Законопроект о снижении стоимости дистанционного обучения

Ведомство заявило, что университеты вправе устанавливать цену за обучение и могут снизить стоимость образовательных услуг

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обучения

Павел Лисицын / РИА Новости

У российских вузов есть право самостоятельно устанавливать плату для студентов за обучение, заявили «РИА Новости» в пресс-службе Минобрнауки. Так ведомство прокомментировало возможную подачу студентов МГУ исков к университету.

«Законодательством закреплена автономия вузов в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги», — сообщили там.

В министерстве, однако, отметили, что вузы обладают автономией и могут снижать стоимость платных образовательных услуг по соответствующему договору за счет своего бюджета.

В ведомстве подчеркнули, что при переходе на дистанционное обучение основным требованием министерства остается сохранение качества образовательного процесса. Как указало Минобрнауки, из-за недостаточной финансовой обеспеченности образовательной программы у вуза может возникнуть дефицит средств, а качество образовательных услуг может снизиться.

Согласно распоряжению Минобрнауки, из-за распространения коронавирусной инфекции подведомственные вузы в Москве и Санкт-Петербурге с 13 ноября перешли на дистанционный формат обучения. Ограничение будет действовать до 6 февраля. Региональным вузам власти рекомендовали принимать меры, исходя из эпидемиологической ситуации.

18 ноября Telegram-канал «Первый университетский» сообщил, что студенты МГУ, которые учатся на платной основе, подготовили к вузу коллективный иск и потребовали пересмотреть расценки на образовательные услуги в связи с переходом на удаленку.

Студенты-контрактники отметили, что качество учебного процесса снизилось, поскольку прекратился или стал ограниченным доступ к учебным материалам и практическим занятиям, но им по-прежнему приходится платить от 240 тыс. до 570 тыс. руб. в год.

В МГУ РБК заявили, что вуз принимает все меры для обеспечения непрерывности образовательного процесса в условиях коронавируса. Университет также добавил, что дистанционная форма обучения — это разновидность очной, и это нужно учитывать, говоря о возможности снижения стоимости образовательных услуг в период пандемии.

На следующий день вуз сообщил, что выделит на поддержку учащихся около 30 млн руб.: по 10 тыс. руб. получат студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры и получающие государственную социальную стипендию. Также помощь выплатят нуждающимся студентам, которые учатся по платным программам.

Идею пересчитать стоимость обучения поддержала уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова. В тематическом докладе она отметила, что студенты при переводе на удаленку сталкивались с большим числом сложностей, в том числе из-за недостаточного технического оснащения. По словам омбудсмена, всего она получила 19 жалоб на нарушение прав, связанных с высшим образованием.

У студентов-платников появился шанс сэкономить

02.12.2020 19:17:00

В Госдуму России внесен законопроект о снижении стоимости обучения

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обучения Рост затрат вузов при переходе на онлайн-обучение студентов оказался в три раза выше, чем экономия на ЖКХ и сокращении академической мобильности. Фото РИА Новости

В Госдуму внесен законопроект о снижении стоимости обучения в случае перевода образовательной организацией обучающихся с очной или очно-заочной формы обучения на полное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Речь идет в том числе и о вынужденных мерах в случае угрозы возникновения ЧС или введения режима повышенной готовности, говорится в справке к законопроекту.

Напомним, что ранее вопросы снижения стоимости обучения заострили студенты ведущих университетов, в частности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и МГУ имени М.В. Ломоносова. Главной причиной пересмотра цены за обучение студенты назвали потерю качества подготовки при переходе на дистанционный формат обучения.

Ведущие вузы РФ, заметив публичный интерес к теме, решили отстоять свою точку зрения и защитить финансовые интересы.

Ассоциация «Глобальные университеты» поспешила разместить заявление, в котором разобрала возникшую ситуацию с точки зрения «права», «экономики» и «собственного опыта».

Напомним, что эта ассоциация была создана в феврале 2014 года с целью координации и объединения усилий университетов, ориентированных на достижение международной конкурентоспособности. На сегодняшний момент в нее входит 21 университет.

В ассоциации напомнили, что дистант – это вынужденная мера. Применение университетами дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ полностью соответствует действующему законодательству. В частности, в Федеральном законе «Об образовании» онлайн-обучение относится к технологиям образования, а не к его формам (очная, заочная).

При использовании дистанционных образовательных технологий, отмечают в заявлении, сохраняется форма обучения, объем оказываемой образовательной услуги (включая количество зачетных единиц и академических часов), количество аудиторных часов, организация занятий онлайн в режиме реального времени по расписанию. В случае перехода вузов к реализации образовательной программы в дистанционном формате интенсивность и качество контактных часов не меняются по сравнению с реализацией программ в традиционном формате либо даже усиливаются.

