходимый вид подтверждающего документа лучше уточнять при подаче заявки.
Семья должна нуждаться в улучшении жилищных условий, а именно: все ее члены обеспечены жилой площадью менее установленной в регионе нормы либо проживают в помещении, не соответствующем техническим и санитарным требованиям. Также уважительной причиной считается необходимость разъехаться с тяжелобольным заразной формой некоторых болезней и ряд других факторов, прописанных в ст. 51 Жилищного кодекса России.
В каждом регионе свои правила определения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Узнать, подпадает ли ваша семья под этот статус, можно в местной администрации, соцзащите или МФЦ. Нуждаемость в жилье определяют по учетной норме, которую устанавливает муниципалитет. Показатель может различаться даже в соседних городах одного региона.
Наличие или отсутствие детей на участие в программе не влияет, однако если у семьи есть дети, то размер помощи может быть увеличен. На госпомощь по этой программе может претендовать и один человек, относящийся к указанной возрастной категории, но тогда необходимо наличие у него хотя бы одного ребенка.
shutterstock
На что можно потратить субсидию молодым семьям
Субсидию в рамках программы можно использовать для покупки жилья любой стоимости и класса. Финансовый эксперт Ян Мирчинский рассказал, что подобную социальную выплату можно использовать:
- для оплаты покупки жилого помещения;
- для оплаты строительства жилого дома;
- для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи;
- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита;
- для оплаты услуг уполномоченной организации по приобретению в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья;
- для погашения суммы основного долга (или ее части) и уплаты процентов по жилищным кредитам;
- для оплаты участия в долевом строительстве.
«При выборе жилой недвижимости должен соблюдаться ряд условий. Жилье должно располагаться в том же регионе, где оформляется выплата субсидии, недвижимость не должна приобретаться у близких родственников. При этом семья не может пользоваться такой программой дважды», — прокомментировал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
shutterstock
Сколько дадут денег
В рамках программы «Молодая семья» супруги получают сертификат, который дает право на использование субсидии на приобретение жилой недвижимости. Все расчеты производятся в безналичном виде через банк. Размер выплаты определяется в зависимости от количества членов семьи и составляет не менее:
- 30% от расчетной стоимости жилья для молодых супругов без детей;
- 35% — для семьи, в которой есть хотя бы один ребенок.
«Претендовать на помощь государства с жильем могут не все молодые семьи, а только те, кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Обычно для этого нужно доказать местной администрации, что размер имеющейся у семьи жилплощади не превышает норму для этого региона (норму общей площади жилого помещения на человека устанавливают органы местного самоуправления — п. 2 ст. 685 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В большинстве российских регионов, включая Москву, этот показатель составляет 18 кв. м на человека, а если семья проживает в коммунальной квартире или доме барачного типа, то минимальная норма площади на одного человека — 20 кв. м», — уточнил Мирчинский.
Сумма выплаты в рамках программы рассчитывается не от цены приобретаемого жилья по договору, а от расчетной стоимости. Она высчитывается по формуле: СтЖ = Н × РЖ. РЖ — это расчетная площадь жилого помещения: 42 кв.
м для семьи из двух человек, по 18 «квадратов» на лицо — из трех и больше человек. Н в формуле — это норматив стоимости 1 кв. м площади жилья.
Региональные власти устанавливают его самостоятельно, поэтому расчетная стоимость различается в зависимости от того, где живет семья.
shutterstock
Как стать участником программы «Молодая семья»
Для того чтобы стать участником программы, молодая семья должна обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением и необходимым набором документов. Руководитель практики частного права Amulex.ru юрист Елена Проскурова рассказала, что необходимо предоставить:
- заявление на участие по установленной форме;
- копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
- если семья полная, то копию свидетельства о браке;
- документ, подтверждающий нуждаемость в жилом помещении;
- справку о доходах либо выписку по счету о наличии денежных средств;
- при необходимости копию кредитного/ипотечного договора;
- при необходимости справку об остатке ипотечного долга;
- подтверждение доходов или накоплений;
- номера СНИЛС.
«Документы можно подать лично либо направить в электронной форме через Единый портал госуслуг. Решение о признании молодой семьи принимается в 10-дневный срок со дня представления документов. Далее орган местного самоуправления формирует списки молодых семей, которые изъявили желание получить социальную выплату.
В первую очередь в списки включают лиц, имеющих трех и более детей», — уточнила Елена Проскурова.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты по программе может быть предоставлено только один раз и удостоверяется именным свидетельством, у которого срок действия не более семи месяцев с указанной в свидетельстве даты выдачи, резюмировала юрист.