С точки зрения экономики, отмечается в заявлении, университеты несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей нужной техникой.

Ассоциация указывает, что в среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на прекращении использования ряда помещений и сокращении масштабов академической мобильности.

В то же время вузы сохранили размер платы за обучение для студентов на уровне прошлого года, «потеряв тем самым заметную часть внебюджетных доходов».

Также в ассоциации отметили, что если какой-то вуз систематически не обеспечивает сохранение интерактивного режима занятий, это должно являться не только предметом требований студентов, но и задачей для Рособрнадзора. Но требования должны носить доказательный характер и предъявляться к конкретной образовательной программе.

Эксперты ассоциации «Глобальные университеты» считают, что при дистанционном обучении объем контактного взаимодействия студентов с преподавателями сохраняется на уровне очной формы обучения, но приобретает интерактивный характер.

При этом добросовестное проведение очного обучения в режиме онлайн часто характеризуется существенным повышением интенсивности занятий; это связано как с необходимостью синхронного присутствия студентов и преподавателей перед экраном электронного устройства, так и использованием чата как параллельного дополнительного инструмента обсуждения.

Ассоциация предлагает требовать от студентов каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам; от преподавателя – регулярно проверять их в ускоренном режиме, сообщает ассоциация в своем заявлении.

Дополнительно к синхронным занятиям университетами может быть организовано обязательное консультирование преподавателями студентов как в режиме открытой коммуникации, так и по записи.

Практически сразу вслед за этим заявлением ассоциации «Глобальные университеты» появилось сообщение, что в МГУ имени М. В. Ломоносова обязали преподавателей проводить неоплачиваемые «дополнительные консультации» для студентов.

Министерство науки и высшего образования РФ между тем заняло по этому вопросу нейтральную позицию.

Там просто напомнили ректорам вузов, что «законодательством закреплена автономия вуза в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги». И подсказали, что вузы сами могут снижать стоимость платных образовательных услуг по соответствующему договору за счет своего бюджета. 

Дистант пришел навсегда

В Минобрнауки считают, что даже после эпидемии университеты уже не вернутся к прежнему формату образования.

Поэтому ведомство начало обсуждать с ректорским сообществом возможность снижения платы за образование для студентов, вынужденных перейти на дистанционную форму обучения. Такое поручение накануне дал и премьер РФ Михаил Мишустин.

Ректоры выступают против: по их словам, вузы просто не смогут возместить финансовые потери. В качестве компромисса университеты предлагают создать программу стипендий для лучших или нуждающихся студентов-контрактников.

Во вторник заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев рассказал, что ведомство начало обсуждать с вузами рекомендации правительства снизить стоимость обучения для студентов-контрактников.

«Общий консенсус, что мы полностью к прежнему образованию уже не вернемся,— признал замминистра.— Мы будем использовать там, где это разумно, смешанный формат».

Напомним, накануне премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил проработать возможность снижения платы из-за коронавирусного перехода многих вузов на дистанционное образования. Минобрнауки и Минпросвещения должны выработать единое решение до 15 февраля 2021 года.

Ранее Минобрнауки рекомендовало перейти в онлайн всем своим подведомственным вузам в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы должны были принять решение об этом с оглядкой на местные власти и Роспотребнадзор.

В итоге сейчас лишь около 60% студентов учатся дистанционно, уточнил господин Афанасьев.

«С одной стороны, если раньше профессор читал лекции в аудитории, а теперь читает перед видеоаудиторией, то он так же готовится, тратит те же силы. Здесь скорее не может быть речи о снижении платы,— считает господин Афанасьев.

— Но если университет не смог в полном объеме сохранить контактные часы, если он заменяет их просто рассылкой материалов, которые студенты должны изучать самостоятельно, то фактически он реализует заочную форму обучения.

И в этом случае у студентов возникает основания претендовать на снижение».

Тем не менее замминистра подчеркнул, что замена «контактных лекций» на «качественные онлайн-курсы» не может рассматриваться как падение качества образования. «Сейчас мы пытаемся найти компромиссную формулу,— пояснил он.— Если вуз заменяет, к примеру, 20% своих контактных часов на фактически заочную форму, то он должен провести определенное снижение, примерно на 10%. Можно посчитать».

При этом, по словам господина Афанасьева, снижение платы возможно лишь в том случае, если это не приведет к банкротству вуза.

Отметим, ранее руководители ряда вузов жаловались “Ъ”, что переход на удаленку обернулся существенным увеличением затрат. Из-за этого ректоры отказываются снижать расценки.

«Массовое снижение стоимости обучения ничего не даст: оно не приведет к улучшению качества и не решит проблемы, связанные с падением жизненного уровня,— заявил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.— Любая поддержка должна быть адресной.