Очередь в госпрограмме
Для того чтобы получить статус семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, нужно встать на учет — другими словами, в очередь. «Сегодня в очереди на получение средств по программе «Молодая семья» стоят сотни семей по всей стране, а деньги получают около 20 семей ежегодно.
При этом стоит отметить, что за время ожидания помощи от государства супруги могут перестать соответствовать условиям программы — стать старше установленного возраста, они могут развестись или самостоятельно приобрести жилье», — отметила юрист из Amulex.ru.
По ее словам, как быстро супруги получат субсидию, зависит от числа граждан, уже стоящих в очереди в определенном регионе и условий региональных программ, однако в среднем своей очереди на получение жилищной субсидии супруги ждут четыре года.
В России также действует программа «Семейная ипотека», которая позволяет российским гражданам получить кредит на покупку жилья по сниженной ставке. Жилищный кредит по этой льготной программе можно получить на следующих условиях:
- c 1 июля 2021 года программа «Семейная ипотека» распространится на семьи с одним ребенком, если тот родился в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Эти же условия действуют для семей, где есть рожденный в эти сроки усыновленный ребенок;
- cтавка по программе составляет 6%;
- если ребенок родился с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2022 года, ипотеку можно взять до 1 марта 2023 года;
- максимальная сумма кредита по семейной льготной ипотеке в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях составит 12 млн руб., в других регионах — 6 млн руб.;
- по программе льготной семейной ипотеки можно будет как взять новый кредит, так и рефинансировать существующий;
- первоначальный взнос должен составлять не менее 15% от стоимости квартиры;
- жилищный кредит по льготной ставке можно получить на срок до 30 лет.
Власти изменили критерии нуждаемости семей при назначении детских пособий
Правительство уточнило критерии нуждаемости граждан при назначении пособий на детей и при ранних сроках беременности. Соответствующее постановление от 28.01.2022 № 68 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.
Документ содержит изменения в правила назначения:
- ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
- ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Напомним, с 1 июля 2021 года Минтруд ввел новые правила выплаты перечисленных ежемесячных пособий, согласно которым выплаты назначают с учетом комплексной оценки нуждаемости. Это значит, что социальные пособия назначают беременным женщинам или родителям, если среднедушевой доход в семье меньше прожиточного минимума и семья соответствует имущественным критериям назначения выплаты.
Теперь правительство внесло подготовленные Минтрудом изменения в данные правила и исключило из доходов, учитываемых при расчете среднедушевых доходов семьи:
- денежные средства предоставленные в рамках государственной социальной поддержки на приобретение недвижимости, авто- или мототранспортного средства;
- средства материнского (семейного) капитала, в том числе регионального;
- возвращенный НДФЛ в связи с получением права на получение налогового вычета через работодателя;
- денежные средства, возвращенные после перерасчета налоговой базы с учетом предоставления налоговых вычетов по окончании года.
- Как уточняет Минтруд, из учета будут исключены целевые средства на развитие собственного дела.
- Также новые нормы разрешают не учитывать в имущественном положении семьи автотранспортные и мототранспортные средства, а также объекты жилого недвижимого имущества, находящиеся в розыске или под арестом.
- Кроме того, в целях социальной защиты малоимущих, беременных женщин, поправки предусматривают освобождение их от действия правила «нулевого» дохода в случае, если срок беременности шесть и более месяцев расчетного периода.
- Новые нормы вступят в силу с 1 апреля 2022 года.
Предоставление мер социальной поддержки по-новому: проактивный формат, комплексная оценка нуждаемости, правило нулевого дохода
Новости и аналитика Новости Предоставление мер социальной поддержки по-новому: проактивный формат, комплексная оценка нуждаемости, правило нулевого дохода Важно
По данным Минтруда России, в настоящее время в нашей стране существует 387 видов мер социальной поддержки, которые с учетом региональных и муниципальных особенностей предоставления превращаются в примерно 30 тыс. вариаций этих мер. Максимально упростить пользовательский путь, то есть процесс получения гражданами положенной им помощи, призван проект «Социальное казначейство». Главная его цель согласно Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике заключается в создании условий для предоставления мер социальной поддержки за счет бюджетных средств при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств – без истребования у них документов, что должно повысить адресность и эффективность поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Таким образом, при полноценной реализации «Социального казначейства» меры поддержки будут предоставляться гражданам по одному заявлению, поданному ими в электронном виде, или в беззаявительном (проактивном) порядке – вся необходимая информация о получателе поддержки будет получаться из государственных информационных систем. Именно так, как портал ГАРАНТ.РУ писал ранее, осуществлялись единовременные выплаты семьям с детьми как дополнительные меры поддержки во время пандемии COVID-19.