Читайте также:  Ветхое и аварийное жилье: что значит, чем отличается, преимущества

Она не должна касаться всех без исключения, потому что у всех разные возможности». По его мнению, решить проблему можно путем создания специальной программы стипендий для лучших или нуждающихся студентов-контрактников.

«Наши преподаватели не стали работать меньше: очные занятия у нас не остановлены, работы у большинства сотрудников ГИТИСа прибавилось,— заявил “Ъ” ректор вуза Григорий Заславский.— Фонд ГИТИСа потратил 9 млн руб. на помощь в оплате обучения. Всем студентам дали возможность платить в рассрочку. Мы не можем просто так понизить стоимость небюджетного студента».

Ректор ВГИКа Владимир Малышев считает, что снижение платы за обучение приведет к финансовым потерям, которые вузы не смогут возместить. «Педагоги, которые читают лекции дистанционно, тратят в полтора раза больше времени на подготовку и проведение лекций.

И мы никак не можем им понижать зарплату,— заявил он.— Часть зарплаты педагогам идет из госбюджета, часть от платных студентов,— примерно 40%. Плюс мы решаем задачи, которые бюджет нам не обеспечивает.

Допустим, нам надо купить пять кинокамер, это очень дорогое удовольствие — из бюджета могут выделить только на две камеры».

«У нас ничего не перенесено, программа идет по тому же плану, как было и в офлайне, нет никаких отмен,— заявил “Ъ” ректор МГИМО Анатолий Торкунов.— Пока даже не рассматриваем вопрос снижения платы за обучение».

Ранее “Ъ” сообщал, что более двух десятков студентов-контрактников МГУ подготовили коллективный иск к вузу. Из-за перехода на дистанционный формат качество учебного процесса «снизилось в разы», утверждают студенты и требуют произвести перерасчет за два семестра.

Анна Васильева, Павел Степанов

Сумма не меняется: пересчитают ли студентам-очникам стоимость обучения

После перехода на дистанционную работу студенты российских вузов озаботились вопросом пересмотра платы за обучение.

Универсального решения нет, заявил на брифинге министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. С одной стороны, «дистанционка» — это не очная форма и должна стоить меньше.

С другой — расходы у вузов во время эпидемии не уменьшились и даже увеличились. В чем сложность задачи, разбирались «Известия».

Неэкономная экономия

У большинства вузов сейчас две формы обучения: очная и заочная, иногда добавляется очно-заочная (вечерняя).

Они различаются объемом контактной работы с преподавателем: в первом случае он максимальный, во втором, напротив, минимальный. Некоторые учебные заведения вводят дистанционные программы.

Условия разные: от прямого включения из аудитории до записанных видеоуроков или текстовых материалов для самостоятельного изучения. Самый дорогой вариант — очный.

С середины марта из-за распространения коронавируса студенты перешли на дистанционное обучение (ДО). Вскоре в соцсетях и на платформах с петициями стали появляться требования учащихся пересмотреть стоимость обучения, ведь «дистанционка» и заочка, не предполагающие частого контакта с преподавателем, стоят в несколько раз меньше.

«Несмотря на официально заявленную «цифровизацию» учебного процесса, зачастую всё сводится к выполнению заданий через учебные порталы без получения каких-либо новых знаний.

Дистанционное обучение не компенсирует в полной мере весь образовательный процесс студентов, а следовательно, не может рассматриваться как полноценная замена очной формы обучения.

По нашему мнению, и плата за него должна быть ниже», — пишет автор одной из петиций. Подобных обращений на разных платформах десятки.

Студенты спрашивают о пересмотре оплаты и в деканатах. Как рассказал «Известиям» первый проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Карасев, учащиеся обращались в вуз с этим вопросом.

Он пояснил, что стоимость заочного обучения ниже за счет меньших затрат труда преподавателей и большей самостоятельной работы студента. Кроме того, «заочка» позволяет экономить на обслуживании инфраструктуры: расписание менее интенсивное, аудитории нужны реже.

Но при переходе на ДО, сказал Карасев, вузам поручили обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме.

— Этот объем измеряется зачетными единицами. РЭУ им. Г.В. Плеханова, как и большинство вузов, сохранил учебное расписание и не уменьшил объем контактной работы преподавателя со студентом. Контакт между преподавателями и студентами не прекратился, просто он реализован при помощи онлайн-технологий вместо привычной встречи в аудитории.

Если говорить о затратах труда преподавателей, то общеизвестно, что они возросли. Научно-педагогическим работникам приходится больше времени тратить на подготовку к занятиям, регулярно отвечать на вопросы студентов в чатах или личных сообщениях, поступающих через различные каналы коммуникации, — подчеркнул первый проректор РЭУ им. Г.В.

Плеханова.