На такой формат оказания постепенно переводятся и «постоянные» меры поддержки: в проактивном режиме сейчас, например, оформляются сертификаты на материнский капитал – ПФР формирует сертификат для конкретного лица на основе данных о рождении ребенка, которые получает из единого государственного реестра ЗАГС, назначаются пенсии по инвалидности – со дня признания лица инвалидом на основании данных из федерального реестра инвалидов в том числе.
Новые меры поддержки, в том числе требующие проверки уровня доходов граждан, также предоставляются в соответствии с принципами «Социального казначейства», – первой такой мерой стала ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (назначается и осуществляется по определенным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 правилам). Заявление на выплату можно подать в электронном виде – через портал госуслуг, форма заявления предполагает уточнение жизненной ситуации подающего его лица, большинство необходимых для принятия решения о выплате сведений автоматически подгружается из государственных информационных систем.
При этом изменился и подход к определению того, какие семьи являются нуждающими в поддержке. Лица, претендующие на указанную выплату, проверяются по новым критериям. Во-первых, проводится комплексная оценка нуждаемости.
Помимо доходов семьи – установлено, что среднедушевой доход не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем регионе на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, оцениваются ее имущественная обеспеченность. Так, определен четкий перечень имущества, владение которым лишает семью права на получение выплаты.
В нем, в частности, – два и более жилых помещений, суммарная площадь которых превышает региональные нормативы площади для семьи, два и более нежилых помещений (хозяйственные постройки на землях для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садовых землях таковыми не считаются), земельные участки общей площадью более 0,25 га или 1 га для сельских территорий, два и более авто- или мототранспортных средств, два и более маломерных судов, самоходных машин и других видов техники, с момента выпуска которых прошло не больше 5 лет. Для некоторых категорий, в том числе многодетных семьей, семей, члены которых страдают тяжелой формой хронического заболевания, исключающей совместное проживание граждан в одной квартире, семей, имеющих в составе лиц с инвалидностью, установлены послабления в этих количественных показателях имущественной обеспеченности, поэтому рекомендуем внимательно ознакомиться с указанным перечнем.
Во-вторых, обязательно исследуется использование трудового потенциала, то есть применяется так называемое правило нулевого дохода.
«Принцип простой: если человек находится в трудоспособном возрасте и у него нет никаких ограничений к труду в виде заболеваний, например, он должен трудиться», – пояснила суть данного правила первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина в ходе тематической секции в рамках Гайдаровского форума – 2022. То есть в течение 12 месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, семья должна иметь любой официальный доход: в виде зарплаты, пенсий, доходов от предпринимательской деятельности или деятельности в качестве самозанятых, пособий или иных выплат, стипендий, доходов от отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, доходов, полученных за пределами России, и т. д. (подп. «ж» п. 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно). Однако этим же пунктом установлен и перечень обстоятельств, при наличии которых отсутствие у семьи доходов не является основанием для отказа в назначении выплаты. К ним относятся:
- уход за ребенком (детьми) единственным родителем или любым из родителей в многодетной семье (при этом второй родитель должен иметь доход);
- уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
- нахождение в статусе безработного и поиск работы в течение не более шести месяцев;
- получение образования (при очной форме обучения) членами семьи младше 23 лет, не получающими стипендию;
- уход за ребенком или взрослым с инвалидностью либо пожилым человеком (старше 80 лет или не достигшим этого возраста, но нуждающимся в соответствии с заключением лечебного учреждения в постоянном уходе);
- лечение продолжительностью более трех месяцев, препятствующее осуществлению трудовой деятельности;
- прохождение военной службы, включая три месяца со дня демобилизации;
- лишение свободы, включая три месяца со дня освобождения.
Важно отметить, что находиться в одной из перечисленных ситуаций может как сам заявитель, так и кто-либо из членов его семьи. При этом периоды отсутствия доходов по разным основаниям оцениваются в совокупности. Региональными нормативными актами могут быть предусмотрены и иные причины отсутствия дохода, позволяющие получать ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет.