Расходы выросли

Если затраты вузов на труд преподавателей не уменьшились, то экономить на обслуживании помещений они могут. Но появилась другая статья расходов: оплата электронных сервисов, которые позволяют организовать удаленную работу с большим количеством студентов.

«Много жалоб»: студентам хотят вернуть деньги за онлайн-занятия — Газета.Ru

Депутаты хотят наделить Минобрнауки полномочием обязать вузы возвращать студентам-очникам часть платы за обучение, если все их занятия были переведены в дистанционный формат — соответствующий проект внесен в Госдуму.

Сейчас такое решение могут принять только сами учебные заведения, из-за чего студентам, жалующимся на снижение уровня обучения, в 2020 году не вернули ни рубля, отмечают депутаты.

О том, кому могут вернуть деньги за онлайн-лекции и почему проект парламентариев называют популистским — в материале «Газеты.Ru».

Все отечественные вузы обяжут вернуть студентам часть платы за обучение, если на фоне пандемии их занятия были переведены из очного в дистанционный формат – данное положение предусмотрено новым законопроектом, внесенным в Госдуму.

Инициатива была зарегистрирована в Госдуме 27 октября. Авторами выступают руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, а также его замы Михаил Емельянов и Олег Нилов.

«Мы считаем, что все вузы без исключения обязаны вернуть часть платы – определенные пропорции сумм будет определять вуз. Из-за снижения уровня обучения в дистанционном формате падает и его себестоимость.

Качество дистанционного образования не может быть такое же, как при очном общении с преподавателем. То, что оно падает — это бесспорный факт для нас», — сообщил «Газете.

Ru» первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Он уверил, что денег вузам хватит на возвраты всем студентам – их получат даже те, кто окончит учреждение к моменту вступления в силу законопроекта.

«Как у них не может быть денег, если они заплачены? Вузы становятся коммерческими организациями, которые ведут коммерческую деятельность, так что это общее правило возвращения долгов.

Право студентов на возврат никуда не пропадает и с окончанием вуза»,

— подчеркнул чиновник.

Снижать стоимость образования и, соответственно, принимать решения о возврате, согласно проекту, будет Минобрнауки РФ.

В пандемию выяснилось, что все указания ведомства, касающиеся регулирования договорных отношений между вузом и студентом, носят исключительно рекомендательный характер, в связи с чем учебные заведения вправе ослушаться министерство.

«[Это] часто не позволяет оперативно решать вопросы, возникающие в период введения режима повышенной готовности, связанного с эпидемией коронавируса», — отметили депутаты.

В итоге Минобрнауки не могло помочь студентам, когда вузы игнорировали их требования.

«Только вот вузы за обучение по скайпу почему-то взяли с них точно такие же деньги, как будто бы студенты слушали лекции в аудитории.

И как оказалось, даже правительству было жаловаться бесполезно — у него не оказалось полномочий», — написал глава «Справедливой России» Сергей Миронов в своем Telegram-канале.

Тем не менее депутаты готовы вверить эту ответственность Минобрнауки только при условии, что ведомство сразу обяжет вузы снизить стоимость обучения в случае перехода организации исключительно на дистанционный формат – в том числе и «при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС».

Сейчас существует ст.

29 «Права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги» в ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителя», согласно которой студент может отказаться от исполнения договора, доказав факт некачественного обучения.

Тогда поставщик обязан вернуть вложенные потребителем средства. Наличие этой статьи лишает смысла проект, внесенный депутатами, считает руководитель Института образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«У студентов сейчас есть все возможности предъявить вузу претензии за некачественное оказание услуг и требовать возврата части оплаты. Факт некачественного образования подтверждается при предъявлении доказательств невыполненного вузами учебного плана. Если и тогда вуз отказывается вернуть деньги, то у студента есть все права подавать в суд», — пояснила эксперт «Газете.Ru».

Причин, по которым обучение может быть признано некачественным, много: одна из них – несоответствие обучения изначально заявленной программе.

Кроме того, уровень образования в вузе может быть назван низким при сокращении объема преподавания или деструктивном поведении преподавателя.

В любом случае Минобрнауки не должно вмешиваться в спор между учебным заведением и студентом, заявила Абанкина.

«Платное обучение – это договорные отношения студента с вузом. Упаси господь Минобрнауки вмешиваться – это ведомство к договорным платным отношениям не имеет никого отношения. Оно лишь передает госзадания университету. Это разрушит конструкцию договорных отношений в рамках гражданского права», — возмутилась она.

Между тем депутат Михаил Емельянов отметил, что он и другие авторы проекта «не видят ничего плохого в том, чтобы Минобрнауки выступало регулятором договорных отношений».

Читайте также:  Мотоциклистов предложили штрафовать за движение по одной полосе с автомобилями

Общежитие за счет студентов

Депутаты уверены: у Минобрнауки есть все основания для вмешательства.

Так, в период активного распространения COVID-19, когда студенты были вынуждены выехать из общежитий, ведомство разослало учебным заведениям письмо, в котором порекомендовало вузам рассмотреть возможность «о снижении или приостановлении взимания с обучающихся платы за пользование помещением в общежитии и платы за коммунальные услуги».

«Несмотря на рекомендации поступало много жалоб от студентов, которым отказывали в снижении (приостановлении), пересчете платы за общежития», — отмечается в законопроекте.

Многие вузы отказывали в пересчете, так как не могли избавиться от расходов, пояснили в ВШЭ. «Да, имущественный комплекс мог использоваться в спящем режиме, и у вузов могла появиться экономия за этот счет.

Но они все равно должны оплачивать все имущественные налоги, а некоторые и вовсе не имеют возможности перевести помещения в спящий режим, так как есть нормы отопления, да и не везде стоят регуляторы для консервации здания», — сказала Ирина Абанкина.

Но главный повод вмешаться – это отсутствие четких стандартов такого обучения, из-за чего часть вузов перевели студентов практически на заочную форму.

Она в свою очередь заключалась лишь в отправке молодым людям заданий и сборе ответов, отмечают депутаты в проекте.

«При этом качество обучения резко снизилось, и те студенты, которые проходили платное обучение, справедливо поставили вопрос о перерасчете стоимости и возврате оплаты за несостоявшееся очное обучение», — подчеркивает Миронов.

Тем не менее все эксперты уверяют: преподаватели всеми силами стараются держать уровень обучения на прежнем уровне, при этом на работу уходит больше положенного времени.

«Некоторые считают, что никакого особого снижения качества образования не произошло — другие, что резко снизилось. Но дистанционное обучение увеличило нагрузку на педагога. Мы вынуждены вступать со студентами в переписку постоянно, чего раньше не было. Это превращается в повседневное общение — ненормированное по времени.

Но я бы не относился отрицательно к жалобам студентов. К ним нужно подходить осмысленно и корректно, так как студенты могут придумать повод для жалобы», — рассуждает в разговоре с «Газетой.Ru» глава Центра социологии образования РАО Владимир Собкин.

Специалисты уверены, что фраза «снижение качества образования» не может быть принята в качестве аргумента для возврата денег как от Минобрнауки, так и от студента. «Надо смотреть, какие статьи расходов у университетов были сокращены и что было не выполнено в учебном плане. Но объем труда преподавателей не уменьшился», — подчеркивает Абанкина.

Дайте определение «дистанционке»

Эксперт назвала проект депутатов «популистским» и попросила их вместо денежных вопросов решать проблему определения онлайн-режима обучения. Законодательно «дистанционка» не обозначена как форма – например, очно-заочная, заочная или очная – в связи с этим для онлайн-формата нет четко выверенной программы обучения.

Как только властям удастся дать определение дистанционному формату, его можно будет сравнить с заочным, откуда и станет ясно: потеряли ли студенты-очники в знаниях или нет, пояснила Абанкина.

Отметим, что за весь период распространения коронавируса в России не было зафиксировано ни одного случая возврата или перерасчета средств за онлайн-обучение. «Это не заочное образование, еще раз хочу подчеркнуть. Это очное полноценное образование, но с использованием информационных технологий», – заявлял ректор РАНХиГС Владимир Мау агентству «Интерфакс».

Тем не менее студенты по всей стране подписывали петиции с требованием вернуть часть средств и обращались за помощью во Всероссийский студенческий союз (ВСС), рассказал председатель организации Олег Цапко News.ru.

В мае министр науки и высшего образования Валерий Фальков попытался разрешить ситуацию и предложил оставить цены за обучение на платных отделениях вузов на уровне 2019 года. Но и этот посыл не дошел до всех учреждений – в частности плату увеличили Уральский федеральный университет и Уральский госуниверситет путей сообщения, писала местная газета «Новый день».

Руководство ВШЭ также повысило стоимость обучения – так, цена за год бакалаврской программы по прикладной математике и информатике вуза в 2020 году составляет 550 тыс. рублей.

В то время как в 2019 получить образование на этом факультете стоило 440 тыс. рублей, что на 25% меньше. В МГУ обучение по специальности «менеджмент» обошлось студентам в 490 тыс., что на 90 тыс. рублей дороже прошлого года.

Оказались в этом списке и РГГУ, РГСУ и РУДН, а также другие ведущие вузы России.

Снижение оплаты за обучение на удаленке в вузах Москвы

Из-за второй волны коронавируса студентов московских колледжей и вузов отправили на дистанционное обучение до 15 января 2021 года, а позже Минобрнауки продлило дистанционку студентам московских и питерских вузов до 6 февраля, включая зимнюю сессию. Студенты некоторых вузов, которые учатся дистанционно с 16 ноября, создали петицию с требованием снизить оплату за учебу. Насколько это правомерно и возможно ли добиться снижения платы за обучение в условиях дистанционки, связанной с пандемией?