Аналогичным образом комплексная оценка нуждаемости проводится и в отношении лиц, претендующих на такие новые – появившиеся в 2021 году – меры социальной поддержки, как ежемесячное пособие находящейся в трудной жизненной ситуации беременной женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие одинокому родителю, воспитывающему ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (выплачиваются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 г. № 1037). Учитывается среднедушевой доход, имущественная обеспеченность (также определены конкретные перечни имущества, которым может владеть семья) и подтвержденный доход или уважительная причина его отсутствия (п. 13 Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Таким образом, очевидны две тенденции.
С одной стороны, процесс получения указанных выплат довольно прост – заявление и необходимые для подтверждения имущественного состояния документы (они потребуются, если соответствующие данные отсутствуют в государственных информационных системах) можно подать через портал госуслуг. С другой – государство меняет подход к оценке нуждаемости семей, с тем чтобы стимулировать их трудовую и предпринимательскую активность.
МНЕНИЕ
Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ:
«Изменение, которое тоже произошло благодаря социальному казначейству, – новый подход к оценке адресности поддержки и нуждаемости граждан.
Очень важно, чтобы социальные выплаты не замещали доходы человека от трудовой или предпринимательской деятельности, а наоборот, поощряли такую деятельность и поддерживали человека в том случае, если он, делая все от него зависящее, не может пока выйти на достаточный уровень дохода. Вот тогда он справедливо рассчитывает на поддержку государства.
Раньше социальная политика все-таки была основана в основном на прямых выплатах. Люди привыкли, что они подали документы и больше от них, как правило, ничего не требуется. Деньги поступят на счет, они ими распорядятся.
Но социальные выплаты не всегда позволяют человеку наращивать свой трудовой потенциал, а в конечно счете, мы прекрасно понимаем, устойчивая финансовая основа без трудовых или предпринимательских доходов только на основании соцвыплат невозможна. Цель – не просто преодолеть бедность, цель – реально повысить качество жизни граждан.
А для этого, конечно, важно, чтобы каждый, кто готов и способен трудиться, имел такую возможность: делать это с интересом, с использованием своих компетенций, квалификации».
Поэтому большое внимание сейчас уделяется именно таким мерам социальной поддержки, использование которых действительно может помочь их получателю и его семье преодолеть трудную жизненную ситуацию и начать себя обеспечивать. Одна из них – социальный контракт.
Несмотря на то что возможность предоставления социальной помощи на основании социальных контрактов появилась еще в 2013 году (в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), активное ее использование, по сути, только начинается.
Как отметил, выступая в рамках правительственного часа на пленарном заседании Госдумы 7 декабря 2021 года Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, в прошлом году впервые все регионы получили cубсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по оказанию социальной помощи на основании социальных контрактов – в течение трех лет (начиная с прошлого) предполагается охватить этой мерой поддержки не менее 3 миллионов человек.
Средства по социальному контракту, напомним, предоставляются семьям или одиноким гражданам с доходами ниже прожиточного минимума по региону при условии выполнения ими программы социальной адаптации – перечня мероприятий по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства или иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации (в данном случае полученные средства используются на приобретение товаров первой необходимости, одежды, лекарств, товаров для детей и т. д.). Срок реализации контракта – от трех месяцев до года.
В прошлом году Минтруд России утвердил методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г.
№ 536), на которые регионам следует ориентироваться, определяя порядок осуществления такой поддержки, – предусмотрены в том числе перечни типовых трудных жизненных ситуаций, возможных мероприятий программ социальной адаптации, уважительных причин невыполнения этих мероприятий, документов, подтверждающих целевое использование выплаченных гражданину по социальному контракту средств. Также предложен пошаговый алгоритм оценки эффективности оказания данного вида социальной помощи.
Разумеется, для повышения популярности этой меры поддержки необходимо довести информацию о ней до максимального количества потенциальных получателей. В связи с этим органам социальной защиты рекомендовано, в частности:
- предлагать малоимущим гражданам заключение социального контракта при обращении за назначением других мер социальной поддержки (уточним: предлагать, но не настаивать, так как добровольность – один из главных принципов оказания помощи на основании социального контракта);
- организовывать встречи сотрудников органов соцзащиты с гражданами в медицинских и образовательных организациях;
- публиковать сведения о возможности заключения социальных контрактов на официальных информационных ресурсах субъектов РФ;
- информировать граждан о возможности заключения социального контракта путем рассылки соответствующей информации.
Надо полагать, в ближайшем будущем такой формат, когда гражданин не ищет самостоятельно информацию о тех мерах социальной поддержки, на которые имеет право, а получает ее от уполномоченного органа власти, в принципе будет превалировать. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г.