ФОТО: Агата Карасева

История вопроса

С переходом на дистанционное обучение некоторые студенты-контрактники очных отделений вузов забили тревогу: платили за очное образование, а в итоге получаем заочное.

Депутаты хотят наделить Минобрнауки полномочием обязать вузы возвращать студентам-очникам часть платы за обучение, если все их занятия были переведены в дистанционный формат — соответствующий проект внесен в Госдуму.

Сейчас такое решение могут принять только сами учебные заведения, из-за чего студентам, жалующимся на снижение уровня обучения, в 2020 году денег не вернут.

Инициатива была зарегистрирована в Госдуме 27 октября. Авторами выступают представители «Справедливой России» Сергей Миронов, Михаил Емельянов и Олег Нилов.

До настоящего момента все указания министерства, касающиеся регулирования договорных отношений между вузом и студентом, носили исключительно рекомендательный характер, в связи с чем учебные заведения были вправе ослушаться министерство. Согласно новой инициативе депутатов, вопрос денежного урегулирования должен перейти в руки Минобрнауки РФ.

Кроме того, во многих областях перевод на дистант связан с Распоряжением Губернатора или Указом Мэра города, то есть вузы вынуждены подчиняться. И это можно посчитать форс-мажором, так как присутствует принцип непреодолимости, присущий форс-мажору. В таком случае претензии к вузу будут не обоснованы.

При этом нужно учесть, что реально затраты вузов в связи с ситуацией снизились, пожалуй, только на электричество. Кроме того, появились новые затраты: на аренду платформ для совместной работы, таких как Zoom или Microsoft Teames.

Что касается преподавателей, то нагрузка на них только выросла. Приходится больше готовиться, так как работа онлайн более жесткая, чем личная лекция в аудитории, занятия более плотные. Больше времени тратится у преподавателя на консультации.

Это превращается в повседневное общение, не нормированное по времени.

Что касается объема работы преподавателей, специалисты уверены, что фраза «снижение качества образования» не может быть принята в качестве аргумента для возврата денег как от Минобрнауки, так и от студента, поскольку объем труда преподавателей не уменьшился, а даже возрос.

Вопрос о том, насколько целесообразным и продуктивным окажется вмешательство Минобрнауки в финансово-договорные отношения вузов со студентами, широко дискутируется среди преподавательского состава и имеет представителей, склоняющихся как за, так и против данного вмешательства.

Разница между дистанционным обучение и онлайн

Дистанционное обучение

Его сущность заключается в том, что преподаватель не только проводит видеолекции и вебинары, но и может дать студенту обратную связь. Весь процесс записывается (в цифровой форме).

Студенты получают задания и выполняют их на цифровой платформе. Действительно качественное обучение будет требовать от преподавателя гораздо больших временных затрат.

С другой стороны, виднее станет и некачественное преподавание.

Снизить затраты на дистанционное обучение вряд ли получится без потери качества. Конечно, можно просто записать лекцию на видео и потом транслировать ее студентам, но без интерактива образовательный эффект будет гораздо хуже.

В договорах студентов с вузами указано, что студенты приняты на очную форму обучения. Но дистанционное обучение — это не какая-то иная форма обучения, это способ реализации образовательных программ (ст. 16 Закона об образовании). То есть условия договора не изменяются. 

И законодательно дистанционная форма обучения не имеет определения. Для этого формата нет четко выверенной программы обучения. Поэтому его крайне сложно сравнивать с очным или заочным, чтобы понять: потеряли ли студенты в знаниях или нет.

Обучение онлайн

Оно имееет другую специфику образования, где необходимо иметь образовательный контент высокого качества, который будет учитывать особенности восприятия материала с экрана.

 Поэтому и фактическая стоимость организации учебного процесса в таком формате зачастую может быть даже выше, чем при очной форме обучения: техпомощь преподавателям в круглосуточном режиме, поддержание работоспособности серверов, аренда платформ видеоконференций, создание уникального контента, организация работы, методистов, кураторов.

Центры помощи студентам

Тем не менее студенты по всей стране подписывают петиции с требованием вернуть часть средств и обращаются за помощью во Всероссийский студенческий союз (ВСС). Петицию о пересмотре оплаты обучения за весенний и осенний семестры уже поддержали более 22 тысяч человек, в том числе студенты многих ведущих вузов России.

Специально для студентов и их родителей Центры защиты прав граждан разработали на главной странице сайта справедливо-центр.рф раздел Студентам.

Читайте также:  Имущество должника при банкротстве: опись, оценка, торги

За помощью в получении перерасчета сюда может обратиться сам студент или его представитель, с которым заключался Договор об образовании. Для обратной связи нужно заполнить предложенную форму заявки. Специалист поможет составить заявление к руководству образовательного учреждения, сопроводит вашу жалобу официальным письмом от правозащитной организации.