№ 1994, напомним, утверждены правила так называемого проактивного информирования граждан о праве на получение мер социальной поддержки в связи с наступлением определенного жизненного события – оно осуществляется через единый портал госуслуг при условии предоставления гражданами согласия на такое информирование.
Начиная с прошлого года в проактивном режиме рассылаются уведомления о мерах поддержки, положенных в трех жизненных ситуациях: при рождении ребенка, установлении инвалидности и достижении пенсионного возраста – по словам Ольги Баталиной, на текущий момент 19 млн граждан дали согласие на получение соответствующей информации при наступлении перечисленных событий.
В этому году к этим событиям, по словам замминистра, добавятся еще два: беременность женщины и достижение ребенком определенного возраста.
В дальнейших планах – включение в этот список таких ситуаций, как получение статуса многодетной семьи, создание молодой семьи, присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, установление опеки и потери кормильца – таким образом, почти по всем по основным блокам соцподдержки будет осуществляться проактивное информирование.
Анна Кузнецова предложила включить в народную программу «Единой России» более гибкие критерии предоставления льгот семьям с детьми
Необходимо разработать новый подход к оценке нуждаемости для предоставления услуг семьям с детьми, которые находятся с сложной жизненной ситуации. Об этом заявила Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова в ходе визита в Омск 11 августа.
«Даже случайный заработок несовершеннолетнего ребенка учитывается в доходах, и семья не может получить положенные пособия, льготы и выплаты.
Мы создаем серьезную проблему – ребенок понимает, что работать не нужно, мотивация снижается, и мама может также препятствовать заработку ребенка.
Мы договорились обратиться в Правительство РФ, непосредственно в Министерство труда за выработкой более гибких критериев в оценке нуждаемости семей, попавших в трудную жизненную ситуацию», — пояснила она.
Второе предложение поступило от родителей детей с особенностями развития и орфанными заболеваниями. По их мнению, необходимо создать федеральный ресурсный центр.
«Запрос на него высок, особенно в регионах. Нужны специалисты на федеральном уровне, которые станут навигаторами для своевременной помощи ребенку, не оставляя мам с такими детьми один на один с этой ситуацией», — сказала детский омбудсмен.
Анна Кузнецова подчеркнула, что ранее в народную программу «Единой России» вошли инициативы, касающиеся поддержки семей с детьми – в частности, это предоставление дополнительного отпуска для родителей, которые ездят с детьми на реабилитацию, а также поддержка бабушек и дедушек, которые ухаживают за детьми.
«Понимая, что мы оказались точны с одним блоком предложений, мы каждый раз находим новые, нужные сегодня. Хочется, чтобы они были включены в программу или в конкретной (узкой) формулировке, или вошли в более серьезные формулировки, которые бы характеризовали в целом проблему. Эта задача важная. Но еще важнее – добиться их реализации», — отметила она.
Также по итогам визита в Омск Анна Кузнецова отметила необходимость изменения принципов работы системы органов опеки и попечительства.
«Мы проверяли различные учреждения и выявили спектр проблем, которые подталкивают к этому решению.
Я рада, что в регионе принято решение о создании рабочей группы по реформированию органов опеки и попечительства. Нужно максимально сохранять семью.
Это задача не контроля, а поддержки и сопровождения тех семей, которые оказались в сложной ситуации», — подчеркнула Уполномоченный по правам ребенка.
Изменений требует и система обеспечения жильем детей-сирот.
«Мы добиваемся принятия государственной программы по строительству для них жилья. Это принципиально важная задача, которую надо решить. Она актуальна для Омской области и многих регионов России.
Мы обсудили необходимость прозрачного наблюдения за движением очереди со стороны детей-сирот, такой запрос тоже есть.
Мы обратимся в Минцифры, чтобы на «Госуслугах» появилась возможность детям-сиротам наблюдать за тем, как двигается очередь», — заключила она.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова 11 августа находится с рабочей поездкой в Омске.
Ранее на Съезде «Единой России» по предложению Президента Анна Кузнецова вошла в первую пятерку списка партии.
«Некоторые меры поддержки граждан могут быть переоценены с точки зрения адресности и нуждаемости»
Социальная сфера оказывает большую нагрузку на бюджет Петербурга.
Это связано с тем, что в городе самое «старое» население в стране, высокий уровень удельной миграции, избыточные программы помощи для некоторых категорий населения, признают в комитете по социальной политике.
В ведомстве не исключают пересмотр мер поддержки в будущем: о потенциальных изменениях в интервью изданию рассказал глава комитета Александр Ржаненков.
— Александр Николаевич, я не пользуюсь услугами комитета, но, как активный гражданин, я хочу знать, чем занимается комитет, какие основные группы населения обслуживает, какие программы ведет. Поясните, пожалуйста.
— В принципе мы занимаемся всеми проблемами населения, прежде всего — лиц пожилого возраста, а их в городе 1,5 млн человек. Кроме этого, мы оказываем помощь инвалидам, а их в нашем городе почти 600 тыс. человек — и количество растет. Это и вопросы, связанные с семьей и детством: у нас сегодня около 600 тыс. семей и более 900 тыс. детей.
Кроме этого, есть вопросы, касающиеся лиц без определенного места жительства, и людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации: это и случаи чрезвычайных ситуаций, и потеря работы, и обманутые дольщики.
Помимо этого, много по жизни тех моментов, которые не прописаны сегодня никакими нормативными документами, полномочиями, но помощь должна быть оказана.
— Вы упомянули, что есть категория лиц без определенного места жительства и на этом закончили перечислять количественные показатели. Просто интересно, сколько в Петербурге насчитывается таких людей?
— Точной оценки никто не делал, и нет таких обязательств.
Состав лиц без определенного места жительства представлен теми, кто, во-первых, утратил жилье, работу, оказался в трудной жизненной ситуации по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам, люди оказались выброшены из семейного социума.
Вторая категория — это приезжие, которые находятся в поисках работы либо надеются в мегаполисе решить вопросы здоровья. В целом у нас на учете около 6–7 тыс. человек. По данным благотворительной организации — около 20 тыс. человек.
Я считаю, что это необъективная цифра, потому что есть «задвоение» в подсчетах этих людей: у них, у нас, в других структурах. Цифра в размере 6 тыс. человек — стабильная на протяжении многих лет. В большинстве случаев это лица, приехавшие в Петербург и не имеющие регистрации в нашем городе.
— Что вы относите к достижениям соцполитики города?
— Я работаю в комитете уже 25 лет и искренне, не лукавя говорю, что в городе создана стабильная, устойчивая, востребованная система социальных услуг на городском и районном уровне. Это значит, что сегодня в рамках федеральных и региональных законов создана инфраструктура, которая позволяет людям получать необходимые социальные услуги.
Второе, что я считаю достижением,— это команда профессионалов, которая работает как на районном, так и на городском уровне. Она была создана с нуля в 1990-х годах.
Активность жителей и инфраструктура общественных организаций, социально-ориентированных НКО — это все в совокупности наша гордость.
Это позволяет максимально востребованно и в полном объеме решать проблемы всех тех категорий, которые я перечислил.
Самое главное, что я считаю итогом многолетней работы комитета и других профильных коллег,— это то, что нет социального напряжения в городе и социальных взрывов. Это говорит о том, что это все необходимое выполняется. Более 3 млн горожан получают конкретные меры поддержки через наш комитет.
Благодаря общей системе поддержки в Петербурге, например, системно увеличивается количество многодетных семей: сегодня их более 44 тыс., а еще три года назад их было порядка 28–30 тыс. Не каждый решится на такой героический поступок — иметь многодетную семью.
Это говорит о гарантиях, уверенности, стабильности действий власти, которые ощущают семьи.
— А с чем вы связываете появление достаточно большого количества числа общественных организаций? Связано ли это со слабостью власти или с изменением общества?
— Скажу сразу: не из-за слабости власти, а благодаря открытости правительства города. Петербург — «город трех революций», что говорит об активности жителей. В социальной сфере активность проявлялась всегда, и особенно — с момента перестройки и развала Советского Союза.
Петербург — образованный город, и это, естественно, стимулирует активную жизненную позицию. Кроме этого, власть предоставила возможность НКО решать вопросы самостоятельно. Никогда, ни в одном государстве власть не может самостоятельно решать проблемы без вмешательства гражданского общества.
Мы обязаны слышать, слушать и учитывать мнение как человека, так и различных общественных структур. В нашем городе около 10 тыс. НКО, из них более 4 тыс.— социально-ориентированные. Именно в Петербурге появился первый закон об оказании помощи НКО — это финансовая, юридическая, организационная поддержка. Кроме этого, выделяются площади: более 7,5 тыс.
организаций имеют возможность использовать городское имущество как площадку для решения своей уставной деятельности. Совместно с коллегами из других комитетов мы нарастили возможности финансовой поддержки НКО до 2,6 млрд рублей из городского бюджета. Существует хорошая конкуренция между НКО и государственными учреждениями. Это такой же рынок, как и везде.