Центры защиты прав граждан готовы оказать помощь в режиме онлайн всем заявителям вне зависимости от удаленности территории. Видеоприемы по всем возникшим вопросам будут организованы в приложении Skype.

Какие есть варианты? 

Заявление с просьбой о перерасчете

Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:

  1. Саму просьбу — сделать перерасчет и уменьшить плату за конкретное количество дней дистанционного обучения.
  2. Аргументы, почему вуз должен снизить стоимость обучения.

Аргументировать просьбу можно по-разному, например:

  • сократился список предметов, тем, лекций, практических, лабораторных и других занятий из учебного плана;
  • уменьшилось количество часов, которые отводятся на определенные предметы, лекции или семинары;
  • дистанционное обучение сопровождалось техническими сбоями, отменой занятий и лекций;
  • увеличились ваши расходы на обучение: пришлось покупать технику, литературу, методические материалы и т. п.
  • На данный момент в договоре об обучении нигде не сказано, что у студента должен в обязательном порядке иметься высокоскоростной беспроводной интернет и компьютер. Эти нюансы нужно прописывать в договоре либо учитывать при расчете оплаты за обучение.

Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.

К недостаткам качества образовательных услуг относятся:

Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:

  • сократилась длительность занятий и лекций;
  • увеличилось количество теоретических занятий — за счет этого стало меньше практики;
  • нет практикумов и лабораторных занятий, которые обязательно должны сопровождать лекции;
  • обучение проводится не в том месте и не в тех условиях, которые указаны в договоре, программе обучения или учебном плане;
  • не соблюдается утвержденный учебный план, график или расписание;
  • студентам не предоставляют необходимые учебные материалы и оборудование, которые вуз должен предоставить по договору;
  • сменился педагогический состав — занятия ведут не те преподаватели, которые указаны в договоре или программе обучения;
  • технические сбои и проблемы со связью мешают онлайн-обучению;
  • студенты не могут задать уточняющие вопросы и получить развернутые вопросы из-за формата обучения.

Иск в суд

Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.

Во-первых, судебный процесс явно будет сложным и долгим. Во-вторых, судебной практики по этому вопросу нет, и трудно предсказать, как все повернется в суде. Сложно добиться снижения оплаты, перспективы туманны, но можно попробовать.

В законе есть ст. 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги» в ФЗ №2300-1 закона «О защите прав потребителей» и правил оказания платных образовательных услуг, согласно которым студент может отказаться от исполнения договора, доказав факт некачественного обучения.

Тогда поставщик обязан вернуть вложенные потребителем средства. Но это еще надо доказать.

Если объем часов не уменьшился, сроки проведения сессии не сдвинулись, не изменилось расписание, которое предусмотрено учебным планом, обучение через инет происходит без сбоев, то как можно говорить, что услуга оказывается ненадлежащим образом?

В иске нужно запросить изменить условия договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Ст. 451 ГК РФ.

Ссылка на эту статью подходит для студентов таких вузов, где обучение напрямую связано с практическими занятиями.

Например, если речь идет о естественнонаучных факультетах, где для учебы студентам необходимы лаборатории, цену за обучение нужно снижать. Или о медицинских факультетах, где необходима регулярная прпактика.

Действительно, в данном случае обстоятельства, на которые рассчитывали студенты, изменились существенно. 

Студенты могут подать иск в суд в случае отказа по предыдущим обращениям. Но нужно понимать, что ситуация будет решаться судом индивидуально в каждом конкретном случае. Единого решения на весь вуз не будет.

Снижение платы за общежитие

В период первой волны активного распространения COVID-19, когда студенты были вынуждены выехать из общежитий, ведомство разослало учебным заведениям письмо, в котором порекомендовало вузам рассмотреть возможность «о снижении или приостановлении взимания с обучающихся платы за пользование помещением в общежитии и платы за коммунальные услуги».

Несмотря на эти рекомендации, поступало много жалоб от студентов, которым отказывали в снижении (приостановлении), пересчете платы за общежития. Однако вузы отказывали в пересчете, так как не могли избавиться от текущих расходов: имущественные налоги, нормы отопления, осуществление ухода за зданиями.

Ответные меры вузов

В свою очередь, руководство МГУ имени М.В. Ломоносова решило выделить около 30 миллионов рублей на поддержку студентов на фоне пандемии. Студентам, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, назначенным на ноябрь 2020 года на государственную социальную стипендию, будет единовременно выплачено по 10 тысяч рублей.

Кроме того, стипендиальные комиссии факультетов с участием студсоветов должны предоставить в ректорат списки на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам, обучающимся по договорам.