Есть указ президента, в котором рекомендовано до 10% регионального бюджета, выделенных на социальную сферу, использовать через НКО. Мы к этому уже подошли.
— Повлияли ли на деятельность НКО ограничения по участию иностранных агентов в уставном капитале организаций?
— Незначительное количество организаций потеряли возможности финансовой поддержки в реализации своих социальных проектов, но они начали искать другие возможности внутри страны. Мы им в этом содействуем, но поддерживаем не напрямую, а на условиях конкурса.
Конкурсные процедуры для всех одинаковые: для государственных и для негосударственных структур. Как я уже упоминал, количество организаций, получающих средства из городского бюджета, стало больше, но отдельным НКО пришлось перестраивать организационную и финансовую политику.
Но я не знаю организаций, которые бы закрылись на фоне этой ситуации.
— Давайте о демографии. Петербург — город с самым взрослым населением в стране, так ли это?
- — Да, 25% населения — лица старшего пожилого возраста.
- — Это напрямую влияет на бюджет, на социальную нагрузку?
- — Конечно.
— Петербург — город с самой высокой удельной миграцией. Даже если сравнивать с Москвой, то мы все равно опережаем столицу, несмотря на то, что население меньше, чем в Москве.
— Да.
— Как эта демографическая ситуация будет развиваться в среднесрочной перспективе и как повлияет на жителей, на городской бюджет, на политику комитета?
— Увеличивается продолжительность жизни, растет количество людей пожилого возраста. Это большая социальная нагрузка, и без стабильной экономики мы с трудом будем решать эту проблему. Кроме этого, у нас увеличилось количество инвалидов.
Не только по той причине, как считают некоторые, что ухудшилась экологическая ситуация, главное — изменился образ жизни.
В первую очередь из-за того, что новые технологии здравоохранения позволяют выхаживать сложных детей и среди этой категории тоже увеличивается продолжительность жизни.
Все это обязывает нас более детально рассматривать возможности адресной социальной помощи. Не исключаю, что со временем придется внести непопулярные меры в законы, чтобы усилить адресность помощи и не способствовать потребительству некоторых категорий граждан.
Сейчас у нас семья имеет право на поддержку даже при высоком доходе, по сути, не нуждаясь в дотациях государства. Демографические тенденции будут отражаться на бюджете, и потребуется больше средств на выполнение социальных обязательств, но помогать нужно тем, кто реально в этом нуждается.
Сейчас у нас конкретных планов нет, но на десятилетнюю перспективу я вижу необходимость переоценить некоторые меры поддержки для определенных категорий граждан.
— О каких категориях граждан вы говорите?
— Исходя из текущих тенденций — в частности, о простых пенсионерах. У нас возникнет необходимость развивать изменения в части выплат пенсий.
Прошлогодняя мера по повышению пенсионного возраста имеет под собой серьезные основания и сигнал к дальнейшим преобразованиям в этой сфере. Мои родители, когда достигли пенсионного возраста, практически не работали.
Сегодня почти 50% пенсионеров, а может, даже больше, продолжают работать. Если бы они не работали, то бюджет бы еще большую нагрузку нес.
При этом у нас сегодня есть выплаты супружеским парам, которые празднуют «золотые», «бриллиантовые», «благодатные» годовщины дня свадьбы, это 50–70 тыс. рублей соответственно. Многие это критикуют, но, с другой стороны, поздние браки могут привести к отсутствию таких выплат в будущем.
Думаю, возможно внесение изменений в выплаты пенсионерам, которые имеют доход выше двукратного прожиточного минимума. Эти законодательные инициативы исходят из принципов адресности и нуждаемости.
Для этого мы создали службу «социальных участковых», чтобы предоставлять меры адресной поддержки на основании изучения нуждаемости и индивидуальной потребности.
Социальные участковые проводят опрос, выезжают на дом, чтобы оценить потребности гражданина, определить необходимые ему меры поддержки.
Одновременно с практической работой этой службы мы для себя получаем анализ ситуации с выполнением социальных гарантий в целом по городу. Думаю, дальнейшие шаги в сторону увеличения пенсионного возраста тоже должны быть сделаны. Возможно, постепенно мы придем к европейскому показателю пенсии — в возрасте 65–70 лет.
— А какие еще категории граждан, которые получают соцподдержку, могут столкнуться с ее изменением?
— Систему присвоения групп инвалидности тоже, скорее всего, ждет реформирование. Нигде в других государствах нет градации инвалидности (группы I, II, III). Первая группа — нерабочая.
Вторая группа дает право работать некоторым категориям, а третья — рабочая.
Здесь всегда возникает колоссальное количество споров: «Почему вы мне не даете вторую группу или первую?» От этого зависят дополнительные выплаты.
Существует концептуально важная тема — межведомственное взаимодействие. Пока не будет единой информационной базы силовых структур, налоговой, администраций — не будет взаимодействия. Мы вынуждены будем применять меры адресной поддержки, и мы должны знать доход человека.
Если у вас есть вклад, машина или доход с аренды квартиры, то мы должны учитывать это при назначении мер поддержки. Это те адресные возможности, которые позволят нам эффективнее использовать бюджетные источники для нуждающихся категорий. Такого учета без единообразия, без межведомственности трудно будет достигнуть.
А в противном случае мы сегодня переплачиваем определенным людям, которые скрывают свои доходы.
— Каков размер финансирования комитета на 2019–2020 годы? Изменяется ли его размер по сравнению с предыдущими годами? Какой объем допфинансирования необходим?
— Сегодня бюджет комитета составляет 68,4 млрд рублей, на следующий год — 71,6 млрд рублей, дополнительно запрошено еще 4,2 млрд рублей. Эти средства нужны в связи с федеральной инициативой о предоставлении помощи тем, чей уровень дохода ниже двукратного прожиточного минимума,— сейчас у нас обязанность адресно помогать только людям с 1,5-кратной разницей в доходах.
Мы посчитали потребность комитета при новых условиях, она составляет около 1 млрд рублей. Кроме этого, есть городской закон о земельных сертификатах многодетным семьям. Сегодня у нас на очереди на получение земельных сертификатов стоят около 28 тыс. семей. Чтобы покрыть эту потребность, нам нужно еще около 1 млрд рублей.
Третья категория потребностей связана с компенсацией коммунальных платежей льготным категориям граждан. В Петербурге около 1 млн горожан, которые получают ежемесячно 50-процентную компенсацию по коммунальным платежам, но это плавающая цифра. Часть средств выделяет федерация, часть — это региональные обязательства.
Еще одна категория — это компенсации до прожиточного минимума. Раньше эти деньги платила Москва через Пенсионный фонд, теперь мы обязаны платить эти деньги. Не все эти деньги заложены сегодня в бюджет, потому что традиционно пополнение происходит по поправкам.
За полгода мы видим, что у нас «закрывается», что «не закрывается», в меру своих возможностей перебрасываем статьи «внутри себя» с одного направления на другое. Кроме этого, есть возмещение затрат НКО за те услуги, которые они предоставляют нашим горожанам. Практически больше 1 млрд рублей идет на эту статью.
Что за услуги? У нас есть госучреждения-интернаты, они не могут покрыть потребность горожан, нам надо строить их, но это дорогое удовольствие. Сегодня НКО и бизнес открывают сами то, что нам не построить, мы им компенсируем затраты, а для этого нужно дополнительное финансирование.
— Заложены ли в бюджет пункты предвыборной программы Александра Беглова «Социальный город» (затраты на социальную сферу оцениваются в 440 млрд рублей)?
— В полном объеме это невозможно начать и в один год реализовать, это будет происходить постепенно. Некоторые инициативы, озвученные в ходе предвыборной компании, уже получили свое реальное воплощение.
В частности, создана служба социальных участковых, на следующий год службе выделено дополнительное финансирование, что позволит расширить штат.
Кроме того, со следующего года женщины в возрасте от 19 до 24 лет, родившие первого ребенка, будут иметь право получить однократную выплату в размере более 50 тыс. рублей. Ранее выплата полагалась женщинам с 20 лет.
Также со следующего года будут предоставляться няни при рождении двух и более детей одновременно: специалисты из районных центров социальной помощи семье и детям могут приходить на дом на определенное количество времени, чтобы оказать помощь маме.
Все, что касается «социального города»,— это не популистский шаг, а определение вектора развития. Горожане диктуют необходимость изменения качества жизни. Этот тезис появился неспроста: во всех заявлениях и шагах были учтены мысли и потребности, которые высказывали эксперты, профессионалы и обычные горожане. Он услышал это мнение общественности, не в обиду будет сказано другим губернаторам.
Мы с вами во всем зависим от экономики, принимая конкретные меры. Где-то они будут болезненными, как хирургические операции, но мы начнем оздоравливать организм. В нашей сфере — один из самых больших объемов финансирования. В данном случае это аргументировано, обосновано, востребовано и всеми понимаемо.
Беседовала Александра Давыдкина