Также университет обещает покрыть расходы на проезд тем студентам, которые на период пандемии хотят вернуться домой. При этом вуз не обязывает никого выезжать из общежитий. Студенты-контрактники будут освобождены от необходимости платить за общежитие в период дистанционки.

Однако эти меры не включают в себя непосредственно скидок на обучение, на которые рассчитывают студенты.

Вузы могут обязать снижать стоимость учебы на удаленке — МК

С каждой неделей все больше российских вузов переводят студентов на удаленку. В связи с новой волной дистанта депутаты внесли в Госдуму законопроект о снижении стоимости обучения при переходе в онлайн.

Новый документ наделит Минобрнауки правом поднимать вопрос о возврате части средств студентам, переведенным в онлайн.

По мнению авторов законопроекта, во многих вузах при переходе на удаленку весной снижалось количество и качество лекций, при этом перерасчета стоимости обучения не было. Тем временем студенты должны иметь право на скидку в подобной ситуации.

За последние 2 недели все больше студентов в разных регионах России переходят на дистанционное обучение из-за коронавируса.

Ранее Студсовет МГУ обратился к Виктору Садовничему с просьбой перевести в удаленный формат все факультеты вуза из-за резкого роста случаев заболевания в Москве.

Ректор МГУ оставил право принимать решения о дистанционке за деканами факультетов, рекомендовав руководителям при ухудшении ситуации переходить на полный дистант.

На сегодняшний день полностью ушли в онлайн 10 факультетов вуза, в том числе физический, химический, юридический, Институт стран Азии и Африки. На 9 факультетах организовано смешанное обучение, но удаленный формат также преобладает.

Очную форму обучения пока удается сохранять на направлениях, где занятия проблематично проводить в онлайн формате, например, на биологическом факультете, факультете фундаментальной медицины и пр. Из 41 тысячи студентов МГУ аудиторное обучение сохраняется у 7,5 тысяч.

В период с 12 по 26 октября коронавирус был диагностирован у 40 студентов вуза.

— Сейчас многие студенты сами выступают за то, чтобы перейти на дистант, — рассказала Елена, студентка исторического факультета. – Мы пока продолжаем учиться очно, но это вызывает определенные проблемы.

Периодически из-за болезни преподавателей в один день могут совпасть занятия в дистанционном и очном формате, это не очень удобно.

К тому же многие боятся заразиться вирусом в транспорте по дороге в университет.

С 26 октября смешанное обучение организовано для студентов-бакалавров ряда факультетов Финансовой академии при правительстве РФ. Удаленные занятия будут проходить в определенные дни в соответствии с графиком. ВШЭ с понедельника перевела в онлайн все лекции, учащиеся будут приезжать в вуз только 3 раза в неделю.

С 27 октября на дистанционное обучение перешел Крымский федеральный университет. В очном формате будут проходить только лабораторные занятия, которые невозможно провести удаленно.

Руководство вуза полагает, что онлайн обучение продлиться до 1 декабря, однако вполне вероятно, что его придется проводить до конца года.

В воскресенье Крым впервые вошел в десятку регионов, лидирующий по количеству заболевших коронавирусом за сутки.

В МГТУ им. Баумана, где на прошлой неделе было закрыто четыре здания из-за несоблюдения мер санитарной безопасности, в понедельник не смогли возобновить очную учебу. Повторная проверка Роспотребнадзора показала, что руководство не полностью не устранило нарушения, а в вузе фиксируются новые случаи заражения.

«Не во всех помещениях имеется социальная разметка.

Расписание занятий и практик не пересмотрено и не позволяет разграничить контакты студентов разных групп и обеспечить проведения текущей дезинфекции в учебных помещениях в перерывах между занятиями, периодичность дезинфекции других помещений также не соблюдается.

Не представлена информация о применяемых дезинфицирующих средствах, графики уборок и дезинфекции, не обеспечен пятидневный запас дезинфицирующих средств и СИЗ», — сообщает Управление Роспотребнадзора по Москве.

Бауманке было выдано новое предписание, в соответствии с которым нарушения нужно устранить до 30 октября. Тем временем ректор Анатолий Александров из-за сложившей ситуации внес изменения в устав университета. Теперь за несоблюдение социальной дистанции или отсутствие маски студенты могут получить дисциплинарное взыскание вплоть до отчисления из вуза.

28 октября главный санитарный врач по Москве Елена Андреева сообщила, что в столице будет усилен контроль за соблюдением санитарных мер в вузах.

По мнению ряда ректоров учебных заведений, выполнить все правила практически невозможно, поэтому не исключено, что всем учебным заведениям придется уйти на дистант, иначе их деятельность просто будет приостановлена проверяющими.

В этой ситуации законодательная инициатива о снижении стоимости обучения на удаленке станет для студентов более чем актуальной.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *